Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО . ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, состояиее из. вала, торцовых уплотнений, корпуса , камер, связанных гидравлически между собой последовательно с помощью отверстий, выполненных во фланцах в месте установки торцовых уплотнений , внутренние камеры заполнены диэлектрической жидкостью электроIi 1- -- Г7 ---::(;;:А; г .2 двигателя, а во внешней имеется тяжелая барьерная жидкость, которая контактирует с окружсиощей средой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, во внутренних камерах между торцовыми уплотнениями и корпусом установлена гибкая диафрагма, охватывающая вал, и в верхней части каждой из упомянутых камер,между гибкой диафрагмой и фланцем,установлен сбрасывающий клапан , при этсм устройство снабжено до полнительным торцовым уплотнением,установленным во фланце между внешней и внутренней кгшерами, и трубками, установленными в отверстиях фланцев , разделяющих внутренние камеры между собой и внетанюю камеру от (Л внутренней, и высоту не менее высотыторцовых уплотнений. 2. Устройство по п.1, о т л и чающееся тем, что нижний конец трубки, установленной в отверстии фланца между внешней и внутренней камерой, соприкасается с дном последней, при этом упомянутая трубка заполнена барьерной жидкостью.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

as> Я0 п1) З(51) Н 02 К 5/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3333672/24-07. (22) 13.08.81 (46) 30 ° 05 ° 83. Бюл» 9 20 (72) И.И.Белоконь (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти Всесоюзного научно-проиэводственного объединения Потенциал (53) 621,313 ° 17 {088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР, 9 436415, кл. Й 02 К 5/12 1971.

2. Авторское свидетельство .СССР

9 792492 кл. Н 02 К 5/12,1978 ° (54)(57) 1, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИ-.

ЧЕСКОЙ ВИЗИТЫ ПОГРУЖНОГО ИАСЛОЗАПОЛ НЕННОГО. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, состоящее . из.вала, торцовых уплотнений, корпуса, камер, связанных гидравлйчески между собой последовательно с помощью отверстий, выполненных во фланцах s месте установки торцовых уплотнений, внутренние камеры заполнены диэлектрической жидкостью электродвигателя, а во внешней имеется тяжелая барьерная жидкость, которая контактирует с окружающей средой, о т л и ч а.ю щ е е с я тем, что, с целью повьзаения надежности, во внут- . ренних камерах между торцовыми уплотнениями и корпусом установлена гибкая диафрагма, охватывающая вал, и в верхней части каждой из упомянутых камер, между гибкой диафрагмой и фланцем,установлен сбрасывающий клапан,при этом устройство снабжено дополнительным торцовым уплотнением,установленным во фланце.между внешней и внутренней камерами, и трубками, установленными в отверстиях фланцев, разделяющих внутренние камеры между собой и внешнюю камеру от внутренней,и имеющиьы высоту не менее высоты торцовых уплотнений.

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что нижний конец трубки, установленной в отверстии фланца. между внешней и внутренней камерой, соприкасается с дном последней, при этом упомянутая трубка заполнена барьерной жидкостью.

1020924

Изобретение относится K электротехнике и может быть использовано в погружных маслозаполненных электродвигателях, предназначенных для привода центробежных, винтовых и др. насосов для добычи жидкости нз сква« жин, межпластовой закачки и т.д.

Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя предназначено

1 для предотвращения попадания пластовой жидкости в полость электродвигателя, выравнивания давления и тепловых изменений рабочего объема масла во время периода пуска, ра боты и остановки электродвигателя. 15

Известен маслозаполненный электро двигатель, который для защиты от проникновения пластовой жидкости снабжен компенсатором, размещенным в нижней части электродвигателя и протек- 20 тором, установленным в верхней его части. Компенсатор состоит из корпуса и каркаса, к которому крепится гибкая диафрагма. Внешняя сторона диафрагмы компенсатора имеет непосредственный контакт с окружающей жидкостью через отверстия в корпусе.

Протектор состоит из корпуса, разделенного диафрагмой на две герметич ные камеры, заполненные жидкостями, торцовых -уплотнений и промежуточного вала для передачи вращения от электродвигателей к насосу. Вал протектора вращается в радиальных подшипниках скольжения и зафиксирован от перемещения в осевом направлении относительно неподвижной части посредством двухстороннего упорного подшипника 1).

