Устройство для автоматического уравновешивания осевого усилия на валу насоса
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УРАВНОВЕШИВАНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ НА ВАЛУ НАСОСА, содержащее корпус, подвижный в осевом направлении вал рабочего колеса, на котором закреплен разгрузочный диск, образующий с корпусом разгрузочную полость, в которои размещен радиальный щарикоподшипник с внутренней и наружной обоймой, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности насоса путем уменьшения ма.ховых масс ротора, наружная обойма шарикоподщипника закреплена в корпусе, при этом последний снабжен цилиндрическим выступом , образующим с ответной повер.хностью внутренней обоймы гарантированный зазор . 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутренняя обойма выполнена из двух скрепленных по цилиндрической поверхности колец. (Л 00 Oi ю со ьо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(51) F 04 D 29i04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3536920/25-06 (22) 10.01.83 (46) 15.04.84. Бюл. № 14 (72) А. А. Быковский (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 580356, кл. F 04 D 29/04, 1975. (54) (57) 1. УСТРОИСТВО ДЛЯ ABTOMA
ТИЧЕСКОГО УРАВНОВЕШИВАНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ НА ВАЛУ НАСОСА, содержащее корпус, подвижный в осевом направлении вал рабочего колеса, на котором закреплен разгрузочный диск, образующий с корпусом разгрузочную полость, в кото„„SU„„1086232 А рой размещен радиальный шарикоподшппник с внутренней и наружной обоймой, orëèчаюгчееся тем, что, с целью повышения надежности насоса путем уменьшения ма овы»: масс ротора, наружная обойма шарикоподшипника закреплена в корпусе, при этом последний снабжен цилиндрическим выступом, образующим с ответной повеp»;HocTblo внутренней обоймы гарантированный зазор.
2. Устройство по и. 1, от,гичаюигееся тем, что внутренняя обойма выполнена из дву»; скреплеHHbl»; по цилиндрической поверхности колец.
1086232
1
Изобретение относится к гидромашиносгpo«IIII:о и может быть применено в центробе>кных насосах для уравновешивания осевого усилия на валу.
Известно устройство для автоматическог0 уравновешивания осевого усилия на валу насоса, содержащее корпус, подвижный в о«свом направлении вал рабочего колеса, на котором закреплен разгрузочный диск, образующий с корпусом разгрузочную поло ITb, в которой размещен радиальный шаpkIKofIf), f«I)èïHèê с внутренней и наружной г)б )й м ои (l ) Недостатком данного устройства явля«вся его низкая надежность из-за наличия ,Ia валу ротора шарикоподшипника с коль:1ом на наружной обойме, что ведет к ув«.1ичению массы ротора, затрат мощности на
I;ðàföåHèå внутренней обоймы и может быть
f ðè÷èH0é дисбаланса ротора при перекосах подшипника или кольца.
Цель изобретения — повышение надежности насоса путем уменьшения маховых часc ротора.
Указанная цель достигается за счет тогi), гго в устройстве для автоматического уравно осевого усилия на валу насос а, содержащем корпус, подвижный в осевом направлении вал рабочего колеса, на котором закреплен разгрузочный диск, образующий с корпусом разгрузочную no;ocTb, в которой размещен радиальный шари коп1)дп1и пни к с внутренней и наружной обе)ймой, наружная обойма шарикоподшипника закреплена в корпусе, при этом последний снабжен цилиндрическим выступом, 00;.dçëî11kk1ì с ответной поверхностью внутпенней обоймы гарантированный зазор.
Кром«того, внутренняя обойма выполf:iна из двух скрепленных по цилицдри1сской 1ювсрхпости колес.
Hd чертеже изображено устройство для автоматического уравновешивания осевого усилия на валу насоса, продольный разрез.
Устройство содержит корпус 1, подвижный в осевом направлении вал 2 рабочего колеса 3, па котором закреплен разгрузочный диск 4, образующий с корпусом 1 разгрузочную полость 5, в которой размещен радиальный шарикоподшиппик 6 с внутренней 7 и наружной 8 обоймами. Наружная обойма 8 шарикоподшипника 6 закреплена в корпусе 1, при этом последний снабжен цилиндрическим выступом 9, образующим с ответной поверхностью 10 внутренней обоймы 7 гарантированный зазор 11. При этом внутренняя обойма 7 выполнена из двух скрепленных по цилиндрической поверхности 12 колец 13 и 14. Колы1о 14 на расчетных режимах работы насоса образует зазор 15.
21! При работе центробежного колеса перекачиваемая жидкость перетекает в разгрузочную полость 5. На расчетных режимах жидкость уходит из разгрузочной полости через зазор 15. При снижении давления вал 2 с рабочим колесом 3 передвигается вправо до соприкосновения кольца 14 с разI рузочным диском 4. Внутренняя обойма 7 вращается вместе с валом 2, а жидкость проходит через шарикоподшипник 6 и гарантированный зазор 11. При увеличении давления, развиваемого насосом, до расчетного вал 2 отодвигается влево и жидкость из разгрузочной полости «!fund протекает через зазор 15.
Такое Bf:lffî«fíåffèå устройства позволяет
35 повысить его надежность и тем упрощения конструкции и уменьшения массы ротора, сократить затраты мощности на вращение шарикоподшипника.! едактор М. Пяткина
Заказ 22! 8/36
Составители И. Бикб)у латов
1 ехред И. Верее Корректор.11. Пилипенко
Тираж 624 ПОдписнОе
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

