Центробежная муфта
1. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА ПО авт. св. № 813011, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с цель повьаиения надежности и нагрузочно способности, она снабжена элемент . фиксации положения концов фрикционных лент и дополнительных центро-, бежных грузов. 2.Муфта по п. 1, отличающ а но я тем, что элемент фиксации выполнен в виде кольцевой канавки на наружной цилиндрической поверхности ведущей полумуфты, в которой размещены концы фрикционных лент и дополнительные центробежные грузы. 3.Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что элемент фиксации выполнен в виде сквозного окна в каждом из расположенных по окружности меньшего диаметра конце фрикционной ленты, в котором установлен конец дополнительного центробежного груза.
СОО3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) F 16 D 43 18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 813011 (21) 3473190/25-27 (25) 3511088/25-27 (:22) 20,07.82 (46) 15.12.83. Бюл. Р 46 (72) И.М. Гузенко (53) 621.825.5(088.8) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 813011, . F 16 D 43/18, 1979 (прототип); (54)(57) 1. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА по авт. св. Р 813011, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и нагрузочной способности, она снабжена элементом .фиксации положения концов фрикци„„SU„„1060830 А онных лент и дополнительных центробежных грузов.
2. Муфта по п. 1, о т л и Ч а ющ а я с я тем, что элемент фиксации выполнен в виде кольцевой канавки на наружной цилиндрической поверхности ведущей полумуфты, в которой размещены концы фрикционных лент и дополнительные центробежные грузы.
3. Муфта по п. 1, отличающ а я с я тем, что элемент фиксации выполнен в виде сквозного окна в каждом из расположенных по окружности меньшего диаметра конце фрикционной ленты, в котором установлен конец дополнительного центробеж- Е
O ного груза.
1060830
Пзобретение относится к машиностроению.
По основному авт. св. 9 813011 известна центробежная муфта, содержащая концентрично расположенные наружную ведомую, внутреннюю ведущую полумуфты, и частично заведенные в торцовые прорези последней фрикцианные ленты, оба конца каждой из которых свободно размещены в кольцевом зазоре между полумуфтами и в одном окружном направлении, а также дополнительные центробежные грузы, свободно установленные, между ведущей полумуфтой и концом каждой ленты, расположенным по окружности большего диаметра (1 .
Однако такая муфта обладает недостаточной надежностью работы при осевых смещениях полумуфт, так как.при этом концы фрикционных лент перекашиваются и отстают от поверхности ведомой полумуфты, что приводит к резкому уменьшению нагрузочной способности муфты.
Цель изобретения — повышение .надежности и нагрузочной способности муфты.
Поставленная цель достигается тем, что центробежная муфта снабжена элементом фиксации положения концов фрикционных лент и дополнительных центробежных грузов.
При этом элемент фиксации может быть выполнен в виде кольцевой
1 канавки на наружной цилиндрической поверхности ведущей полумуфты, в которой размещены концы фрикционных лент и дополнительные центробежные грузы. Они фиксируются в осевом направлении.
Кроме того, элемент фиксации может быть выполнен в виде сквозного окна в каждом из расположенных по окружности меньшего диаметра конце фрикционной ленты, в котором установлен конец дополнительного центробежного груза. Фиксация производится в окружном направлении.
На фиг. 1 изображена центробежная муфта с элементом фиксации в виде кольцевой канавки, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, сечение
A-A ; на фиг. 3 — це*тробежная муфта с элементом фиксации в виде сквозного окна, продольный разрез, на фиг. 4 — то же, сечение
Б-Б на фиг. 3 °
Муфта состоит из концентрично расположенных внутренней ведущей полумуфты 1, наружной ведомой полумуфты 2 и фрикционных лент. 3 и 4.
