Зубчатый механизм
--ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус, размещённые на осях ведущее и ведомое колеса, поводок, установленный в корпусе с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной осям колес и проходящей через середину общей образующей начальных поверхностей колес, а опоры ведомого колеса размещены в поводке, отличающийся тем,.что, с целью повышения надежности , ось поводка расположена в алоскости осей колес, координаты начальной поверхности ведомого колеса определены по зависимости гфЧгЧ , где R - радиус кругового сечения в средней плоскости ведомого колеса-, )-
„.ви„„11щзоо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (дц F 16 Н 1/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ у„игьсов(сьев(6 (21) 3656839/25-28 (22) 27.10 ° 83 (46) 23..05.85. Бюл. У 19 (72) В.П. Прохоров и Н.И. Прохорова (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 848805, кл. F 16 Н 1/04, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР
1Ф 1067263, кл . F 16 Н 1/04, 1982 (прототип). (54) (57) ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус, размещенные на осях ведущее и ведомое колеса, поводок, установленный в корпусе с .возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной. осям колес и проходящей через середину общей образующей начальных поверхностей колес, а опоры ведомого колеса размещены в поводке, о т л и м а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, ось поводка расположена в плоскости осей колес, координаты начальной поверхности ведомого колеса определены по зависимости где p — радиус кругового сечения в средней плоскости ведомого колеса;
1 =1() — функция углового положения образующей начальной поверхности ведомого колеса . относительно его оси в зависимости от угла поворота колеса
z,.V,v — координаты точек начальной поверхности ведомого колеса в системе его отсчета, а предельный угол Эя скрещивания осей колес определен по зависимости где V, — передаточное отношение колес;
Ы вЂ” угол профиля исходного контура ведущего колеса, Г9) — допускаемый угол давления.
1157300 вращательно-.качательное движение ведомого колеса, однако он ненадежен, так как силы сопротивления и их моменты, действующие на ведомое колесо, например, со стороны перемешиваемой среды в смесительной машине, вызывают неравномерное распределение нагрузки по длине зубьев колес и склонность к кромочному контакту.
Цель изобретения — повышение надежности механизма.
Указанная цель достигается тем, что в зубчатом механизме, содержащем корпус, размещенные на осях
45 ведущее и ведомое колеса, поводок, установленный в корпусе с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной осям колес и проходящей через середину общей образующей
50 начальных поверхностей колес, а опоры ведомого колеса размещены в поводке, ось поводка расположена в плоскости осей колес, координаты начальной поверхности ведомого коле55 са определены по зависимости
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубчатым механизмам со сложным движением ведомого колеса, и может быть использовано, например, в качестве привода рабочего o„ ãàíà смесительных машин.
Известен зубчатый механизм, содержащий корпус, размещенные на осях ведущее и ведомое колеса 111. 10
В этом механизме ведомому колесу придается сложное нращательно-поступательное движение, однако он не может обеспечить вращательно — качательного движения ведомого колеса.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является зубчатый механизм, содержащий корпус, размещенные на осях ведущее и ведомое колеса, поводок, установленный в корпусе с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной осям колес и проходящей через середину общей образующей начальных поверхностей колес, а опоры ведомого колеса размещены в поводке. Ось поводка перпендикулярна плоскости расположения осей колес 1 21.
Известный механизм обеспечивает
Я . — радиус кругового сечения в средней плоскости ведомого колеса
y=f(V ) — функция углового положения образующей начальной поверхности ведомого колеса относительно его оси в
$p е зависимости от угла поворота. колеса;
z,Ч, . — координаты точек начальной поверхности ведомого колеса в системе его отсчета, а предельный угол г-„ скрещивания п осей колес определен по зависимости у =и ссор(соя(6 где И-,, — передаточное отношение колес; с — угол профиля исходного контура ведущего колеса; (g) — допускаемый угол давления .
На чертеже приведена схема зубчатого механизма с переменным углом скрещивания осей для получения сложного вращательно — качательного движения ведомого колеса.
Зубчатый механизм содержит ведущее цилиндрическое зубчатое колесо 1 с осью вращения 0 -О,, зацепляющееся с ним ведомое зубчатое колесо 2 с осью вращения О. — О, причем колесо
2 установлено на опорах в поводке 3, имеющем возможность вращаться вокруг неподвижной оси 0 -03, расположенной перпендикулярно осям 0„-0 „ и О -О вращения колес 1 и 2 и проходящей через середину общей образующей начальных поверхностей этих колес. Начальные поверхности колес 1 и 2 представляют собой линейчатые поверхности. Колеса и поводок размещены в корпусе 4.
Зубчатый механизм со сложным движением ведомого колеса работает следующим образом.
При вращении ведущего цилиндрического колеса 1 вокруг неподвижной оси 0Ä -0Ä с угловой скоростью зацепляющееся с ним ведомое зубчатое колесо 2 вращается вокруг оси
0 -О с угловой скоростью ю, а его ось О -0 совершает угловые колебания со скоростью о вокруг оси
0 -0 пощздка 3, расположенной .перпендикулярно осям колес 1 и 2 и проходящей через середину общей
Составитель В.Сергеев едактор А.Коэориэ Техред С.Яовжий КорректорМ.Максимишинец.
Заказ 3315/35
Тираж 898 Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 1157300 4 образующей Д -4 их начальных поверх- вующих зубореэных станках стандарт» l ностей. ным инструментом, например на зубо»
Предлагаемый зубчатый механизм долбежном станке- стандартным эвольпозволяет получить сложное движение вентным прямозубым или косозубым ведомого колеса при сравнительной долбяком с использованием приспособконструктивной его простоте, что по- ления, обеспечивающего при обкатке вышает надежность привода смеситель- такое же движение заготовке нарезаеных машин. мого колеса, какое имеет ведомое
Нарезание ведомого зубчатого ко- зубчатое колесо зубчатого леса может быть выполнено на сущест- 1Î «»а


