Приводной механизм клапана
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ КЛАПАНА в виде втулки, перекрывающей впускное отверстие в корпусе внутрибакового насоса, содержащий рукоятку. noBojJOTHo установленную на корпусе последнего, и взаицрдействукицие с ней оси, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения слива жидкости при демонтаже насоса, рукоятка снабжена прорезями и шпонкой, установлена в корпусе с возможностью перемещения вдоль продольной оси насоса для перекрытия впускного отверстия и связана с втулкой клапана посредством осей, каждая из которых имеет головку, входящую в прорезь рукоятки, 3 корпусе выполнена канавка под шпонку рукоятки для предотвра-. Ицения поворота последней при ее перемещении вдоль продольной оси насоО ) са.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЛВЭЮ
РЕСПУБЛИК
V 04 Д 15/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.
//, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
В ъ
И ГЗАТЕНТУ (21) 2982400/25-06 (22). 22.09.80 (31) 079638 (32) 27.09.79 (33) США (46). 30.12.84. Бюл. Ф 48 (72) Эдвин Кент Миллер (США) (71) Сандстрзнд Корпорейшн (CIIIA) (53) 621.671(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 166247, кл. В 64 3 37/00, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР
В 202665, кл. Р 04 3 29/00, 1966. (54) (57) ПРИВОДНОЙ ИЕХАНИЭИ КЛАПАНА в виде втулки, перекрывающей впускное отверстие в корпусе внутрибакового насоса, содержащий рукоятку, „.SUÄÄ 7 А
:поворотно установленную на корпусе последнего, и взаищ>действующие с ней оси, î т.л и ч а ю шийся .тем, что, с целью повышения надеж-. ности путем предотвращения слива жидкости при демонтаже насоса, рукоятка снабжена прорезями и шпонкой, установлена в корпусе с возможностью перемещения вдоль продольной оси насоса для перекрытия впускного отверстия и связана с. втулкой клапана посредством осей, каждая из которых имеет головку, входящую в прорезь рукоятки, з корпусе выполнена канавка под шпонку рукоятки для предотвра-. щения поворота последней при ее пе- I ремещении вдоль продольной оси насоñà.
1 11327
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в конструкицях внутрибаковых насосов.
Известен приводной механизм клапана в виде втулки, перекрывающей впускное отверстие в корпусе внутрибакового насоса, содержащий рукоятку, установленную на корпусе последнего (1) . 1О
Однако известный приводной механизм не обеспечивает необходимую безопасность при работе.
Наиболее близким к,изобретению по технической сущности и достигаемому результату является приводной механизм клапана в виде втулки, перекрывающей впускное отверстие в корпусе внутрибакового насоса, содержащий рукоятку, поворотно установленную на корпусе последнего, и взаимодействующие с ней оси f2j .
Недостатком известного устройства является его низкая надежность, обусловленная возможностью неконтролируе-25 мого слива жидкости при демонтаже насоса.
Цель изобретения — повышение на- дежности путем предотвращения слива жидкости при демонтаже насоса.
Поставленная цель достигается тем. что в приводном механизме клапана в виде втулки, перекрывающей впускное отверстие в корпусе внутрибакового насоса, содержащем рукоятку, поворотно установленную на корпусе
35 последнего, и взаимодействующие с ней оси, рукоятка снабжена прорезями и шл, установлена в корпусе с возможностью перемещения вдоль продольной оси н соса для перекрытия впускного отверстия и вязана с втулкой клапана посредством осей, каждая из которых имеет головку, входящую в прорезь рукоятки, в кор45 пусе выполнена канавка под шпонку рукоятки для предотвращения поворота последней при ее перемещении вдоль продольной оси насоса.
На фиг. 1 представлен внутриба50 ковый насос с приводным механизмом клапана, продольный разрез; на фиг. 2 — приводной механизи клапана в полностью. закрытом и зафиксированФ ном положении; на фиг. 3 — сечение
А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение
Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 — устройство, представленное на фиг. 1, вид снизу.
Приводной механизм клапана в виде втулки 1, перекрывающей впускное отверстие 2 в корпусе 3 внутрибакового насоса 4, содержит рукоятку 5, поворотно установленную на корпусе
3 последнего, и взаимодействующие с ней оси 6. Рукоятка 5 снабжена прорезями 7 и шпонкой 8, установлена в корпусе 3 с. возможностью перемещения вдоль продольной оси насоса 4 для перекрытия впускного отверстия
2 и связана с втулкой 1 клапана посредством осей 6, каждая из которых имеет головку 9, входящую в прорезь 7 рукоятки 5. В корпусе 3 выполнена канавка 10 под шпонку 8 рукоятки 5 для предотвращения поворота последней при ее перемещении вдоль продольной оси насоса 4.
Насос снабжен электродвигателем
11, приводящим во вращение рабочее колесо 12. На входе последнего расположены направляющие лопатки 13, закрепленные н:. крьппке 14, снабжен- . ной сливной пробкой 15. Крьппка 14 закрывает снизу цилиндрическую гильзу 16, установленную в корпусе 3 насоса 4. Корпус 3 крепится к днищу .17 топливного бака (не показан). !
