Механизм перемещения крышки люка
. МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КРЫШКИ ЛЮКА, содержащий пары штанг, каждая из которых шарнирно соединена одним концом с неподвижным корпусом, а другим - с крышкой, и приводной элемент, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения габаритов и веса механизма, приводной элемент выполнен в виде по крайней мере одного торсиона, который снабжен механизмом регулирования его жесткости, установленным на оси вращения одной из штанг, причем один конец торсиона жестко соединен со штангой и шарнирно - с корпусом, а второй его конец жестко связан через механизм регулирования жесткости с корпусом и шарнирно - с указанной штангой, при этом на концах торсионов установлены переходные элементы, шарнирно-соединенные с корпусом, один из которых жестко связан соответственно с концом торсиона и указанной штангой , а другой элемент через механизм ko регулирования жесткости жестко связан с другим концом торсиона и с корпусом .
СОО3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (5I)4 В 60 J 3/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3571228/27-11 (22) 11.01.83 (46) 15.10.85. Бюл. М- 38 (72) В.С. Зятьков, Ю.К. Тонкошкуров, А.С. Яковлев, В.И. Кирдяшкин и И.П. Калугин (53) 629.113.068(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 482347, кл. В 63 В 19/00, 1973. (54) (57) МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕ1ШБНИЯ
КРЫШКИ ЛЮКА, содержащий пары штанг, каждая из которых шарнирно соединена одним концом с неподвижным корпусом, а другим — с крышкой,, и приводной элемент, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения габаритов и веса механизма, приводной элемент выпол184700 A нен в виде по крайней мере одного торсиона, который снабжен механизмом регулирования его жесткости, установленным на оси вращения одной иэ штанг, причем один конец торсиона жестко соединен со штангой и шарнирно — с корпусом, а второй его конец жестко связан через механизм регулирования жесткости с корпусом и шарнирно — с укаэанной штангой, при этом на концах торсионов установлены переходные элементы, шарнирно-соединенные с корпусом, один иэ которых жестко связан соответственно с концом торсиона и указанной штангой, а другой элемент через механизм регулирования жесткости жестко связан с другим концом торсиона и с корпусом.
1184
Изобретение относится к транспорт. ному машиностроению и может быть использовано в таких механизмах, где требуется быстрый подъем и закрывание крышек люков, створок, 5 проемов, дверей и т.д.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств устройства путем снижения габаритов и веса механизма. !О
1!а фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А на фиг ° 1; на фиг. 3 — раз рез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4разрез А-А на фиг. 1 (вариант уст- !5 ройства).
Механизм перемещения крышки 1 корпуса 2 состоит из передней пары штанг 3, задней пары штанг 4 и приводного элемента, выполненного в виде26 торсионов 5, которые снабжены механизмами регулирования их жесткости, установленными на оси вращения одной из штанг. Один конец 6 торсиона через переходный элемент 7 посредством шлицевого соединения жестко связан со штангой 4 и шарнирно -. с,: кронштейном 8 через цилиндрическую поверхность 9 переходного элемента.
Кронштейн 8 жестко закреплен на не- 30 подвижном корпусе 2. Гайка 10 и болт
11 фиксируют торсион от продольных перемещений. Другой конец 12 торсиона через переходный элемент 13, на части длины наружной цилиндрической поверхности которого выполнен шестигранник, обработанный по выступающим углам заодно с цилиндрической поверхностью, жестко связан с рычагом 14 механизма регулиро- 4l! вания жесткости и шарнирно — с кронштейном 15 через цилиндрическую поВ
700 2 верхность !6 перехщСногс асиента.
К рычагу 14 с помощью пальца 17 прикреплен грузовой винт Я, имеющий на другом конце сферическую гайку 19, упертую в сферическую поверхность кронштейна 20, имеющего вырез для обеспечения перемещения хвостовика 21 грузового винта и выступающей части сферической гайки.
Гайка 22 фиксирует переходной элемент 13 от продольных перемещений.
Устройство работает следующим образом.
При сборке механизма крышку 1 отводят в крайнее исходное положение и фиксируют с помощью защелки или замка. Рычаг 14 при этом соединяют с переходным элементом 13 так, чтобы палец 17 был максимально приближен к корпусу 2. Вращением гайки
l9 обеспечивают перемещение рычага 14 и закручивание жестко связанного с ним торсиона 5 на угол
К, определяемый величиной перемещения грузового винта 18. Момент вращения передается через торсион 5, переходный элемент 7 и штангу 4 на крышку .1. При освобождении крьппки штанга 4 вращается вокруг своей оси по цилиндрической поверхчости 9 переходного элемента 7 и, создавая тем самым давление на крышку 1, перемещает ее.
Приводной элемьнт может быть выполнен в виде пары торсионов с общим механизмом регулирования жесткости (фиг. 4). Такое его выполнение обеспечивает одновременный поворот штанг под действием одинакового крутящего момента, что исключает перекос крышки при ее движении.
1!К б i!1!
II
Фиг z
17
АЗ
Составитель А. Слыхов
Редактор Т. Парфенова Техр ед 3. Палий Корректор M. Демчик
Заказ 6314/13 Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ I осударствеиного комитета СССР по делам изобретений и открытий
)13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, у .. Проектная, 4



