Ветросиловая установка судна /ее варианты/
1. Ветросиловая установка судна , содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные прямые паруса, отличающаяся тем, что, с целью улучшения мореходных и эксплуатационных качеств судна с ветросиловой установкой , увеличения ее надежности и ресурса работы, она выполнена с тележками , к которым неподвижно при . креплены и которые подвижно сопряжены с рельсами-направляющими, укрепленными на каждой поворотной мачте, причем тележки соединены одна с другой последовательно стяжками, а верхняя тележка связана тросом с расположенной на мачте лебедкой. 2 . Ветросиловая установка судна, содержащая поворотные мачты с прикрепленными К ним реями и связанные с последними жесткие поворотные пряNbie паруса, отличающаяся тем, что, с цельк) улучшения мореходных и эксплуатационных качеств судна с ветросиловой установкой, увеличения ее надежности и ресурса рабос ты, каждая рея снабжена неподвижно соединенной с ней тележкой, имеющей (Л мотор-редуктор с выходной шестерней , тележка подвижно сопряжена с рельсами-направляющими, прикрепленными к каждой поворотной мачте, а выходная шестерня мотор-редуктора находится в зацеплении с зубчатой рейкой, закрепленной на каждой поворотной мачте. ел 00 N Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5g В 63 Н 9/00.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:
И ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с»"
Й
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTMA (21) 3457353/27-11 (22) 07.07.82
j46) 30.11.83. Вюл. У 44 (72) IO.С. Крючков, В.Е. Микитюк и Е.В. Знаменский (71) Николаевский ордена Трудового
Красного Знамени кораблестроительный институт им. адм. С.О. Макарова (53) 623.843(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР .по заявке Р 3413099/27-11, кл. В 63 Н .9/00, 23 ° 03.82,(прототип). (54) ВЕТРОСИЛОВАЯ .УСТАНОВКА СУДНА (ЕЕ ВАРИАНТЫ). (57) 1. Ветросиловая установка судна, содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные прямые паруса, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью улучшения мореходных и эксплуатационных качеств судна с ветросиловой установкой, увеличения ее надежности и ресурса работы, она выполнена с тележками, к которым неподвижно при,.ви„„1057374 а
I креплены реи и которые подвижно сопряжены с рельсами-направЛяющими, укрепленными на каждой поворотной мачте, причем тележки соединены одна с другой последовательно стяжками, а верхняя тележка связана тросом с расположенной на мачте лебедкой.
2. Ветросиловая установка судна, содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные пряьые паруса, отличающаяся тем, что, с цельЮ улучшения мореходных и эксплуатационных качеств судна с ветросиловой установкой, увеличения ее надежности и ресурса работы, каждая рея снабжена неподвижно соединенной с ней тележкой, имеющей мотор-редуктор с выходной шестерней, тележка подвижно сопряжена с рельсами-направляющими, прикрепленными к каждой поворотной мачте, а выходная шестерня мотор-редуктора находится в зацеплении с зубчатой рейкой, закрепленной на каждой поворотной мачте.
1057374
Изобретение относится к судостро-. ению, преимущественно к ветросиловым установкам крупнотоннажных судове
Известна ветросиловая установка судна, содержащая поворотные мачты 5 с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные прямые паруса P1 ).
Недостатком известной ветросиловой установки является то, что паруса, будучи повернутыми вокруг рей во флюгерное положение (параллельно горизонту), остаются в ветровом потоке и создают. существенное лобовое сопротивление (до ЗОВ от лобово- 5
ro сопротивления надводного борта и надстройки в направлении диаметральной плоскости). Это ухудшает мореходные качества судна в штормовых условиях (увеличивает дрейф, 2О уменьшает остойчивость, увеличивает размах бортовой качки), Цель изобретения — улучшение мореходных и эксплуатационных качеств судна с ветросиловой установкой, 25 увеличение ее надежности и ресурса работы.
Для достижения укаэанной цели по первому варианту ветросиловая установка судна, содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные .прямые паруса, выполнена с тележками, к которым неподвижно прикреплены реи и которые подвижно сопряжены с рельсами-направляющими, укрепленными на каждой поворотной мачте, причем тележки соединены одна с другой последовательно стяжками, а верхняя тележка связана тросом с расположенной на мачте лебед- 40 кой.
