Электрическая машина
1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с внутренней циркуляцией хладагента , содержащая статор, ротор с сердечником ,, имеющим аксиальные каналы и обмоткой, вал с проДольньв4И радиальньфт ребрами и аксиальные каналы , распол(женные между валом и сердечником ротора, отличающ а я .с ,я. тем, что, с целью улуч шения энергетических показателей, сердечник ротора выполнен с расположенными между ребрами выступами, в которых размещены дополнительные, аксиальные каналы.
СООЭ СОЮЕТСНИХ
OIINI
РЕСПУБЛИН
4(51) Н 02 К 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
: Н ABTOPCNOMV СВИДЮЮЪС"ЮУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
00 ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПЪЮ (21) 3679114/24-07 (22) 26. 12.83 (46) 30.05.85. Бюп. В 20 (72) Н.А.Куцын Ю.В.Норшнев, Л.А. Збарский,, В.Ц.Иазущевский и И.г.йирний (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (53) 621 313.713(088 ° 8) (56) 1..Авторское свидетельство СССР з 484602, кл. Н 02 K 1/32, 1972.
2.. Авторское свидетельство СССР
Ô 645232, кл. Н 02 К 9/04, 1977.
„„SU„„ l 159113 А (54) (57) 1, ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с внутренней циркуляцией хладагента, содержащая статор, ротор с сер« дечннком,. имеющим аксиальные каналы и обмоткой, вал с продольнъки радиальными ребрами и аксиальные каналы, расположенные между валом и сердечником. ротора, о т л и ч а ющ а я.с,я, тем,. что, с целью улучюения энергетических показателей., сердечник ротора выполнен с расположенными между ребрами. выступами, в которых размещены дополнительные. аксиальные каналы.
1159113
2. Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что выступы сердечника ротора выполнены с образованием щелевидных аксиальных вентиляционных каналов, обращенных к
- радиальным поверхностям ребер вала. а .
Изобретение относится к электротехнике и может быть испй ьзоваио в асинхронных электродвигателях с. внутренней циркуляцией хладагента. 5
Известна электрическая машина с внутренней циркуляцией хладагента, содержащая статор, ротор, вал с продольными радиальными ребрами и аксиальчые вентиляционные кана- 16 лы 1j.
Недостатками этой конструкции являются низкая эффективность охлаждения в виду теплоотдающей поверхности укаэанных вентиляционных 15 каналов и низкое использование электротехнической стали.
Наиболее близка к предлагаемой электрическая машина с внутренней циркуляцией хладагента, содержащая 20 статор, ротор с сердечником, имевщим аксиальные вентиляционные каналы, и обмоткой, вал с продольными радиальными ребрами и аксиапьные вентиляционные каналы, расположен- 2S ные между валом и сердечником ротора 2).
Однако в такой машине при увели чении теплоотдающих поверхностей аксиальных вентиляционных каналов 36 ротора за счет сечения активной стали спинки ротора ухудшаются энергетические показатели и повышается нагрев машины.
Цель изобретения - улучшение энер-3S гетических показателей.
Эта цель достигается тем, что в известной электрической машине с внутренней циркуляцией хладагента, содержащей статор, ротор, с сердечки- ком, имеющим аксиальные каналы, и обмоткой, вал с продольными радиальными ребрами и аксиальные каналы, расположенные между валом и сердеч3. Машина по п. 1,,о тл и— ч а ю щ а я с я тем, что акси— альные каналы в выступах сердечника ротора открыты в сторону вала.
2 ником ротора, сердечник ротора выполнен с расположенными между ребрами выступами, в которых размещены аксиальные каналы.
Выступы сердечника ротора могут быть выполнены с образованием щелевидных аксиальных вентиляционных каналов, обращенных к радиальным поверх ностям ребер вала.
Аксиальные каналы в выступах сердечника ротора могут быть открыты в сторону вала.
На фиг.1 изображена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1, н; фкг.3 - то же, вариант выполнения с щелевидными аксиальными вентиляционными каналами, образованными между радиальными поверхностями ребер вала и выступами спинки сердечника ротора; на фиг.4 — то же, вариант выполнения с аксиальными вентиляционными каналами в выступах .спинки сердечника ротора, часть которых выполнена открытыми в сторону вала.
Электрическая машина имеет статор 1, ротор 2 с аксиальными вентиляционными каналами 3, расположенными в спинке 4 его сердечника 5, вал
6 с продольными радиальными ребрами
7 и акскальные вентиляционные каналы В, расположенные между валом 6 и сердечником 5 ротора 2. Спинка 4 сердечника 5 ротора 2 в эоке между ребрами 7 sana 6 выполнена с высту" пами 9, в которых размещены акскальные вентиляционные каналы 10, Радиальные пазы 11, расположенные между выступами 9 спинки 4 сердечника 5 ротора 2, охватывают ребра 7 зала б
Между сопрягаемьжи радиальными поверхностями 12 и 13 ребер 7 вала б к выступов 9 спинки 4 сердечника 5
8 8 У (Pub. Г
Я 12 фиа. 3 г
Составитель А.Воинов
Редактор Л.Веселовская Техреду.Кастелевич Корректор А Зимокосов
ЮЮ ° е@ н МЪй
Заказ ЗР04/53 Тираж 646 Подписное
ВНИИПИ ГосудаРствеиного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4
3 1159 ротора 2 выполнены щелевицные аксиальные вентиляционные каналы 14.
Аксиальные вентиляционные канапы
10 в выступах 9 спинки 4 сердечника
5 ротора 2 выполнены открытыми в сторону вала 6. Статор 1 и ротор 2 имеют радиальные вентиляционные каналы 15 и 16 соответственно. Циркуляция внутреннего воздуха осущест- 10 вляется вентиляторами 17, установленными на валу 6 под лобовыми частями 18 обмотки статора 1. Направление движения хладагента показано на фиг.1 стрелками. По периферии стато- f$ ра 1 размещен трубчатый теплообменник 19.
Выходящий из вентиляторов 17 > хладагент поступает в лобовые части
18 обмотки статора 1 и аксиальные щ вентиляционные канапы 3, 8, 10 и 14
113 ф и далее через радиальные вентиляционные каналы 16 ротора 2 попадает в радиальные вентиляционные каналы 15 статора 1, Иэ лобовьм частей 18 и каналов 15 статора 1 поток хладагента поступает в теплообменник 19 ° откуда направляется в вентиляторы 17.
Предлагаемое изобретение поэво« ляет увеличить теплоотдающие поверхности аксиальных вентиляционных каналов спинки сердечника ротора по срав" нению с прототипом более чем в два раза при Ьдновременном увеличении поперечного сечения активной стали этой спинки сердечника ротора до 12Х в результате чего обеспечивается повьииение эффективности охлаждения на 6-SX и повьипение использования электротехнической стали машины до
i12X.