Однако надежность и долговечность электродвигателя с известной 40 гидравлической защитой недостаточно велика вследствие непосредственного контакта гибкой диафрагмы компенсатора с властовой жидкостью, отсутствия последовательного дубли- g5 рования элементов, обеспечивающих герметичность электродвигателя, непосредственного контакта пластовой жидкости с поверхностями торцовых уплотнений. 50

Кроме того, компоновка электродвигателя неудобна из-за размещения компенсатора под электродвигателем, а протектора в верхней его части. части. 55 .Ф

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, состоящее иэ ва- 60 ла, торцовых уплотнений, корпуса, камер, связанных гидравлически между собой последовательно с помощью отверстий, выполненных во фланцах в месте установки торцовых уплатне- 65 ний, и внутренние из которых заполнены диэлектрической жидкостью электродвигателя, а во внешней имеется тяжелая барьерная жидкость, которая контактирует с окружающей средой g2)

Недостатком известной конструкции является отсутствие герметичности последовательно расположенных камер, предназначенных для уравновешивания давления и разделения пластовой и диэлектрической жидкостей, что снижает надежность устройства гидравлической защиты.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для гидравлической защиты погружного маслазаполненного электродвигателя,состоящем нз вала, торцовых уплотнений, корпуса, камер, связанных гидравлически между собой последовательно с помощью отверстий, выполненных во фланцах в месте установки торцовых уплотнений, и внутренние из которых заполнены диэлектрической жидкостью электродвигателя, а во внешней имеется тяжелая барьерная жидкость, которая контактирует с окружающей средой,во внутренних камерах между торцовыми уплотнениями и корпусом установлена гибкая диафрагма,охватывающая вал, и в верхней части каждой из упомянутых камер между гибкой диафрагмой и фланцем установлен сбрасывающий клапан, при этом устройство снабжено дополнительным торцовым уплотнением, установленным во фланце между внешней и внутренней камерами, и трубками, уста.новленными-в отверстиях фланцев, разделяющйх внутренние камеры между собой и внешнюю камеру от внутренней, и имеющими высоту не менее высоты торцовых уплотнений.

Кроме того, нижний конец трубки, установленной в отверстии фланца между внешней и внутренней камерой, соприкасается с дном последней, при этом упомянутая трубка заполнена барьерной жидкостью.

Выполнение камер с помощью гибких диафрагм, торцовых уплотне- . ний и корпуса позволяет обеспечить последовательную их работу без нарушения герметичности.. Установка сбрасывающих клапанов между диафрагмами и торцовыми уплотнениями обеспечивает последовательный сброс избыточного объема масла всех камер.

В устройстве для защиты от проникновения пластовой жидкости по валу предусмотрено последовательное дублирование торцовых уплотнений, а камеры защищены.гидрозатвором,. образованным барьерной жидкостью, 1020924 который дублируется последовательно установленными диафрагмами.

Барьерная жидкость защищает верхнее торцовое уплотнение, а трубки, герметично установленные в отверстиях Фланцев корпуса, обеспечивают использование минимального объема барьерной жидкости. Трубка, контактирующая с дном внешней камеры, заполненная барьерной жидкостью, обеспечивает защиту диафрагмы от непосредственного контакта с пластовой жидкостью. Таким образом увеличена надежность устройства.

На чертеже представлено предлагаемое устройство. 15

Погружной маслозаполненный электродвигатель 1 содержит устройство 2 для гидравлической защиты, которое размещено со стороны рабочего конца зала электродвигателя 1, направлен- 20 ного вверх относительно поверхности земли. В корпусе устройства 2 разме-. щены гйбкие диафрагмы 3 и 4, которые совместно с торцовыми уплотнениями

5 и 6 разделяют устройство на три по- g$ следовательно расположенные герметичные камеры 7 и 8. Камеры 7 и 8 являют- ся внутренними, а камера 9 — внешней.

Гидравлическая связь между последовательными камерами 7-9 осуществляется щ через отверстия 10 во фланцах корпуса устройства 2. В отверстиях вдоль торцовых уплотнений установлены герме- тичные трубки 11 с высотой не менее, чем высота торцовых уплотнений, нахо- 5 дящихся в рабочем состоянии. Во внеш-. ней камере 9 на вал последовательно с существующим торцовым уплотнением 6 устанавливается дополнительное торцовое уплотнение 12, гидравлически соединенное с камерой 8 через отверстие 13, и трубка 14 которая расположена вдоль вала и диафрагмы 4 и контактирует с дном камеры 8. В устройстве может быть. более двух внутренних

Ф камер, которые образуютея аналогично 45 камерам 7 и 8.

В корпусе устройства 2 между торцовыми уплотнениями 5,6 и гибкими диафрагмами 3 и 4 установлены сбрасывающие клапаны 15 и 16, соединяющие полости камер 7 и 8 и выпускающие из них жидкость s случае наличия избыточного давления в каждой из камер. За счет наличия клапанов исключается создание больших избыточных давлений в камерах 7 и 8,а также воздействия этих давлений на диафрагмы.:3 и 4. Торцовое уплотнение 12 находится в тяжелой барьерной жидкости с удельным весом, превыаающнм удельный вес пластовой жидкости 17. Камеры 7 и 8 заполнены диэлектрической жидкостью. Кроме этого, в трубке

14 и иа дне камеры 9 также находит- 65 ся барьерная жидкость, которая перекрывает нижнюю часть трубки 14.

