Устройство для запирания крышки загрузочного люка крытого вагона
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ КРЫШКИ ЗАГРУЗОЧНОГО ЛЮКА КРЫТОГО ВАГОНА, содержащее жестко закрепленный на внутренней стороне крышки люка кронштейн, на оси которого, установленной перпендикулярно к кронштейну, шарнирно закреплена защелка, смонтированная с возможностью взаимодействия с упором, который установлен на горловине люка, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и удобства в э.ксплуатации , упор выполнен с направляющей прорезью для кронштейна с защелкой, причем последняя выполнена в виде эксцентрика. ФигЛ 4 О5 1C tc СП
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
SU„„1146225
4Ш В 61 Р 7/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3682468/27-11 (22) 30.12.83 (46) 23.03.85. Бюл. № 11 (72) А. А. Рукосуев, И. Н. Немцев и В. А. Рукосуев (53) 625.272 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 187072, кл. В 61 D 7/16, 1965 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ КРЫШКИ ЗАГРУЗОЧНОГО ЛЮКА
КРЫ ГОГО ВАГОНА, содержащее жестко закрепленный на внутренней стороне крышки люка кронштейн, на оси которого, установленной перпендикулярно к кронштейну, шарнирно закреплена защелка, смонтированная с возможностью взаимодействия с упором, который установлен на горловине люка, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и удобства в эксплуатации, упор выполнен с направляющей прорезью для кронштейна с защелкой, причем последняя выполнена в виде эксцентрика.
11462, 25
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для запирания крышек загрузочных люков крытых вагонов.
Известно устройство для запирания крышки загрузочного люка крытого вагона, содержащее жестко закрепленный на внутренней стороне крышки люка кронштейн, на оси которого, установленной перпендикулярно к кронштейну, шарнирно закреплена защелка, смонтированная с возможностью взаимодействия с упором, который установлен на горловине люка (1) .
Недостатками устройства являются массовые отказы из-за потери упругости и поломки пружин, возникающие вследствие коррозии металла, вызываемой перепадами температуры и влажности при промывке грузовых помещений, а также неудобства при открывании люка, обусловленные тем, что крышку можно открыть при применении специальной штанги, используемой как рычаг второго рода и при выполнении при этом сложных движений. В связи с ненадежностью в работе каждая крышка люка перед загрузкой вагона закрепляется деревянным бруском и увязывается проволокой.
Цель изобретения — повышение надежности и удобства в эксплуатации.
Эта цель достигается тем, что в устройстве для запирания крышки загрузочного люка крытого вагона, содержащем жестко закрепленный на внутренней стороне крыш- ки люка кронштейн, на оси которого, установленной перпендикулярно к кронштейну, шарнирно закреплена защелка, смонтированная с возможностью взаимодействия с упором, который установлен на горловине люка, упор выполнен с направляющей прорезью для кронштейна с защелкой, при чем последняя выполнена в виде эксцентрика.
На фиг. 1 схематически изображено пред- лагаемое устройство, общий вид; на фиг.2— защелка, вид спереди; на фиг. 3 — то же, вид сбоку; на фиг. 4 — вариант выполнения упора, вид спереди; на фиг. 5 — то же, вид сверху.
На крышке 1 люка перпендикулярно ее внутренней поверхности закреплен кронштейн 2, в котором выполнен продольный паз 3.
Защелка 4, выполненная в виде эксцентрика и смонтированная на оси 5, жестко
1О
35 закрепленной перпендикулярно кронштейну, состоит из двух плеч: верхнего ф, заканчивающегося рифленой поверхностью, и нижнего, заканчивающегося хвостовиком 7. На горловине 8 люка закреплен упор 9 с прорезью. Для облегчения центрации и прохода кронштейна 2 через горловину люка внутренние стенки прорези упора 9 имеют конусность.
Закрепление крышки люка в закрытом положении производится следующим образом.
При опускании крышки 1 на горловину 8 кронштейн 2 направляется в прорезь упора 9, который своей внутренней стенкой первоначально утапливает в паз 3 выступающую часть защелки до упирания ее в ограничитель 10. При этом хвостовик 7 отходит в крайнее правое положение. После прохождения упора защелка под действием силы тяжести, самопроизвольно вращаясь на оси 5, занимает свое нормальное положение.
При этом хвостовик упирается в ограничитель ll, а верхнее плечо выходит из паза 3 так, что его рифленая поверхность устанавливается против заостренной грани нижней поверхности упора 9. При попытке подъема крышки снаружи верхнее плечо 6 упирается в упор и крышка не открывается, Открывание крышки производится с пола изнутри вагона штангой, например отрезком трубы длиной 2500 мм и диаметром 25 мм, надавливанием на рифленую поверхность хвостовика 7, поворачивая защелку на оси 5. При этом верхнее плечо защелки выводится из противостояния с нижней кромкой упора 9 и утапливается в пазу 3. Продолжая надавливание, откидывают крышку люка 1 на стойку крыши вагона.
Использование предлагаемого устройства позволяет повысить надежность и улучшить удобства в эксплуатации, кроме того, обеспечивается повышение производительности труда за счет сокращения времени на открывание потолочных люков, так как крышка люка открывается одним движением; повышение техники безопасности за счет устранения работ по дополнительному закреплению люков деревянными брусками, увязанными проволокой, а также уменьшение веса за счет исключения пружин и простота открывания без применения специальной штанги.
1146225 иг.
Редактор О. Бугир
Заказ 1274/15
Составитель Б. Жировецкий
Техред И Верес Корректор И. Муска
Тираж 493 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


