Погружной электродвигатель
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор с пазами и пшицевы-ми прорезями и многоопорный ротор с промежуточными подшипниками скольжения , опирающимися на расточку статора, при этом каждый подшипник снабжен защелкой , установленной в продольном пазу корпуса подшипника, отличающийся тем,что,с целью повьшения надежности работы и упрощения технологии изготовления, упомянутая защелка вьтолнена в виде С-образной упругой проволочной скобы, с внешней стороны охватывающей корпус подшипника.
СО ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3l5g Í 02 К 5/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
FlO ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«ling() l g»
+ К
Фиг.1 (21) 3478981/24-07 (22) 10.08.82 (46) 30.07.84. Бюл. Ф 28 (72) П.Н. Лабзенков, P.Ã, Лянц и В.Д. Гавриляк (71) Особое конструкторское бюро по конструированию, исследованию и внед. рению глубинных бесштанговых насосов (53) 621.3 13:62-762(088.8) (56) 1. Богданов А.А. Погружные центробежные насосы. M., ГЭИ, 1957, с. 40.
2. Авторское свидетельство СССР
У 255397, кл. Н 02 К 5/12, 1968 °
„„Я0„„1105983 А (54) (57) ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор с пазами и шлицевыми прорезями и многоопорный ротор с промежуточными подшипниками скольжения, опирающимися на расточку статора, при этом каждый подшипник снабжен saщелкой, установленной в продольном пазу . корпуса подшипника, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности работы и упрощения технологии изготовления, упомянутая защелка выполнена в виде С-образной упругой проволочной скобы, с внешней стороны охватывающей корпус подшипника. ю 110598
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в погружных электродвигателях с многоопорными роторами, являющихся приводом насосов для откачки пластовой
5 жидкости (нефти) из скважин.
Известен погружной электродвигатель, содержащий статор и многоопорный ротор с промежуточными подшипни-с ками скольжения, неподвижно установленными в расточке статора (1 ).
Недостаток этой конструкции — сложная технология изготовления, обусловленная неподвижной установкой подшипников скольжения, в расточке статора.
1{аиболее близким по технической сущности к изобретению является погружной электродвигатель, содержащий статор с пазами и шлицевыми прорезями и многоопорный ротор с промежуточными подшипниками скольжения, опирающимися на расточку с атора, при, этом каждый подшипник снабжен защелкой, установленной в продольном пазу корпуса подшипника. 2 3.
Однако конструкция стопорящего устройства для промежуточных подшипников погружного электродвигателя с многоопорным ротором технологически
ЗО сложна, так как для каждого статора в корпусе подшипника необходимо сделать прорезь для пластинчатой защелки, глухое отверстие для размещения в нем винтовой пружинки и две кольцевые канавки для стопорящих разрез- З ных колец, а также, кроме стопорящей защелки, дополнительно предусматри- вается два разрезных кольца и спиральная пружинка. Кроме того, сложна сборка стопорящих устройств в кор40 пусе подшипника, Поскольку в многоопорных роторах погружных электродвигателей промежу" точные подшипники — это подшипники скольжения, то при работе возможны
"прихваты" отдельных трущихся пар, при этом весь крутящий момент двигателя передается через пластинчатые стопорящие защелки на зубцы статора, которые, изгибаясь, повреждают обмот- 0 ку статора и выводят двигатель из строя.
Наличие радиальных прорезей в толще корпусов промежуточных подшипников (более 507) для размещения в них стопорящих пластинчатых защелок при объемной калке корпусов приводит к изменению геометрии (овальности) 3 2 трущихся поверхностей за счет внутренних напряжений и непригодности подшипников в целом к работе.
Целью изобретения является повышение надежности работы погружного электродвигателя и упрощение технологии изготовления.
Цель достигается тем, что в погружном электродвигателе, содержащем статор с пазами и шлицевыми прорезями и многоопорный ротор с промежуточными подшипниками скольжения, опирающимися на расточку статора, при этом каждый подшипник снабжен защелкой, установленной в продольном пазу корпуса подшипника, упомянутая защелка выполнена в виде С-образной упругой проволочной скобы, с внешней стороны охватывающей корпус подшипника.
