Зубчатая цилиндрическая передача
ЗУБЧАТАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая колеса с разделенными на части венцами, часть боковой поверхности зубьев одной из частей каждого венца занижена и один из пределов занижения ограничен граничной линией однопарного зацепления, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности работы, занижение выполнено у ножки зуба, а поверхность впадин представляет собой предел занижения. 7 (О 00 сд со оо ел 2
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН,.SU„„1135935 А аду F 16 Н 1/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3584939/25-28 (22) 14.02.83 (46) 23.01.85. Бюл. № 3 (72) В. Л. Дорофеев (53) 621.831 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 977871, кл. F 16 Н 1/04, 1979. (54 (57) ЗУБЧАТАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ
ПЕРЕДАЧА, содержащая колеса с разделенными на части венцами, часть боковой поверхности зубьев одной из частей каждого венца занижена и один из пределов занижения ограничен граничной линией однопарного зацепления, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности работы, занижение выполнено у ножки зуба, а поверхность впадин представляет собой предел занижения
1135935
Составитель A. Верховский
Редактор H. Пушненкова Техред И. Верес Корректор М. Леонтюк
Заказ 10221125 Тираж 895 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится .к машиностроению и может быть использовано для передачи движения с заданным передаточным числом в условиях повышенных требований к плавности работы передачи.
Известна зубчатая цилиндрическая передача, содержащая колеса с разделенными на части венцами, часть боковой поверхности зубьев одной из частей каждого венца занижена и один из пределов занижения ограничен граничной линией однопарного зацепления.
Занижение выполнено на головках зубьев и ограничено кромкой головок зубьев (1) .
Недостатком известной передачи является невысокая плавность работы под нагрузкой, что объясняется различной жесткостью зубьев в одно- и двухпарной зонах.
Целью изобретения является повышение плавности работы передачи.
Указанная цель достигается тем, что в зубчатой цилиндрической передаче, содержащей колеса с разделенными на части венцами, часть боковой поверхности зубьев одной из частей каждого венца занижена и один из пределов занижения ограничен граничной линией однопарного зацепления, занижение выполнено у ножки зуба, а поверхность впадин представляет собой второй предел занижения.
На чертеже изображена зубчатая цилиндрическая передача.
Зубчатая цилиндрическая передача содержит колесо 1 с разделенным на части 2 и 3 венцом и колесо 4 с разделенным на части 5 и 6 венцом. Активная поверхность профиля 7 зубьев частей 2 и 5 ограничена переходными поверхностями 8 с занижениями, один (верхний) предел которых ограничен линией 9, проходящей через нижнюю граничную точку однопарного зацепления. а второй (нижний) — поверхностью IO впадин.
Активная поверхность 11 зубьев частей 3 и 6 выполнена с полым профилем.
В работе повышение плавности передачи обеспечивается за счет подключения зубьев на частях 2 и 5 венцов занижениями в те моменты, когда имеет место однопарное зацепление зубьев на частях 3 и 6 венцов колес 1 и 4.
Благодаря плавному переходу с профиля 7 зуба через линию 9, проходящую через нижнюю граничную точку однопарного зацепления, на поверхность 8 за нижения, подключение дополнительной пары зубьев в момент пересопряжения происходит безударно. В моменты времени, когда зубья на частях 3 и 6 венцов находятся в двухпарном зацеплении, зубья на частях 2 и 5 венцов не зацепляются.
Поскольку жесткость зацепления в двухпарном зацеплении больше, чем в однопарном, то исключение из зацепления дополнительной пары зубьев на частях 2 и 5 в двухпарной зоне и подключение их в работу в однопарной зоне, обеспечит выравнивание жесткости зубьев во всех фазах зацепления.
В отдельных случаях целесообразно выполнять несколько венцов, что позволяет при определенных конструктивных параметрах добиться лучшего распределения наЗО грузки вдоль контактной линии.
Предлагаемая передача имеет повышенную плавность работы, что проявляется в отсутствии колебаний колес, обусловленных периодическими изменениями жесткости зубьев.
Кроме того, при использовании изобретения уменьшается уровень шума зубчатой передачи, а также износ зубьев, что позволяет применить для изготовления зубчатых колес более дешевые материалы.