Поставленная цель по второму варианту достигается тем, что в ветросиловой .установке каждая рея снабжена неподвижно соединенной с ней те-45 ,лежкой, имеющей мотор-редуктор с вы ходной шестерней, тележка подвижно сопряжена с рельсами-направляющими, прикрепленными к каждой поворотной мачте, а выходная шестерня мотоР" редуктора находится в зацеплении с зубчатой рейкой, закрепленной на каждой поворотной мачте.
На фиг. 1 изображено судно с поставленными парусами, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, с полностью убранными парусами; на фиг. 3то же, с частично убранными парусами; на фиг ° 4 - судно с поставленными парусами, вид с кормы; на фиг. 5то же, с убранными парусами; на фиг. б - схема привода тележек с реями тросовой системой; на фиг. 7— соединение тележки с мачтой; на фиг. 8 — индивидуальный привод тележки мотор-редуктором.
Ветросиловая установка состоит иэ мачт 1, рей 2 и поворотных жестких прямых парусов 3. Каждая рея 2 неподвижно соединена с тележкой 4, которая может перемещаться вдоль мачты 1 по рельсам-направляющим 5 с помощью, например, тросовой системы б, приводимой в движение лебедкой 7 (фиг, б и 7). Тележки 4 соединены последовательно одна с другой тросовыми стяжками 8 с интервалами, несколько большими высоты паруса, для беспрепятственного независимого поворота каждого паруса вокруг рей.
Возможен индивидуальный привод каждой тележки как с помощью тросовой смстемы, так и, например, оснащения тележки мотор-редуктором.
В последнем случае (фиг. 8) на тележке 4 установлен мотор-редуктор
9, выходная. шестерня 10 которого находится в зацеплении с зубчатой рейкой 11, укрепленной вдоль мачты 1. В этом случае тележки .не имеют связи между собой.
Конфигурация катков тележек 4 и рельсов-направляющих 5 (фиг. 7 и 8) исключает смещение тележек во всех направлениях, кроме вертикального вдоль мачты.
Из сложенного положения (фиг. 2) паруса постепенно поднимаются, буду. чи ориентированными параллельно палубе, до соответствующего уровня мачты, а затем поворачиваются около рей в рабочее положение. Осуществление поворота парусов по горизонту производится поворотом всей мачты.
Подвижность рей по вертикали ! позволяет ставить паруса на каждой мачте в любой, комбинации (фиг. 3) .
Подъем и опускание рей с парусами может осуществляться как централиэованным единым приводом на каждой мачте (например, лебедкой с тросом системой, связывающей все реи последовательно), так и независимым индивидуальным приводом каждой реи (например, мотор-редуктор тележки « зубчатая рейка на мачте).
Первый и второй варианты обеспечат плавное управление парусным вооружением по вертикали и позволят изменять общую парусность в широких пределах, осуществлять постановку парусов в любой, рациональной для конкретных условий мореплавания, комбинации.
Применение поворотных жестких прямых парусов в сочетании с подвижными по вертикали реями и поворотными мачтами позволит использовать дистанционное или автоматизированное управление ветросиловой установкой.
Возможность опускания рей с парусами на палубу повысит живучасть судна в штормовых условиях и при обледенении, благодаря некоторому
1057374
10 увеличению метацентрической высоты и значительному уменьшению парусности, позволит надежно раскрепить паруса по-штормовому, при необходи мости зачехлить их, облегчить проведение осмотра и всех видов ремонтов парусного вооружения.
Паруса могут быть быстро повернуты из рабочего положения (наибольшая парусность) в нерабочее с помощью, например, гидравлических или других устройств. Время поворота равно при этом 10-15 с. Затем все ярусы парусов могут быть опущены на палубу (фиг. 2) в течение 1,5-2 мин..Быстродействие системй управления парусамн очень важно при маневрировании, особенно при резких изменениях направления и силы ветра.
При выполнении грузовых операций на .судне пакет парусов может быть или поднят на некоторую высоту, или находиться вблизи палубы в нак лонном положении.
Применение предлагаемой ветросиловой установки в комбинации с ис пользованием топливного двигателя позволяет получить значительную эко;номию топлива за счет использования энергии ветра.. 1057374 фиг 5 (pun б фее В
Заказ 9494/23 Тираж 460 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Носква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель D. Сенькин
Редактор Л. Филь Техред X{,Кастелевич Корректор М; Шароши



