Устройство для упругой подвески валопровода
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРУГОЙ ПОДВЕСКИ ВАЛОПРОВОДА, содержащее дейдвудную гильзу со смонтированными в ней дейдвудными подшипниками, установленную посредством упругих элементов в мортире, связанной с опорным фундаментом, опорно-упорные подшипники, а также упругую муфту сцепления, связанную с валопроводом , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе валопровода и уменьшения уровня шума и вибрации корпуса судна, оно снабжено обоймой из эластичного материала с равномерно расположенными по окружности и радиально направленными продольными стенками, установленной между упругими элементами, дейдвудной гильзой и мортирой и образующей в сочетании с внешней поверхностью дейдвудной гильзы и с внутренней поверхностью мортиры полости равного объема, при этом в продольных станках установлены втулки с калиброванными отверстиями, сообщающие смежные указанные полости между собой, а последние заполнены жидкостью, причем продольные стенки усилены ребрами жесткости, закрепленными на наружной поверхности дейдвудной гильзы.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(5D В 63 Н 2334
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ!,::а (Э
Ъ.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3685731/27-11 (22) 02.01.84 (46) 23.06.85. Бюл. № 23 (72) А. В. Саватенков (53) 629.1.037.4 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 958223, кл. В 63 Н 23/34, 27.02.81. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРУГОЙ
ПОДВЕСКИ ВАЛОП РОВ ОДА, содержаwee дейдвудную гильзу со смонтированными в ней дейдвудными подшипниками, установленную посредством упругих элементов в мортире, связанной с опорным фундаментом, опорно-упорные подшипники, а также упругую муфту сцепления, связанную с валопроводом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе валопрово„SU„„1162684 А да и уменьшения уровня шума и вибрации корпуса судна, оно снабжено обоймой из эластичного материала с равномерно расположенными по окружности и радиально направленными продольными стенками, установленной между упругими элементами, дейдвудной гильзой и мортирой и образующей в сочетании с внешней поверхностью дейдвудной гильзы и с внутренней поверхностью мортиры полости равного объема, при этом в продольных станках установлены втулки с калиброванными отверстиями, сообщающие смежные указанные полости между собой, а последние заполнены жидкостью, причем продольные стенки усилены ребрами жесткости, закрепленными на наружной поверхности дейдвудной гильзы.
11
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для упругой подвески валопровода.
Известно устройство для упругой подвески валопровода, содержащее дейдвудную гильзу со смонтированными в ней дейдвудными подшипниками, установленную посредством упругих элементов в мортире, связанной с опорным фундаментом, опорно-упорные подшипники, а также упругую муфту сцепления, связанную с валопроводом (1).
Недостатками известного устройства являются большие амплитуды колебаний валопровода и отсутствие рассеивания энергии колебаний, что вызывает дополнительные динамические нагрузки на элементы валопровода и корпуса судна. Результатом этого является высокий уровень шума и вибрации корпуса судна, появление усталостных трещин в валопроводе и даже его поломка, а также повышенный износ подшипников.
Цель изобретения — повышение надежности в работе валопровода и уменьшение уровня шума и вибрации корпуса судна.
Цель достигается тем, что устройство для упругой подвески валопровода, содержащее дейдвудную гильзу со смонтированными в ней дейдвудными подшипниками, установленную посредством упругих элементов в мортире, связанной с опорным фундаментом, опорно-упорные подшипники, а также упругую муфту сцепления, связанную с валопроводом, снабжено обоймой из элас тичного материала с равномерно расположенными по окружности и радиально направленными продольными стенками, установленной между упругими элементами, дейдвудной гильзой и мортирой и образующей в сочетании с внешней поверхностью дейдвудной гильзы и с внутренней поверхностью мортиры полости равного объема, при этом в продольных стенках установлены втулки с калиброванными отверстиями, сообщающие смежные указанные полости между собой, а последние заполнены жидкостью, причем продольные стенки усилены ребрами жесткости, закрепленными на наружной поверхности дейдвудной гильзы.
На фиг. 1 изображено устройство для упругой подвески валопровода, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2.
Устройство для упругой подвески валопровода. 1 содержит дейдвудные подшипники 2 и 3, сопряженные с валопроводом 1, опорный 4 и упорный 5 подшипники. Дейдвудные подшипники 2 и 3 смонтированы в дейдвудной гильзе б, упруго подвешенной в
62684
10 l5
50 мортире 7 на упругих элементах 8 и 9, которые обеспечивают герметичность узла.
Мортира 7 жестко закреплена на корпусе судна.
В пространстве между дейдвудной гильзой 6 и мортирой 7 расположена обойма 10 образующая в сочетании с внешней поверхностью дейдвудной гильзы 6 и внутренней поверхностью мортиры 7 равные по объему полости, сообщающиеся между собой через калиброванные отверстия во втулках 11, установленных в продольных стенках обоймы 10. Продольные стенки обоймы 10 подкреплены ребрами жесткости 12, установленными на наружной поверхности дейдвудной гильзы 6 и ограничивающие смещение стенок в поперечной плоскости.
3а дейдвудным подшипником 3 установлено уплотнение 13, обеспечивающее герметичность по валопроводу 1 гребного винта. Валопровод 1 через упругую муфту 14 соединяется с главным двигателем 15.
Устройство работает следующим образом.
При работе гребного винта система гребной винт-валопровод является источником вибрации, которая вызывает дополнительные динамические нагрузки на элементы валопровода 1 и корпуса судна. Под действием изгибающих моментов, создаваемых переменными нагрузками, действующими на валопровод 1, дейдвудная гильза 6, упруго подвешенная в мортире 7 на упругих элементах 8 и 9, совершает колебания вместе с валопроводом 1. При радиальных динамических смешениях дейдвудной гильзы 6 происходит изменение объемов жидкости в полостях; образованных обоймой 10 в сочетании с внешней поверхностью дейдвудной гильзы 6 и внутренней поверхностью мортиры 7. При этом жидкость из полостей с уменьшающимся объемом перетекает через калиброванные отверстия во втулках 11 в полости с увеличивающимся объемом.
Продольные жесткости 12 ограничивают смещение продольных стенок обоймы 10 в поперечной плоскости по касательной к дейдвудной гильзе б.
При дросселировании жидкости через калиброванные отверстия энергия колебаний поглощается и рассеивается, в результате чего уменьшается амплитуда колебаний, снижаются динамические нагрузки на элементы валопровода и корпус судна, смещаются собственные частоты колебаний системы по отношению к частотам возмущающих сил, уменьшается уровень шума и вибрации на корпусе судна, а в целом повышается надежность работы валопровода.
1162684 б Б раМирн т
Составитель А. Строков
Редактор П. Коссей Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Заказ 4051/16 Тираж 435 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и огкрытий
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау писка я наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4