Способ создания газовой смазки
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГАЗОВОЙ СМАЗКИ, включающий подачу пара в зазор подшипника, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости, пар подают путем испарения жидкости с поверхности подшипника, которая выполнена капиллярнопористой .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
4(SD F 16 С 32/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2780500/25-27 (22) 21.06.79 (46) 07.01.85. Бюл. № 1 (72) И. Г. Шекриладзе (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Оркат Ф. К. и др. Исследование парового радиального подшипника с внешним наддувом.— «Проблемы трения и смазки». Труды американского общества инженеров-механиков, сер. Д. М., «Мир», 1968, № 4, с. 65 — 75.
„GU„,1133437 А (54) (57) СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГАЗОВОЙ
СМАЗКИ, включающий подачу пара в зазор подшипника, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости, пар подают путем испарения жидкости с поверхности подшипника, которая выполнена капиллярнопористой.
1133437
Составитель А. Попов
Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
За каз 9576/32 Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIFIIl «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к области снижения трен11я и может быть использовано для смазки высокоскоростных подшипников, преимущественно энергетического оборудования.
Известен способ создания газовой смазки, включающий подачу пара в зазор подшипника (1}.
Недостатком известного способа является то, что для создания газовой подушки требуется внешний источник пара и неустойчивость типа «парового молота», обусловленная конденсацией паров.
Цель изобретения — повышение устойчивости газовой смазки.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу создания газовой смазки, включающему подачу пара в зазор подшипника, пар подают путем испарения жидкости с поверхности подшипника, которая выполнена капиллярно-пористой.
Предложенный способ реализуется следующим образом.
В начальный период трущиеся поверхности находятся в механическом контакте и нагреваются за счет трений (или дополнительного обогрева от постороннего источника тепла) . При этом из пор поверхностного капиллярно-пористого слоя, подвод жидкости к которому осуществляется с помощью капиллярных сил, происходит испарение жидкости и пар, поступая в зазор подшипника, образует паровую (газовую) подушку.
Дальнейшая работа подшипника происходит в условиях газовой смазки.
Количество образующегося пара определяется тепловой энергией, выделяющейся при трении, а температура трущихся поверхностей при этом определяется температурой насыщения рабочей жидкости при данном давлении, что одновременно с созданием газовой смазки обеспечивает и охлаждение подшипника. Попадание жидкости в зазор подшипника исключается благодаря действию капиллярных сил, которые определяют и предельное значение подпора, создаваемого газовой подушкой. В подшипнике, работающем по предложенному способу, повышение устойчивости газовой смазки достигается путем саморегулирования подпора о благодаря тому, что при отклонеии поверхностей подшипника от нейтрального положения в области уменьшения зазора увеличивается тепловыделение от трения, при этом увеличивается количество пара, поступаю25 щего в зазор в этой области, и растет величина подпора, обеспечивая возврат трущихся поверхностей в нейтральное (рабочее) положение.

