Ветросиловая установка судна
ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА СУДНА, содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные пр.ямые паруса, отличающая с я.. тем, .что, с целью повы-г шения надежности, каждьай парус , состоит из двух симметричных относительно продольной оси мачты частей, шарнирно соединенных с реями, с возможностью поворота этих частей паруса вокруг продольных осей реев и снабжен своим приводом поворота, причем профиль паруса в вертикальной плоскости выполнен выпукло-вогнутым с заострен- HbiNoi верхней и нижней кромками и симметричным относительно перпендикуля- . .ра к его хорде. СО 00 со 00
,Я0„„! 0098 А союз соеетсних
NUWÌ
PECflVSJNH
gQQB 63 Н Я 00
ГОСУДАРСТВ. ЕЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автпеенаа(свидивъствм (21) 3413099/27-11 (22) 23.0З.В2 (46) 07.04 ° 83. Вюл. 9 13 (72): В.Е. Микитюк (71) Николаевский ордена Трудового
Красного Знамени кораблестроительный институт им. адм.:С.О.. Макарова (53) 629 ° 12 ° 014(088.8) (56) 1.. Патент Англии 9 1134312, кл. В 7 V, опублик. 20.11. 68 (прототип). (54) (573 BETPOCHJlOBAR QCTAHOBKA
СУДНА„ содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями н свя занные с последними жесткие поворотные прямоте паруса, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью иовы-. шения КПД и надежности, каждый парус состоит из двух сиьеаетричных отйоснтельно продольной оси мачты частей,: шарнирно соединенных с реями, с возможностью поворота этих частей паруса вокруг продольных осей реев и снабжен своим приводом поворота, причем профиль паруса в вертикальной плоскости выполнен выпукло-вогнутым с заостренными верхней и нижней кромками и сим- метричным относительно перпендикуля.ра к его хорде.
1009898
Изобретение относится к судостроению, а точнее к ветросиловым установкам крупнотоннажных судов.
Известна.ветросиловая установка судна., содержащая поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие, поворотные, прямые паруса 13.
Недостатками этой ветросиловой установки являются относительно невысокий КПД и недостаточная надеж- 30 ность конструкции и работы.
Цель изобретения - повышение КПД ветросиловой установки и надежности ее работы.
Цель достигается тем, что в ветро- 5 силовой установке судна, содержащей поворотные мачты с прикрепленными к ним реями и связанные с последними жесткие поворотные прямые паруса, каждый парус состоит иэ двух симметричных, относительно продольной оси мачты частей, шарнирно соединенных с реями, с воэможностью поворота этих частей паруса вокруг.,продольных; осей реев и снабжен своим приводом поворота, причем профиль паруса в вертикальной плоскости выполнен выпукло-вогнутым с заостренными верхней и нижней кромками и симметричным относительно перпендикуляра к его хорде.
Кроме того, в указанной ветросиловой установке центр давления каждого паруса при наибольшей парусности и его реи расположены в одной горизонтал ной плоскости. 3S
На фиг. 1 представлено судно с поставленными парусами, вид сбоку; на фиг. 2 — судно с убранными парусами, вид сбоку; на фиг. 3 — судно. с поставленными парусами, вид с 40 корьы; на фиг. 4 — судно с убранными парусами, вид с кормы; на фиг. 5 - парус в рабочем положении, вид сбоку; на фиг. 6 — парус в нерабочем положении, вид сбоку. 45
Ветросиловая установка судна содержит мачты 1, реи 2 и жесткие паруса 3. Парус имеет лицевую сторону с поверхностью 4 и тыльную сторону с поверхностью 5. Обе поверхности гладкие.
Профиль паруса выпукло-вогнутый, несимметричный. относительно хорды 6, но симметричный относительно оси 7, перпендикулярной к середние хорды 6.
Поверхности 4 и 5 пересекаются под острым углом и образуют две кромки (ребра), перпендикулярные Продольной оси мачты.
Каждый ярус парусов сбстоит из двух отдельных частей, расположенных по обе стороны мачты и почти .вплотную к ней.
Паруса 3 сбединены с реями 2 шарнирно, что позволяет поворачивать их вокруг горизонтальной оси, параллельной рею, на угол до 90О, и таким образом изменять парусность от наибольшей (фиг. 1, 3 и 5) до наименьшей (фиг. 2, 4 и 6).
" Оси шарниров, принадлежащих парусу, должны совпадать с той горизонтальной осью, которая пересекается вектором результирующей силы давления ветра на парус при наибольшей его парусности. Этим исключается появление опрокидывающего момента и поэтому для удержания паруса в рабочем положении и поворота его в нерабочее ° положение потребуется минимальное усилие.
Возможен вариант исполнения пару- са иэ 2-3 секций,. при котором каждая секция имеет независимую подвеску к рею и отдельное управление в вертикальной плоскости.
Поворот парусов в горизонтальной плоскости производится поворотом всей мачты.
Паруса могут быть быстро в течение 10-15 с повернуты иэ рабочего положения (наибольшая парусность) в нерабочее с помощью, например,. гидравлических или других устройств.
Быстрота поворота парусов очень важ-. на при маневрировании и особенно при резких изменениях силы ветра.
1009898
4Уиа У
Составитель Ю. Сенькин
Редактор И. Митровка ТехрЕд И.ГайдУ Корректор В.Макаренко
Заказ 2380/2 . Тираж 458 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