В гильзе 16 выполнены окна 18, расположенные напротив впускного отверстия 2 корпуса 3. Втулка 1 клапана установлена между корпусом 3 и гильзой 16 с возможностью осевого перемещения и имеет скользящий контакт с внутренней поверхностью корпуса 3. К последнему жестко прикреплено стопорное кольцо 19, служащее ограничителем осевого перемещения втулки 1 клапана и снабженное уплотнением 20.
В стопорном кольце 19 (фиг. 2) выполнены отверстия 21 и 22, через которые пропущены оси 6. Реэьбовые участки 23 каждой из осей 6, расположенные противоположно головкам 9, закреплены во втулке 1 клапана.
Рукоятка 5 установлена поворотно на корпусе 3 посредством трубчатого вала 24, расположенного в отверстии
25 корпуса 3.
Во внутренней полости 26 трубчатого вала 24 установлен шарнирный болт 27, закрепленный в корпусе 3 насоса. Шарнирный болт 27 снабжен на конце ограничительным буртом 28, а трубчатый вал 24 в месте выхода из его внутренней полости 26 болта
1132
27 — ограничительным выступом 29.
Между буртом 28 и выступом 29 расположена пружина 30 сжатия.
Шпонка 8, расположенная на поверхности трубчатого .вала 24, входит в канавку 10 корпуса 3, чем обеспечивается предотвращение поворота оукоятки .5 при ее осевом перемещении. В рабочем положении рукоятка 5 закрыта крышкой 31. 10
Стопорное кольцо 9 (фиг. 3) кренится к корпусу 3 с помощью монтажных лапок 32, 33, 34 и винтов 35, 36, 37. Один из таких винтов (винт
35) показан на фиг. 4 в сечении. t5
Цилиндрическая гильза 16 снабжена монтажной лапкой 38, прикрепленной к корпусу 3 посредством болта 39 (фиг. 4). Кроме того, имеются дополнительные монтажные лапки 40, 41 и 2о
42, прикрепленные к корпусу 3 посредством болтов 43, 44 и 45 соответственно (фиг. 3). При этом болты
39, 43 и 44 проходят также через крышку 31 корпуса 3. 25
Втулка 1 клапана снабжена уплотнительными кольцами 46, расположенными между втулкой 1 и корпусом 3.
Приводной механизм клапана работает следующим образом. О
При работе насоса втчлка 1 клапана находится в крайнем верхнем поло жении (фиг. 1). Жидкость из бака через впускное отверстие 2 корпуса 3 и окна 18 гильзы 16 поступает к рабо35 чему колесу 12 внутрибакового насоса 4 и нагнетается им к потребителю.
При необходимости извлечения насоса 4 из корпуса 3 производятся сле,» дующие операции.
Удаляют болты 39 43 и 44 н снимают крышку 31 корпуса 3, после чего. открывается доступ к рукоятке 5.
Перемещают рукоятку 5 вдоль продольной оси насоса 4 вниз вместе с осями 6> головка 9 каждой из которых ,расположена в соответствующей прорези 7 рукоятки 5, и втулкой 1 кланана, связанной с последней посредством осей 6, до тех пор, пока нижний торец втулки 1 не упрется в стопор-. ное кольцо 19. В этом положении вту
797 4 ка 1 своей боковой поверхностью, уплотненной относительно корпуса 3 с помощью колец 46, перекрывает впускное отверстие 2 корпуса 3 н поступление жидкости из бака к насосу 4 прекращается (фиг. 2).
Шпонка 8, расположенная на поверхности вала 24, прн осевом перемещении рукоятки 5 скользит по канавке
10 корпуса 3, благодаря чему предотвращается поворот рукоятки 5 и преждевременный выход головок 9 осей 6 из прорезей 7. Длина канавки 10 выбирается достаточной для того, чтобы обеспечивалось надежное перекрытие отверстия 2 втулкой 1 клапана.
После того, как осевое перемещение рукоятки 5 закончилось, шпонка
8 вышла из канавки 10, а впускное отверстие 2. корпуса 3 перекрыто, производят поворот рукоятки 5 вокруг шарнирного болта 27, служащего осью вращения, до положения, указанного на фиг. 3 пунктиром. При этом головки 9 осей 6 выходят из прорезей 7 рукоятки 5. Рукоятка 5 может быть снабжена храповым механизмом.(не показан), предотвращающим ее случай" ное вращение после ее поворота.
Монтажная лапка 38 и проходящий через нее болт 39, а также сливная пробка 15 (фиг. 3) расположены под рукояткой 5, когда она находится в сложенном состоянии, обозначенном на фиг. 3 сплошной линией. Следовательно, насос 4 не может быть удален из корпуса 3 до тех пор, пока не вывернут болт 45, а это возможно только после того, как рукоятка 5 совершит вначале осевое перемещение, . а затем поворот. Таким образом, сльа остаточной жидкости из корпуса 3 нельзя осуществить до поворота рукоятки 5.
Демонтаж насоса 4 и слив остаточной жидкости могут быть произведены только в том случае, когда втулка 1 клапана надежно герметизирует впускное отверстие 2 корпуса.
Таким образом, предотвращается слив жидкости из бака и обеспечивается повышение надежности.
)132797
Фиг.1
)132797
1 I 3279?
Составитель Г.Богомольный
Техред Л.Коцюбняк Корректор В.Бутяга
Редактор Л.Алексеенко
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9816/46 Тираж 623 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5





