Редуктор
1.РЕДУКТОР, содержащий ко пус,. зубчатые колеса, установленны на подшипниках в корпусе, и систем смазки, включаюп;ую маслоулавливающ желобки и направляющий кожух, зак/ т1 Фиг репленные на корпусе, установленный по крайней мере на одной стороне зубчатого колеса маслоулавливаюпщй кожух с лопатками и выполненные в ступице колеса отверстия для прохода масла, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности за счет смазки подшипников зубчатых колес под избыточным давлением, он снабжен устройствами для передачи смазки, закрепленными на корпусе редуктора, заборные части которых расположены между зубчатым колесом и кожухом и имеют каналы, соединяющие их с подшипниками.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) И) (51) 4 Г16 Н 57 04
14
klan,2 .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV CBMQETEJlbCTBY
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA.(21) 3750286/25-28 (22) 31.05.84 (46) 15. 11 85. Бюл. № 42 (72) В.M.ÀíòîíoB, П. В. Крот, Н.М.Петров, Н.Ю.Самойлов и 10.И.Ширшов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР .№ 545804, кл..F 16 Н 57/04, 1976. (54)(57) 1.РЕДУКТОР, содержащий корпус,.зубчатые колеса, установленные на подшипниках в корпусе, и систему смазки, включающую маслоулавливающие желобки и направляющий кожух, закрепленные на корпусе, установленный по крайней мере на одной стороне зубчатого колеса маслоулавливающий кожух с лопатками и выполненные в ступице колеса отверстия для прохода масла, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности за счет смазки подшипников зубчатых колес под избыточным давлением, он снабжен устройствами для передачи смазки, закрепленными на корпусе редуктора, заборные части которых расположены между зубчатым колесом и кожухом и имеют каналы, соединяющие их с подшипниками.
1191666
2.Редуктор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что в устройствах для передачи смазки .выполнены дополнительные каналы, входы которых направлены в противоположные стороны относительно основных.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым передачам, и может быть использовано в трансмиссиях гусеничных и колесных машин, а также в других силовых 5 установках, предназначенных для передачи мощности от источника энергии до нагружателя.
Цель изобретения — повьппение надежности за счет смазки подшипников зубчатых колес под избыточным давлением.
На фиг.! изображен предлагаемый редуктор, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.l; на
15 фиг.3 — разрез Б-.Б на фиг.2; на фиг.4 - вид В на фиг.2, устройство для передачи смазки; на фиг. 5 разрез Г-Г на фиг.4.
Редуктор содержит неподвижный корпус 1, заполненный определенным количеством масла, зубчатые колеса 2 и 3, установленные на подшипниках 4 и 5 в корпусе 1, систему смазки, включающую маслоулавливающие 25 желобки 6 и 7 и направляющий кожух 8, закрепленные на корпусе 1, основной маслоулавливающий кожух 9 с лопатками 10, установленный на зубчатом колесе 3, в ступице которо- 1О го выполнены отверстия 11 для прохода масла, а также дополнительный иаслоулавливающий кожух 12 с лопатка. яи 13. Основной 9 и дополнительный
12 маслоулавливающие кожухи вместе со ступицей колеса 3 образуют замкнутые круговые полости 14 и 15. В . этих полостях расположены заборные части 16 устройства 17 для передачи смазки, которые закреплены на кор- gO пусе 1 ° Для передачи смазки из полостей 14 и 15 к подшипникам 4 и 5 устройства 17 имеют систему каналов 18, а для передачи смазки под3.Редуктор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что заборная часть каждого устройства для передачи смаз- ки выполнена в виде эллипса, большая ось которого расположена в плоскости вращения зубчатого колеса, а входы каналов — соосно с этой осью. шипникам при реверсивном вращении зубчатых колес — самостоятельную систему каналов 19, причем входные магистрали 20 и 21 этих систем направлены в противоположные стороны..
Для обеспечения надежного забора масла из замкнутых круговых полостей заборная часть 16 устройства 17 выполнена в виде эллипса, большая ось которого находится в плоскости вращения зубчатого колеса 3, а входные магистрали 20 и 21 системы каналов 18 и 19 выполнены соосно с. этой осью.
Смазка редуктора осуществляется следующим образом.
При вращении зубчатого колеса 3 масло, находящееся в корпусе l, захватывается зубьями колеса и отбрасывается на стенки корпуса редуктора. Стекая по стенкам корпуса вниз, масло попадает в маслоулавливающий желобок 6 и по нему стекает в другой маслоулавливающий желобок 7, который,в свою очередь, улавливает масло, стекающее по стенке, на которой он закреплен, затем масло сливается в направляющий кожух 8, который также улавливает дополнительное количество масла, стекающего по стенке корпуса, к которой он прикреплен.
Таким образом, все масло отброшенное на стенки корпуса, собирается в .направляющем кожухе 8, а затем из него стекает в замкнутую круговую полость
14, в которой оно увлекается лопаткаками 10 и начинает вращаться вместе с зубчатым колесом 3. Под действием центробежных сил в полости создается избыточное давление и масло через отверстия ll перетекает в замкнутую ( круговую полость 15, таким образом уровень масла в полостях 14 и 15 вы10
Р .- рса(R- ) 20 з 1191 равнивается. Навстречу вращающему- ся потоку масла направлена одна из входных магистралей устройств 17 (например 20), заборные части кото- рых расположены в полостях 14 и 15.
При вращении зубчатого колеса 3 в полостях 14 и 15 создается статическое давление масла, определяемое по формуле . и динамическое давление, определяе,мое по формуле 15
Р pv а где p — плотность масла;
Q " угловая скорость вращения колеса 3;
R и 1 — наибольший и наименьший радиусы вращающегося масляного кольца.; — линейная скорость масляного кольца íà его среднем 25 радиусе.
Сумма этих двух давлений дает полное давление масла, возникающее во вращающемся масляном кольце. Под д -А ю
666 4 этим давлением масло через входную магистраль 20 устройства 17 попадает в систему каналов 18 и по ним подводится к подшипникам 4, находящимся вне зоны вращающегося кольца масла.
При изменении направления вращения колеса 3 масло через входную магистраль 21, направленную в проти- воположную сторону магистрали 20, попадает в систему каналов 19 и по ним также подводится к подшипникам 4.
Для уменьшения возмущения потока масла заборная часть 16 устройства
17 выполнена в виде эллипса, большая ось которого находится в плоскости вращения зубчатого колеса 3, что повышает надежность забора масла из замкнутых круговых полостей 14 и 15 с .избыточным давлением.
С целью исключения вытекания масла при поперечных и продольных кренах при движении транспортных средств маслоулавливающие желобки 6 и 7 и маслозаборные лотки направляющего кожуха 8 установлены на стенках корпуса 1 наклонно относи- . тельно горизонта.
1191 ббб
/ -Г
20 гом г фут ф.
Заказ 7140/34 Тираж 897
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035,Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Подписное
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Э.Барановский
Редактор А.Лежнина Техред А.Ач Корректор Г.Решетник



