Ледокол
1. ЛЕДОКОЛ, содержащий корпус с энергетической установкой, ледоразводящие элементы и расположенную позади них водометную установку с выходными отверстиями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности проводки судов путем снижения возможности заклинивания. корпус в районе мидель-шпангоута выполнен с двумя побортно расположенными нишами, в которых размещены ледоразводящие элементы, выполненные в виде треугольных в плане штевней, обращенных основанием к корме, шарнирно закрепленных вершинами к корпусу и снабженных электрогидроприводами, a выходные отверстия водометной установки расположены в одной горизонтальной плоскости со штевнями. 2. Ледокол по п.1, о т л и ч a ющ и и с я тем, что электрогидроприводы выдвижных шневней снабжены перепускными клапанами и датчиками сигнализации о перегрузке.
СОЮЗ СОЕЕТСНИХ
CCUIVN
РЕСПУБЛИК ае (и} з Ю В 63 В 35/08
ГОСУЯАРСТЕЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТЬЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц ф Р щ щ > g
gpss J1 Д () Ц .+p
H *BlDPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3439717/27-11 (22) 07.05.82 (45) 07.06.84.Бюл. у 21 (72) Н.П.Пластинин и Н.Д.Смольянинов (53) 629. 124. 791(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 901153, кл. В 63 В 35/12, 1980 (прототип), (54)(57) 1. ЛЕДОКОЛ, содержащий корпус с энергетической установкой, ледоразводящие элементы и расположенную позади них водометную установку с выходными отверстиями, о т л и ч а.ю шийся тем, что, с целью повьпяения надежности проводки судов путем снижения возможности заклинивания, корпус в районе мидель-шпангоута выполнен с двумя побортно расположенными нишами, в которых размещены ледоразводящие элементы, выполненные в виде треугольных в плане штевней, обращенных основанием к корме, шарнирно закрепленных вершинами к корпусу и снабженных электрогидроприводами, а выходные отверстия водометной установки расположены в одной горизонтальной плоскости со штевнями.
2. Ледокол по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что электрогидроприводы выдвижных шневней снабжены перепускными клапанами и датчиками сигна- Я лизации о перегрузке.
1096165
Изобретение относится к судостроению, в частности к ледоколам.
Известен ледокол, содержащий корпус с энергетической установкой, ледоразводящие элементы и расположенную позади них водометную установку с выходными отверстиями(13 .
Недостатком такого устройства является возможность заклинивания ледоразводящих элементов во льдах при их подвижке.
Целью изобретения является повышение надежности проводки судов путем снижения возможности заклинивания.
Для достижения этой цели в ледоколе, содержащем корпус с энергетической установкой, ледоразводящие элементы и расположенную позади них водометную установку с выходными отверстиями, корпус в районе мидель- штангоута выполнен с двумя побортно расположенными нишами, в которых размещены ледораэводящие элементы, выполненные в виде треугольных в плане штевней, обращенных основанием к корме,шар25 нирно закрепленньж вершинами к корпусу и снабженных электрогидроприводами, а выходные отверстия водометной установки расположены в одной горизонтальной плоскости со штевнями. 30
Кроме того, электрогидроприводы штевней снабжены перепускными клапанаии и датчиками сигнализации о перегрузке.
На фиг.1 изображен ледокол, вид сбоку; на фиг.2 — сечение А-А на фиг. 1.
Ледокол включает вьдвижные боковые штевни 1, додометную установку 2, 40 балластные цистерны 3. Штевни 1 расположены в нишах 4, в носовой части закреплены на вертикальных осях 5 и в кормовой посредством штоков 6 соединены с электрогидроприводами 7. 45
Последние снабжены предохранительными клапанами 8 и датчиками сигнализации перегрузки 9.
В шахте 10 водометной установки размещена дроссельная заслонка 11.
Ледокол работает следующим образом.
Во время одиночного самостоятельного плавания, а также при околке судов, при движении задним ходом или разворотах, боковые штевни 1 полнос55 тью убраны в нишах 4 и не оказывают дополнительного сопротивления и помех движению. Водометная установка 2 используется для повышения маневренности ледокола. Перед началом проводки каравана экипаж ледокола в соответствии с тактико-техническими характеристиками судов устанавливает.ледовый ордер, скорость проводки и с помощью балластных цистерн 3 необходимое заглубление боковых штевней 1 и выходных отверстий водометной установки 2. Боковые штевни вьдвигаются из ниш, и запускается
BopoMptHBH установка. Угол наклона боковых штевней 1 и режим работы водометной установки 2 определяется из имеющегося резерва мощности главной энергетической установки.
На фиг.2 иллюстрируется работа ледокола по расширению и спрямлению судоходного канала в разреженном льду арктических морей с применением избирательного способа создания канала во льду ("эффект сита"). Мелкие, не представляющие опасности льдины, проходя выше боковых штевней 1 и ствола водометного потока из шахт 10, заполняют за ледоколом пространство с пониженным давлением. Крупные же льдины с центром тяжести в районе
1-1,5 м боковыми штевнями 1 отодвигаются от корпуса, а после прохождения штевней подхватываются гидрометными потоками из боковых отверстий 10.
Таким образом, за ледоколом образуются два канала: первый только от корпуса ледокола с шириной A (фиг.2) и второй, более широкий, с шириной Б, созданный ледоколом с помощью предлагаемого оборудования.
На фиг.2 иллюстрируется такж способ спрямления канала во льду. При воздействии тяжелой льдины на правую скулу ледокола нос ледокола начинает самопроизвольно отклоняться влево.
Немедленно рулевой или автомат, изменив положение дроссельной заслонки 11, направляет в правое бортовое отверстие шахты 10 более интенсивный поток, тем мощнее, чем сильнее отклонение от курса. Возникающая вследствие разницы интенсивностей гидрометных струй с правого и левого бортов сила отбивает корму ледокола в том же направлении. Ледокол удерживается на курсе, а канал во льду получается спрямленным.
Автоматическое оповещение проводимых в караване судов о л.едовой
Применение предлагаемого ледокола позволяет получать широкий свободный ото льда канал и избежать заклинивания в тяжелых льдах.
Составитель А.Мамаев
Редактор Н.Швыдкая Техред А.Бабинец Корректор Л llleHbo Заказ 3724/12 Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 1096165 4 опасности осуществляется следующим ности соответствующего борта. При образом. заклинивании ледокола в перемычПри взаимодействии бокового штев- ке тяжелого льда оба штевня автоманя со сверхтяжелой льдиной, когда тически утапливаются в ниши 4 и ледовая нагрузка превышает допус- включается сигнализация обоих бортимые пределы, срабатывает пре- тов. дохранительный клапан 8 и угол наклона штевня автоматически уменьшается. При этом срабатывает датчик аварийной сигнализации 9, и включается сигнализация о ледовой опас


