Устройство для автоцентровки судовых валопроводов
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОЦЕНТРОВКИ СУДОВЫХ ВАЛОПРОВОДОВ, содержащее корпус, индикаторную головку и силоизмерительный элемент в виде пакета тарельчатых пружин, отличающееся тем. что, с целью повышения точности центровки, снижения ее трудоемкости и обеспечения автоцентровки , оно снабжено качающейся опорой с направляющими, на которых посредством катков установлен казенный корпус. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что силоизмерительный элемент включает в себя люнет и упругую опору, установленную в казанных направляющих и,.|еопряженную своей подвижной частью с люнетом, снабженным роликами, взаимодействующими с валопроводом. 3.Устройство по п. -1, отличающееся тем, что качающаяся опора снабжена стопорными винтами и шкалой угловых перемещений основания, а корпус выполнен с гравитационным угломером.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК уд) В 63 Н 23/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В» -,(Ъ» ).».-(;, ьиьлщдц, „
Г г
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3489932/27-11 (22) 10.09.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) Г. Ю. Завизион, П. А. Гаращенко и К. С. Фурсов (71) Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (53) 629.12.037.5 (088.8) (56) 1. Кравченко В. С. Монтаж судовых энергетических установок. Л., 1975, с. 88, 1 70. (54) (57) 1. УСТРОЛСТВО ДЛЯ АВТОЦЕНТРОВКИ СУДОВЫХ ВАЛОПРОВОДОВ, содержащее корпус, индикаторную головку и силоизмерительный элемент в виде пакета тарельчатых пружин, отличающееся тем, ÄSUÄÄ 1082683 A что, с целью повышения точности центровки, снижения ее.трудоемкости и обеспечения автоцентровки, оно снабжено качающейся опорой с направляющими, на которых посредством катков установлен казанный корпус.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что силоизмерительный элемент включает в себя люнет и упругую опору, установленную в казанных направляющих и. сопряженную своей подвижной частью с люнетом, . снабженным роликами, взаимодействующими с валопроводом.
3. Устройство по п..1, отличающееся тем, что качающаяся опора снабжена стопорными винтами и лкалой угловых перемещений основания, а корпус выполнен с гравитационным угломером.
1082683 0
Изобретение относится к судостроению и судоремонту, в частности к центровке судовых валопроводов по нагрузкам, и может быть использовано в машиностроении для центровки валов, устанавливаемых на концевые и промежуточные опоры.
Известно устройство для автоцентровки судовых валопроводов, содержащее корпус, индикаторную головку и силоизмерительный элемент в виде пакета тарельчатых пружин (1) .
Однако при центровке валопровода с помощью известного устройства формирование расчетных значений вертикальных на- грузок и получение малой разницы в показаниях правого и левого динамометров на каждом подшипнике затруднительны, так как для этого приходится многократно и попеременно нагружать каждый подшипник, а нередко и передвигать подшипник в направлении, перпендикулярном оси валопроводов, прежде чем валопровод будет установлен так, чтобы нагрузки на каждом подшипнике не вышли за допустимые пределы их отклонений. Это обуславливает большую трудоемкость и низкую точность при работе с динамометром.
Цель изобретения — повышение точности центровки и снижение ее трудоемкости, а также обеспечение автоцентровки.
Указаннач цель достигается тем, что устройство для автоцентровки судовых валопроводов, содержащее корпус, индикаторную головку и силоизмерительный элемент в виде пакета тарельчатых пружин, снабжено качающейся опорой с направляющими, на которых посредством катков установлен казанный корпус.
Силоизмерительный элемент включает в себя люнет и упругую опору, устаневленную в указанных направляющих и сопряженную своей подвижной частью с люнетом, снабженным роликами, взаимодействующими с валоп роводом.
Кроме того, качающаяся опора снабжена стопорными винтами и шкалой угловых перемещений основания, а корпус выполнен .с гравитационным угломером.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в положении, занимаемом им по отношению к валопроводу, подшипнику и судовому фундаменту при автоцентровке, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема работы устройства.
Устройство содержит корпус 1, в котором установлена упругая опора 2-стабилизатор нагрузки (фиг. 1 и 2). Своим подвижным звеном упругая опора сопряжена с люнетом 3, снабженным роликами 4, который поддерживает валопровод 5 вместе с подшипником
6. К корпусу прикреплена индикаторная головка 7, измерительный штифт которой находится в контакте с подвижным звеном упругой опоры, что необходимо для контроля автоцентровки валопровода в вертикальной плоскости. Хвостовик корпуса входит в вертикальную направляющую, представляющую собой резьбовое отверстие основания 8 устройства.
Положение упругой опоры по вертикали фиксируется. винтом 9. Основание устройства установлено катками 10 на направляющие качающейся опоры 11, по краям которой расположены стопорные винты 12 (на фиг. 1 стопорные винты показаны в положении перед автоцентровкой).
Качающаяся опора, устанавливаемая на фундаменте 13, снабжена шкалой 14 угловых перемещений. К основанию устройства прикреплен гравитационный угломер 15.
Устройство для автоцентровки судовых валопроводов работает следующим образом.
Вращением винта 9 перемещают вверх упругую опору с люнетом и приподнимают валопровод 5 вместе с опорным подшипником 6 над судовым фундаментом 13, т.е. перевешивают валопровод с подшипниками с фундемента на устройство. При этом упругая опора автоматически формирует в данном сечении валопровода требуемое (расчетное) значение вертикальной нагрузки.
В это же время валопровод за счет внутренних упругих сил сдвигает устройство по направляющим качающейся опоры так, что горизонтальные нагрузки обращаются в нуль. В результате валопровод самопроизвольно переходит из некоторого начального положения 1 до автоцентровки в номинальное положение ll после автоцентровки (фиг. 3).
Контроль автоцентровки в вертикальной и горизонтальной плоскостях производят по показаниям соответственно индикаторной головки и гравитационного угломера. Номинальное положение, принимаемое валопроводом после автоцентровки, фиксируется стопорйыми винтами качающейся опоры.
После проведения соответствующих измерений и изготовления подкладок (клиньев) подкладки вставляют в зазор между подошвой подшипника и судовым фундаментом и обратным вращением винта 9 выводят устройство из работы, т.е. перевешивают валопровод, занявший после автоцентровки номинальное положение, с устройства на судовой фундамент.
Предлагаемое устройство для автоцентровки судовых валопроводов по сравнению с прототипом позволяет сократить простои судна, связанные с центровкой валопровода, в 7 раз и увеличить межремонтный период в 1,5 раза, а также значительно снизить трудоемкость центровочных работ и повысить точность центровки.
Технико-экономическая эффективность от внедрения изобретения на одном судне, типа БМРТ составляет 10391 руб. в год.
l082683
Фиг.2
ФИ3.3
Редактор А. Огар
Заказ 1656/17
Составитель В. Жернов
Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по .делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35; Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4