Способ коновалова в.п. управления судном
Способ управления судном, заключающийся в том, что судно накреняют в сторону выходящего из воды борта при крене на циркуляции, отличающийся тем, что, с целью улучщения управляемости на переднем и заднем ходу, в корпусе судна устанавливают с возможностью перемещения в поперечной плоскости груз, который перемещают в сторону борта, увеличивающего свою высоту до достижения нулевого угла крена для сохранения курса, а для изменения направления движения этот груз перемещают в сторону поворота - на заднем ходу и в противоположную сторону - на переднем ходу, причем массу груза выбирают из соотнощения P 0,16-Sb2, Б где Р - масса груза, т; D - водоизмещение судна, т; hg - начальная поперечная метацентрическая высота, м; В -щирина судна, м.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1106735
Зй11 В 63 Н 25/00 4
Бйь,ЦЯЦтЯ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Р= 0,16 — 1 2-, CO
С5 4
CO
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3550886/27-11 (22) 21.12.82 (46) 07.08.84. Бюл. М 29 (72) В. П. Коновалов (53) 629.12.075.00! (088.8) (56) 1. Земляновский Д. К. Устойчивость движения и рыскливость судов. М., «Транспорт», 1976, с. 57 (прототип). (54) СПОСОБ КОНОВАЛОВА В. П. УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ. (57) Способ управления судном, заключающийся в том, что судно накреняют в сторону выходящего из воды борта при крене на циркуляции, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости на переднем и заднем ходу, в корпусе судна устанавливают с возможностью перемещения в поперечной плоскости груз, который перемещают в сторону борта, увеличивающего свою высоту до достижения нулевого угла крена для сохранения курса, а для изменения направления движения этот груз перемещают в сторону поворота — на заднем ходу и в противоположную сторону — на переднем ходу, причем массу груза выбирают из соотношения где P — масса груза, т;
D — водоизмещение судна, т;
h — начальная поперечная метацентрическая высота м;
 — ширина судна, м.
1106735
V = O 15Ж й.
Составитель Л. Лихтеров
Техред И. Верес Корректор О. Билак
Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Шандор
Заказ 5227/15
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления движением судна.
Известен способ управления судном, заключающийся в том, что судно накреняют в сторону выходящего из воды высокого борта при крене на циркуляции 11).
Недостатком известного способа является невозможность управления судном на режимах заднего хода, а также наличие дополнительного сопротивления рулевых органов.
Цель изобретения — улучшение управляемости на переднем и заднем ходу.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления судном, заключающемуся в том, что судно накреняют в сторону выходящего из воды борта, при крене на циркуляции в корпусе судна устанавливают с возможностью перемещения в поперечной плоскости груз, который перемещают в сторону борта, увеличивающего свою высоту до достижения нулевого угла крена для сохранения курса, а для изменения направления движения этот груз перемещают в сторону поворота — на заднем ходу и в противоположную сторону — на переднем ходу, причем массу груза выбирают из соотношения
5 где Р -масса груза, т;
0 — водоизмещение судна, т; h — начальная поперечная метацентрическая высота, м;
Ь вЂ” ширина судна, м.
Способ осуществляют следующим образом.
Б момент начала движения судна от причала или с места якорной стоянки, если необходимо совершить поворот, то груз смещают (при движении передним ходом) в
15 сторону, противоположную повороту, а при движении задним ходом — в сторону поворота.
При движении прямым курсом груз располагают так, чтобы судно не имело крена, а в случае появления крена груз перемещают в сторону, противоположную крену для его компенсации.
Использование предлагаемого способа позволяет улучшить управляемость судна на переднем и заднем ходу.