На фиг. 1 изображена часть погружного электродвигателя с многоопорным ротором в месте размещения промежуточного подшипника, на фиг. 2— сечение А-А на фиг. 1 (подшипника со стопором, размещенным в прорези паза статора), на фиг. 3 — защелка из из упругой проволоки.
Устройство состоит из статора 1 и вставленного в него ротора, который имеет вал 2 и надетые на него отдельные пакеты магнитопровода 3, между ними размещен промежуточный подшипник, состоящий из бронзовой втулки 4, стального корпуса 5 и защелки 6.
Стопорение корпуса 5 промежуточного подшипника в расточке статора
1 осуществляется специальной защелкой 6 С-образной формы, выполненной из упругой проволоки и размещенной в неглубоком пазу на наружной поверхности корпуса подшипника. Выступающая над наружной поверхностью корпуса 5 часть защелки 6 входит в шлицевую прорезь паза статора 1 и, опираясь боковой поверхностью о стенки прорези, препятствует проворачиванию корпуса 5 подшипника в расточке статора 1.
Механическая связь защелки 6 с корпусом 5 подшипника осуществляется с помощью загнутых концов защелки, которые не дают возможности выпадания защелки 6 из паза корпуса 5, причем расстояние между загнутыми концами защелки в свободном состоянии до монтажа его в корпус должно
110
А-А
Фиг. 2
Фиг.3
ВНИИПИ Заказ 561 1/43 ираж 667 Подписное
Филиал ППП "Патент", г Ужгород, ул.Проектная, 4
3 быть менее длины паза под защелку на корпусе подшипника.
В собранном положении выпуклая часть защелки должна выступать над наружной поверхностью корпуса 5 на
5 величину, раВную половине диаметра проволоки, из которой выполнена защелка. Это необходимо для того, чтобы "прихвате" трущихся поверхностей подшипника защелка вышла из зацепления со шлицевой прорезью паза без повреждения; зубцов статора и сохранения при этом электродвигателя.
Глубина паза в корпусе 5 под защелку должна быть равной или немного более диаметра проволоки защелки для возможности утопления защелки при введении собранного ротора в статор. 20
Форма исполнения выпуклой части защелки может быть любой и определяется из условий качества стопорения.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
При введении в статор 1 собранного ротора, состоящего из вала 2 с пакетами магнитопровода 3 и расположенной между ними бронзовой втулкой 4 ! и корпусом 5 подшипника, выпуклая часть защелки может зайти в шлицевую прорезь паза статора 1, при вращении ротора Корпус подшипника застопорен в расточке от проворота.
При введении сорбанного ротора защелка 6 может совпадать с зубцом ста5983 4 тора, и тогда она утопает в пазу на коРпусе 5 подшипника, но при вращении РотоРа втулка 4, вращаясь совмест" но с валом 2, увлекает и корпус 5
1 который начинает проворачиваться в
Расточке статора 1 до тех пор, пока
BaItteJIKa 6 не совместится со шпицевой пРоРезью паза статора 1, войдет в нее и застопорит корпус подшипника.
Количество защелок и их расположение для подшипника должно быть согласовано с числом пазов статора, но практически достаточно одной илн двух защелок.
Для статоров, не имеющих шпицевых прорезей в пазах (" закрытые" пазы) необходимо предусмотреть по расточке статора один или два паза на зубцах для осуществления стопорения. Эти пазы могут служить одновременно и шихтовочными знаками.
Предлагаемая конструкция технологична, так как предусматривает для защелки только неглубокой паз на корпусе подшипника и не имеет дополнительных деталей, кроме самой за- . щелки, проста в сборке — достаточно несильного нажатия на защелку от руки и она устанавливается на место.
Кроме того, конструкция обеспечи; вает выход защелки из шлицевой прорези паза.статора при аварийном режиме работы пары скольж ния, предохраняя электродвигатель от выхода иэ строя.


