Центробежная турбомашина
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ТУРБОМЛШИНА, содержащая корпус, расположенные в нем ротор с рабочим колесом и вращающийся диффузор, установленные на индивидуальных опорном и упорном подшипниках , отличающаяся .тем, что, с целью повышения надежности , упорный подшипник диффузора и опорный подшипник ротора имеют наружные обоймы, установленные с возможностью осевого перемещения в корпусе и образующие с ним камеры переменного объема, гидравлически связанные между собой.
„.SU„„109912
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
И О
РЕСПУБЛИК (д) F 04 В 29/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
Г1О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧЙРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
45 (21) 3367836/25-06 (22) 21. 12.81 (46) 23.06.84. Бюл. Ф 23 (72) И.К.Попов (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 437848, кл. F 04 D 29/04, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
В 861748, кл. F 04 Р 29/04, 1980.
3. Хозяйственный патент ГДР
В 73112, кл. 27 С 2/20, опублик. 1970. (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ТУРБОИАШИНА, содержащая корпус, расположенные в нем ротор с рабочим колесом и вращающийся диффузор, установленные на индивидуальных опорном и упорном подшипниках, отличающаяся .тем, что, с целью повышения надежности, упорный подшипник диффузора и опорный подшипник ротора имеют на ружные обоймы, установленные с возможностью осевого перемещения B корпусе и образующие с ним камеры переменного объема, гидравлически связан I 099125
Изобретение относится к области насосо- и компрессоростроения и может, быть применено для усовершенствова-. ния центробежных скл с целью улучшения условий разгрузки от осевых сил. 5
Известна центробежная турбомашина, содержащая корпус., расположенный в нем ротор с рабочими колесами, установленный в снабженных наружной обоймой подшипниках, и устройство для разгрузки от осевых сил, имеющее гкдравлически связанные между собой камеры переменного объема, в одной из которых размещен поршень., взаимодействующий при своем перемещении с ротором Г1 ).
Недостатками этой турбомашины являются большие габариты, сложность конструкции и невысокая надежность.
Известна также центробежная турбо- >О машина, содержащая корпус и расположенный в нем ротор с рабочим колесом и вращающимся диффузором, установленными на подшипниках (2 3, Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является центробежная турбомашина, содержащая .îðïóñ, расположенные в нем ротор с рабочкм колесом и вращающийся диффуэор, установленные на иидивидуаль- ЗО ных опорном к упорном подшипниках 3 3.
Недостатком известных турбомашин является невысокая надежность вследствие малоэффективной разгрузки от осевых ",êë. 35
Целью изобретения является повышение надежности.
Указанная цель достигается тем, что в центробежной турбомашине, содержащей корпус, расположенные в нем ротор с рабочим колесом и вращающийся дкффузор, установленные на индивидуальнь|х опорном и упорном подшипниках, упорный подшипник диффузора к опорный подшипник ротора име-ют наружные обоймы, установленные с воэможностью осевого перемещения в корпусе к образующие с ним камеры переменного объема, гидравлически свяэаннь;е между собой.
На чертеже схематично изображена центробежная турбомашина, продольный разрез.
Центральная турбомашина содержит корпус 1, расположенные в нем ротор
55 с рабочим колесом 2 и вращающийся диффузор 3„ установленные на индивидуальных опорном к упорном подшипниках: ротор — на опорном и упорном подшипниках 4 и 5, а диффуэо 3 на опорном и упорном подшипниках 6 к 7. Упорный подшипник 7 диффузора
3 и опорный подшипник 4 ротора имеют наружные обоймы 8 и 9, установленные с возможностью осевого перемещения в корпусе 1 и образующие с ним камеры 10 и 11 переменного объема, гидравлически связанные между собой турбопроводом 12. Диффузор 3 имеет ступицу 13, а ротор помимо рабочего колеса 2 включает вал 14.
Обоймы 8 и 9 могут быть связаны с корпусом 1 с помощью диафрагм 15, t6 и 17, 18, образующих соответственно стенки камер 10 и 11 переменного обьема.
Однако возможны и другие варианты выполнения устройства для разгрузки от осевых сил, обеспечивающего передачу усилия от вращающегося диффузора 3 на ротор, например механическими средствами„ а не гидравлическими.
Корпус 1 может быть снабжен ограничителем перемещения обоймы 8, выполненным, например, в виде регулироночного винта 19.
При работе турбомашины на рабочее колесо 2 и вращающийся диффузор 3 действуют силы гидравлической неуравновешенности — осевые силы. Под действием этих сил ротор с колесом
2 и диффузор 3 смешаются влево в сторону области всасывания турбомашины.
Обойма 8 упорного подшипника 7 диффузора 3 при этом также смещается влево, в результате чего объем образованной ею с корпусом 1 камеры 10 уменьшается, и давление жидкости в ней возрастает. Жидкость из камеры
10 по трубопроводу 12 перетекает в камеру 11, образованную обоймой 9 опорного подшипника 4 ротора. В результате давление жидкости в камерах
10 и 11 перераспределяется, в последней оно возрастает.
Под .действием поступающей в эту камеру 11 жидкости ее объем увеличивается, а обойма 9 смещается вправо, т.е. в сторону, противоположную действию осевых сил, чем и обеспечивается осевая разгрузка упорного подшипника 5 ротора.
Таким образом, осевые силы, действующие на диффузор 3, служат для эффективной разгрузки от осевых скл, Составитель И.Алешина
Техред М. Надь
Редактор В.Данко
Корректор О.Билак
Заказ 4345/30 Тираж 624 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 1099125 4 действующих на ротор и его наиболее ника 5 увеличивает долговечность и, нагруженный узел — подшипник 5. Эф- как следствие, повышает надежность фективная разгрузка упорного подшип- турбомашины в целом.


