Клапанный узел скважинного электроприводного насоса
КЛАПАННЫЙ УЗЕЛ СКВАЖИННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО НАСОСА, содержащий корпус с подводящим и перепускным каналами, размещенные в корпусе обратный клапан с седлом и запорньм органом и подвижное в осевом направлении кольцо, имеющее хвостовик и уплотнительную поверхность, перекрывающую входные отверстия перепускных каналов, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения электропривода при параллельной работе насосов, в корпусе последнего между подводящим каналом и обратным клапаном выполнена кольцевая камера, перепускные каналы подсоединены к ней, кольцо установлено в камере и его уплотнительной поверхностью служит торец, обращенный к обратному клапану, при этом седло последнего установлено в корпусе неподвижно, а запорный орган с возможностью контактирования с СО хвостовиком кольца.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITMA (21) 3627860/25 — 06 (22) 27.07.83 (46) 30.03.85. Бюл. ¹ .12 (72) В.В. Васильев и Д.И. Вербицкий (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро герметичных и скважинных насосов (53) 621.671(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
¹ 524008, кл. F 04 D 13/10, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР № 608987, кл. F 04 D 13/10, 1976. (54) (57) KJIAIIAHHbIA УЗЕЛ СКВАЖИННОГО
ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО НАСОСА, содержащий корпус с подводящим и перепускным каналами, размещенные в корпусе обратный клапан с седлом и запорным органом и подвижное в осевом направ„„SU„„1147854 А
4(sl) F 04 D 15/02 F 04 D 13/10 ленин кольцо, имеющее хвостовик и уплотнительную поверхность, перекрывающую входные отверстия перепускных каналов, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью улучшения охлаждения электропривода при параллельной работе насосов, в корпусе последнего между подводящим каналом и обратным клапаном выполнена кольцевая камера, перепускные каналы подсоединены к ней, кольцо установлено в камере и его уплотнительной поверхностью служит торец, обращенный к обратному клапану, при этом седло последнего установлено в корпусе неподвижно, а запорный орган— с возможностью контактирования с хвостовиком кольца.
1147854
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при подъеме жидкости из. скважин.
Известен клапанный узел скважинного электроприводного насоса, содержащий корпус с подводящим и перепускными каналами, размещенные в корпусе обратный клапан с седлом и запорным органом и подвижное в осевом направлении кольцо, перекрывающее входные отверстия перепускных каналов 1 ).
Однако известное устройство не обеспечивает достаточной надежности !5 работы из-за возможности заклинива- ния подвижного кольца и обратного клапана.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигае- 20 мому результату является клапанный узел скважинного электроприводного насоса, содержащий корпус с подводящим и перепускными каналами, размещенные в корпусе обратный клапан с седлом и запорным органом и подвижное в осевом направлении кольцо, имеющее хвостовик и уплотнительную поверхность, перекрывающую входные отверстия перепускных каналов (2 f. ЗО
Недостатком известного клапанного узла является то, что при его использовании в насосах, работающих параллельно, не обеспечивается достаточно эффективное охлаждение электро- j5 привода, так как при определенных условиях давление в системе оказывается больше, чем давление на выходе низконапорного насоса, обратный клапан его закрывается и подача насо-4О са прекращается, хотя сам насос не отключился.
Цель изобретения — улучшение охлаждения электропривода при параллельной работе насосов. 45
Поставленная цель достигается тем, что в клапанном узле скважин. ного электроприводного насоса, содержащем корпус с подводящим и перепускными каналами, размещенные в 50 корпусе обратный клапан с седлом н запорным органом и подвижное в осевом направлении кольцо, имеющее хвостовик и уплотнительную поверх-, ность, перекрывающую входные отвер- 55 стия перепускнык каналов, в корпусе .между подводящим каналом и обратным клапаном выполнена кбльцевая камера перепускные каналы подсоединены к ней, кольцо установлено в камере и его уплотнительной поверхностью служит торец, обращенный к обратному клапану, лри этом седло последнего установлено в корпусе неподвижно, а залорный орган — с возможностью контактирования с хвостовиком кольца.
На фиг. 1 представлен клапанный узел скважинного электроприводного насоса, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант выполнения насоса, снабженного кожухом.
Клапанный узел скважинного электролриводного насоса 1 содержит корпус 2 с подводящим и перепуск— ными каналами 3 и 4 соответственно, размещенные в корпусе 2 обратный клапан 5 с седлом 6 и запорным органом 7 и подвижное в осевом направлении кольцо 8, имеющее хвостовик 9 и уплотнительную поверхность, перекрывающую входные отверстия 10 перепускных каналов 4, в корпусе 2 между подводящим каналом 3 и обратным клапаном 5 выполнена кольцевая камера 11, перепускные каналы 4 подсоединены к ней, кольцо 8 установлено в камере 11 и его уплотнительной поверхностью служит торец
12, обращенный к обратному клапану 5, при этом седло 6 последнего установ— лено в корпусе 2 неподвижно, а запорный орган 7 с возможностью контактирования с хвостовиком 9 кольца 8.
Насос 1 установлен в скважине 13 на колонне 14 подъемных труб. К нижней части насоса 1 подсоединен элекР тропривод 15. Верхняя стенка кольцевой камеры 11 может быть образована уплотнительной прокладкой 16, контак— тирующей с торцом 12 кольца 8. На корпусе насоса 1 выше всасывающих отверстий 17 может быть закреплен кожух 18, открытый снизу и охватывающий электропривод 15 (см. фиг. 3).
Клапанный узел скважинного насоса работает следующим образом.
При включении электропривода 15 насос 1 начинает работать, создавая при этом на выходе определенное давление. Если давление в колонне
14 подъемных труб над обратным клапаном 5 меньше, чем давление на выходе насоса 1, то под действием возникающего перепада давлений запорный орган 7 открывается, а по3 11 движное кольцо 8 поднимается и свои торцом 12 плотно прижимается к уплот нительной прокладке 16, перекрывая тем самым входные отверстия 10 перепускных каналов 4. Поток жидкости, нагнетаемой насосом 1, поступает в колонну 14 подъемных труб.и подается на поверхность земли.
Если при изменении режима работы системы, например при параллельном включении высоконапорного насоса, давление в колонне 14 над обратным клапаном 5 возрастает и становится большим, чем. давление на выходе насоса 1, то под действием возникmего перепада давления запорный орган 7 об1"атного клапана 5 начинает двигаться по направлению. к седлу 6.
В некоторый момент времени запорный орган 7 соприкоснется с хвостовиком 9 подвижного кольца 8 и преодолевая перепад давления, действующий на последнее, продолжает двигаться вниз, отжимая упомянутое кольцо 8 от уплотнительной прокладки 16. Входные отверстия 10 пере47854 . 4 пускных каналов 4 при этом открываются и давление в кольцевой камере
11 уменьшается вследствие того, что часть перекачиваемой жидкости (по каналам 4 идет обратно в скважину 13 .
Затем запорный орган 7 садится на седло 6, перекрывая подачу жидкости в колонну 14, а подвижное коль1О цо 8 устанавливается в свое крайнее нижнее положение в камере 11.
Весь поток жидкости, нагнетаемой насосом 1, сбрасывается в скважину t3 обратно на вход насоса 1. Жидкость, двигаясь в скважине вдоль электропривода 15, охлажцает его, предотвращая перегрев и выход его из строя.
При использовании кожуха 18 интенсивность теплообмена увеличивается що и охлаждение электропривода улучшается.
Технико †экономическ эффект данного устройства обеспечивается путем повышения надежности электропривода 15, для которого создается более эффективное охлаждение.
1 147854
Составитель Г.Богомольный
ТехРед М.Кузьма Корректор С.Щекмар <
Редактор М.Товтин
) Заказ 1549/30
Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