Заполнение внутренней полости камеры 7 диэлектрической жидкостью производится через клапан 18 при открытом отверстии 19. После появ-,. ления диэлектрической жидкости из отверстия 19 клапан 18 герметично уплотняется. Заполнение внешней полости камеры 7 диэлектрической жидкостью производится через клапан

20 при открытом отверстии 21. После появления диэлектрической жидкости из отверстия 21 клапан 20 герметично уплотняется. Заполнение внЕшней полости камеры 8 диэлектрической:жидкостью производится через отверстие 22 при открытом отверстии

13. После появлении диэлектрической жидкости из отверстия 1.3 необходимо герметично уплотнить отверстия 13, l9 21 и 22 ° Заполнение электродвигателя 1 с устройством гидрозащиты дозированным объемом тяжелой барьер ной жидкости производится через отверстие 23.

Электродвигатель 1 с устройством для гидравлическЬй защиты работает следующим образом.

При включении электродвигателя,. диэлектрическая жидкость в камерах

7 и 8 нагревается и увеличивается в объеме. Увеличение объема диэлектрической жидкости в камерах 7 и 8 компенсируется за счет деформации диафрагмы 3 и 4, при этом диафрагзаю отходят от своего первоначального положения в сторону наружной стенки корпуса устройства 2. Избыточное

Ъ давление в камерах 7 и 8 регулируется, сбрасывающими клапанами 15 и 16 °

Увеличение объема диэлектрической жидкости в камере 8 компениируется за счет выталкивания из трубок 14 и 11 барьерной жидкости и диэлектрической жидкости во внешнюю среду. В первоначальной стадии электродвигатель 1 работает с избыточным давлением в камере .7 по отношению к давлению в камере 8.

Поверхности трения уплотнений

5,6 и 12 смазываются за счет расхода диэлектрической жидкости, поступающей из камер 7 и 8 под действием центробежной силы торцовых уплотнений и избыточного давления в камерах 7 и 8.

При расиоде диэлектрической жидкости через торцовые уплотнения 5 и б давление в камерах 7 и 8 уравновешивается. В это время расход диэлектрической жидкости через торцовые уплотнения 5 и 6 незначительный, вследствие отсутствия перепада . давлений между полостями камер 7 и 8, а поверхности трения смазы ваются установившимся слоем ди- .

1020924

10 электрической или барьерной жидкостей.

Длительное время расход диэлектрической или барьерной жидкости иэ камеры 8 будет отсутствовать вследствие уравновешивания центробежной силы, возникающей в торцовом уплотнении 12 и силы, получаемой за счет разных удельных весов барьерной жидкости и диэлектрической жидкости в камере 8.

В случае выхода из строя торцового уплотнения 12, барьерная жид- . кость .поступает в йолость работы торцового уплотнения б, а в случае выхода из строя торцового уплотне- 15 ния б барьерная жидкость поступает во внешнюю полость камеры 7. Поступающая в камеру барьерная жидкость покрывает торцовое уплотнение 5, а пластовая жидкость располагается 20 во внешней полости камеры 7 в зависимбсти от разности удельных весов получаемой смеси диэлектрической и пластовой жидкостей. т

Условия. работы торцового уплотнения 12 в среде барьерной, затем пластовой жидкостей, а торцовых уплотнений 5 и б, работающих в среде диэлектрической,а затем барьерной и пластовой жидкостей, улучшены по 30 сравнению с условиями работы в среде диэлектрической, а затем пластовой жидкостей, поэтому долговечность работы торцовых уплотнений 5,6 и 12 повышается. 35

В случае проникновения через барьерную жидкость в камеру 8 пластовой жидкости ограничение ее движения в камеру 7 осуществляется гибкой диафрагмой 4, а в случае выхода из строя гибкой диафрагмы 4, ограничение ее движения во внутреннюю полость камеры 7 осуществляется гибкой диафрагмой 3.

При остановке электродвигателя в результате остывания и уменьшения объема диэлектрической жидкости в камерах 7 и 8 гибкие диафрагмы 3 и 4 прижимаются к внутренней стенке корпуса, а часть внешней полости камеры 8 заполняется пластовой жидкостью и давление в электродвигателе уравновешивается.

Таким образом, указанная конструкция устройства гидравлической защиты электродвигателя при выходе из строя двух из трех уплотнительных устройств

5,6 и 12 и двух из трех разделяющих элементов (диафрагм 3 4 и барьерной жидкости) остается работоспособной.

Вследствие отсутствия перепада давлений между камерами 7 и 8 и последовательного поступления пластовой жидкости 17 из камеры 8 в камеру 7, а также последовательной работы торцовых уплотнений 12,.5 и б в среде барьерной жидкости, внутренняя полость камеры 7 окажется длительное время заполненной диэлектрической жидкостью с неизменяемой электрической прочностью, что позволит повысить и долговечность работы электродвигателя.

ВНИИПИ Заказ 3911/46

Тираж 687 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4

Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в частности в погружных электронасосах для подъема из скважин агрессивных жидкостей, содержащих механические примеси

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх