Центробежная колодочная муфта
С903 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИ)( ()9) (И) з(ю F 162 43/18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 2781440/25-27 (22) 18.06.79 (46) 07.10.83. Бюл. Н 37 (721 А.А. Попов (71} Ясиноватский машиностроительный завод им. 60-летия СССР (53) 621.825.6 (088.8) (56 ) 1. Поляков В. С. и др. Справочник по муфтам. Л., "Машиностроение", .1979, с, 296-297", рис. УШ-Юа (прототип ). (54)(57 ) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ КОЛОДОЧНАЯ
МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, снабженные пазами, в кото рых расположены колодки с фрикционными накладками, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности работы муФты при запуске, а также при перегрузке, колодки, расположенные в ведущей полумуфте, подпружинены относительно нее, а их Фрикционные накладки обращены в направлении к оси вращвния .
1046
ВНИИПИ Заказ 7700/37 Тираж 925 Подписное филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов.
Известна центробежная колодочная муфта, содержащая фрикционно связанные друг с другом ведомую и ведущую полумуфты 1 ) .
Однако известная муфта обладает недостаточной величиной момента f0 сил трения при запуске, когда трение обеспечивается только колодками, установленными на ведущей гюлумуфте, кроме того, имеет ненадежное предохра-! нительное свойство, Обусловленное тем, O что в случае превышения момента сил сопротивления, приведенного к муфте, над моментом сил трения, Обеспечиваемым муфтой, имеют место
Остановка ведомой полумуфты и скольже э0
we колодок-грузов, установленных на ведущей полумуфте, .по поверхности трения ведомой полумуфты .
Целью изобретения является повыше
we надежности работы муфты при за- 25 пуске, а также при перегрузке. ,Указанная цель достигается тем, что в центробежной колодочной муфте, содержащей ведомую и ведущую полумуф ты, снабженные пазами, в которых расположены колодки с фрикционными накладками, колрдки, расположенные е ведущей полумуфте, подпружинены относительно нее, а их фрикционные накладки обращены в направлении
35 к Оси вращения.
На чертеже представлена муфта, разрез.
Муфта содержит ведущую полумуфту
1 в пазах кОтОрой устанОвлены нор 40 мально замкнутые колодки 2, и ведомую полумуфту 3, в пазах которой установлены нормально разомкнутые колодки
4.. Колодки 2 прижаты к поверхности трения полумуфты 3 пружинами 5 с
45 усилием; обеспечивающим момент сил трения муфты при запуске, превосходящей пусковой момент двигателя.
Масса колодок 2 выбирается такой, чтобы обеспечивался их отход от поверхности трения с1 полумуфты 3 под действием центробежных сил при дос554 2 тижении номинальной частоты вращения ведущей полумуфты 1 °
Масса колодок 4 выбирается такой, чтобы обеспечивался необходимый момент сил трения муфты после разгона (при достижении полумуфтой 3 номинальной частоты вращения )за счет прижатия колодок 4 к поверхности трения Ь полумуфты 1 под действием центробежных сил.
Муфта работает следующим образом.
При запуске муфты крутящий момент двигателя передается от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 3 в начале посредством колодок 2, прижатых пружинами 5.
По мере возрастания частоты вращения муфты силы прижатия колодок
2 уменьшаются, а силы прижатия колодок 4 увеличиваются, благодаря возрастанию действующих на колодки центробежных сил. По досткжении номинальной частоты вращения момент передается только посредством коло",док 2.
В случае остановки исполнительного органа машины в результате его перегрузки останавливается ведомая полумуфта 3 вместе с установленными на ней колодками 4. При этом фрикционная связь между полумуфтами 1 и 3 прекращается.
В то же время полумуфта 1 с установленными на ней колодками 2 продолжает под воздействием двигателя вращаться с номинальной частотой, и центробежные силы, действующие на колодки 2, препятствуют их прижатию к поверхности трения (x полумуфты 3.
Таким образом, при внезапной остановке ведомой полумуфты происходит полное рассоединение ведущей и ведомой полумуфт, при этом отсутствует какое-либо трение между деталями муфты, и двигатель вращается вхолостую.
Использование изобретения позволит повысить надежность трансмиссии за счет предохранктельных свойств муфты и обеспечения гарантированного контакта элементов муфты при запуске двигателя.