Система смазки двигателя внутреннего сгорания
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕ .ЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая масляную емкость, насос с приводом от вала двигателя, нагнетательную и главную масляные магистрали, регулятор дав-, ления с подпружиненным перепускным плунжерным запорным элементом, установленным на линии связи нагнетательной и главной масляной магистралей, и обратный клапан, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения дополнительной подачи масла в главную масляную магистраль при снижении частоты вращения вала двигателя, она снабжена дополнительной масляной емкостью, сообщенной с нагнетательной магистралью через обратный клапан и с главной масляной магистралью через запорный элемент, а также нагнетательным насосом, имеющим корпус с полостями и плунжер с размещенным и вполостях цилиндрическими поясами больщего и меньшего диаметра, причем цилиндрический пояс большего диаметра размещен в полости корпуса, сообщенной с главной масляной магистралью, а меньшего диаметра установлен на линии связи нагнетательной магистрали и дополнительной масляной емкости. (Я О5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1160072
1 у F 01 М 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3463157/25-07 (22) 02.07.82
\ (46) 07.06.85. Бюл. № 21 (72) М. М. Фролов (71) Камский политехнический институт (53) 621.434-72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1011875, кл. F 01 М 1/16, 1981. (54) (57) СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕ,ЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая масляную емкость, насос с приводом от вала двигателя, нагнетательную и главную масляные магистрали, регулятор дав-, ления с подпружиненным пе реп ускным плунжерным запорным элементом, установленным на линии связи нагнетательной и главной масляной магистралей, и обратный клапан, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения дополнительной подачи масла в главную масляную магистраль при снижении частоты вращения вала двигателя, она снабжена дополнительной масляной емкостью, сообщенной с нагнетательной магистралью через обратный клапан и с главной масляной магистралью через запорный элемент, а также нагнетательным насосом, имеющим корпус с полостями и плунжер с размещенными в- полостях цилиндрическими поясами большего и меньшего диаметра, причем цилиндрический пояс большего диаметра размещен в полости корпуса, сообщенной с главной масляной магистралью, а меньшего диаметра установлен на линии связи нагнетательной магистрали и дополнительной масляной емкости;
1160072
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смазки двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение надежности системы смазки путем обеспечения дополнительной подачи масла в главную масляную магистраль при снижении частоты вращения вала двигателя.
На чертеже представлена схема системы смазки двигателя.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит масляную емкость (поддон) 1, насос 2 с приводом от вала двигателя, нагнетательную магистраль 3, главную масляную магистраль 4, регулятор 5 давления с перепускным плунжерным запорным элементом 6, снабженным пружиной 7, выполненным с цилиндрическими поясами
8 и 9 соответственно меньшего и большего диаметров и установленным на линии 10 связи нагнетательной магистрали 3 и главной масляной магистрали 4. Система смазки содержит подпружиненные обратные клапаны 11 и 12, дополнительную масляную емкость 13, сообщенную с нагнетатель11ой магистралью 3 через обратный клапан 11 и с главной 2 масляной магистралью 4 через плунжерный запорный элемент 6 регулятора 5 давления, а также нагнетательный насос, имеющий корпус 14 с полостями 15 и 16 и плунжер 17 с размещенными в полостях 15 и 16 цилиндрическими поясами 18 и 19 соответственно большего и меньшего диаметров, причем пояс
18 большего диаметра размещен в полости
15 корпуса 14, сообщенной при помощи канала 20 с главной масляной магистралью 4, а пояс 19 меньшего диаметра установлен на линии 21 связи нагнетательной магистрали 3 и дополнительной масляной емкости 13 с возможностью перекрытия отверстия 22. Плунжер 17 нагнетательного насоса снабжен пружиной 23. Правая полость
24 корпуса регулятора 5 давления сооб2 щена с главной масляной магистралью 4 нри помощи канала 25.
Система смазки работает следующим образом.
При работе двигателя масло под давлением, создаваемым насосом 2, приводимым от вала двигателя, подается из емкости (поддона) 1 на смазку деталей двигателя через главную масляную магистраль 4, а также через нагнетательную магистраль 3 и обратный клапан 11 подается в дополнительную масляную емкость 13 для ее заполнения. При изменении давления в системе смазки двигателя плунжер
17 нагнетательного насоса совершает возвратно-поступательное движение. При повышении давления плунжер 17 поднимается вверх, перекрывая отверстие 22, и нагнетает масло, находящееся в полости 16, через обратный клапан 12 в дополнительную масляную емкость 13 до полного заполнения последней. В полость 16 масло поступает из емкости 1 через насос 2, магистраль 3, линию 21 и отверстие 22. Таким образом происходит дополнительное наполнение маслом емкости 13 и в ней создается избыточное давление в результате сжатия находящегося над уровнем масла воздуха.
При понижении давления в системе смазки двигателя до определенного значения запорный элемент 6 регулятора 5 давления
30 перемещается вправо, при этом его цилиндрический пояс 8 также перемещается вправо и масло, находящееся под повышенным давлением в емкости 13, начинает поступать из последней по линии 10 в главную масляную магистраль 4. Дополнительная подача масла из емкости 13 через магистраль 4 к деталям двигателя позволяет повысить давление масла в системе смазки до оптимального значения и предотвратить масляное «голодание», что особенно важно в моменты остановки двигателя.
Составитель О. Тугарева
Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
За каз 3714/29 Тираж 497 Подннсное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб;„д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