Каждая лента проходит через торцовый паз на ведущей полумуфте 1, откуда своими свободными концами 5-8 выходит в кольцевой зазор 9 между полумуфтами 1 и 2. Свободные концы обеих лент расположены в одном ок65 муфты при осевых смещениях полумуфт, ружном направлении. В зазорах между торцовыми выступами 10 и 11 ведущей полумуфты 1 и свободными концами 6 и 8 лент, контактирующими с ведомой полумуфтой 2, расположе-: ны дополнительные центробежные грузы 12 и 13, которые могут быть выполнены как из кусков фрикционного материала, из которого изготовлены ленты, так и из металла. Толщина
10 этих грузов не должна превышать толщину фрикционного материала, из котороro изготовлены ленты 3 и. 4 с тем, чтобы они свободно могли быть размещены в полости муфты.
15 Элемент фиксации положения концов фрикционных лент и грузов в окружном направлении может быть выполнен в виде кольцевой канавки 14 на ведущей полумуфте 1 с торцовыми буртиками 15, ширина которой а должна быть не менее ширины Ъ фрикционных лент 3 и 4, а глубина Ъ не более их толщины о, при этом концы
5-8 фрикционных лент и дополнительные центробежные грузы 12 и 13 расположены в этой кольцевой канавке
14. Фиксация обеспечивается в осевом направлении., Элемент фиксации может быть также выполнен в виде окон 16 на концах 5 и 7 фрикционных лент, которые расположены по окружности меньшего диаметра. В окнах 16 установлены концы дополнительных центробежных .грузов 12 и 13, размещенных в зазорах между ведущей полумуфтой 1 и свободными концами 6 и 8 каждой ленты 3 и 4, контактирующими с ведомой полумуфтой 2 и распох.оженными по окружности большего диаметра.
40 Фиксация обеспечивается в окружном направлении.
При вращении ведущей полумуфты
1 она закрепленными на ней фрикционными лентами 3 и 4 воздействует на
45 ведомую полумуфту 2 и при достижении определенной угловой скорости увлекает ее во вращение. При этом каждая фрикционная лента оказывает давление на ведомую полумуфту 2 своими обоими концами, а при осевых смещениях полумуфт 1 и 2 эти фрик.ционные ленты своими концами и центробежные грузы упираются в образованные кольцевой канавкой 14 торцовые буртики 15, обеспечивающие совместное перемещение концов фрикционных лент и центробежных грузов совместно с ведущеи полумуфтой 1.
Таким образом, наличие грузов 12
60 и 13 обеспечивает равномерное прилегание лент к полумуфте 2 по всей длине их контакта, а наличие на ведущей полумуфте 1 кольцевой канавки 14 повышает надежность работы
1060830
12 так как при таком выполнении муфты концы фрикционных лент и центробежные грузы располагаются в этой кольцевой канавке и не имеют возможности перекашиваться и отставать 0Т поверхности ведомой полумуфты 2, что дает возможность стабилизировать нагрузочную способность муфты при осевых смещениях ее полумуфт 1 и 2.
Если на концах 5 и 7 фрикционных лент выполнены окна 16, то передача крутящего момента обеспечивается за счет оказываемого давления от концов 6 и 8 фрикционных лент, расположенных по окружности большего диаметра, а также от дополнительных металлических центробежных грузов
12 и 13, которые оказывают допол-. нительное давление на ведомую полумуфту 2 через концы 6 и 8 фрикционных лент. Выполнение окон 16 на концах 5 и 7 фрикционных лент закрытыми по перимет;у необходимо для того, чтобы удерживать от выпадания располагаемые в них дополни-. тельные центробежные грузы 12 и 13 из металла, что обеспечивает надежную работу муфты.
Такое выполнение муфты дает возможность повысить нагрузочную спо10 собность почти в 2 раза, так как за счет наличия окон в концах лент, расположенных по окружности меньшего .диаметра, и расположения в них дополнительных центробежных грузов
)5 из металла, их объем и масса при этом увеличивается почти в 2 раза.
Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет значительно повысить нагрузочную способность и надежность муфт данного класса.
1060830
Составитель Г. Абрамова
Редактор М. Товтин Техред О. Неце Корректор М. Демчик
Заказ 10001/36 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. ПроеКтная, 4