Учебный прибор по математике
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Реслублик
<>930341 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 040280 (21) 2879853/18-12 ($g) Ö Кп 3
G 09 В 23/02 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (33)УДК 783 868 (088.8) Опубликовано 2305.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 230582 (72) Автор изобретения
A. Ì. Коц (71) заявитель (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МАТЕМАТИКЕ
,1эобретение относится к учебно-наглядным пособиям, в частности к учебным приборам по математике.
Наиболее близким к предлагаемому является учебный прибор по математике, содержащий панель с координатной сеткой и осями координат, вдоль оси абсцисс которой выполнен паэ,расположенные над ней штангу-указатель значений ординаты, один конец которой связан со спицей, имитирующей прямую линию посредством штифта, свободно установленного в криволинейном пазу панели(11.
Недостатком прибора является отсутствие возможности обучения слепых учащихся вследствие отсутствия конструктивного аналога, ощущаемого путем осязания, зрительно-воспринимаемому рисунку, истолковывающему геометрическое понятие производной.
Цель изобретения вЂ, обеспечение возможности обучения слепых учащихся. . Поставленная цель достигается тем, что в учебном приборе по математике, содержащем панель с координатной сеткой и осями координат, вдоль оси абсцисс которой выполнен паэ, расположенные над ней штангу-указатель значений ординаты, один конец 30 со спицей, имитирующей прямую линию посредством штифта, свободно установленного в криволинейном пазу панели, штанга-указатель выполнена иэ нескольких телескопически соединенных частей, свободный конец ее подвижно установлен в пазу оси абсцисс, в штифте вЫполнено ушко, а спица расположена в нем.
На чертеже представлена схема учебного прибора по математике.
Учебный прибор по математике содержит панель 1 с нанесенными на ней координатной сеткой 2 и осями координат, вдоль оси абсцисс которых выполнен паз 3, а вдоль оси ординат — рельефная канавка 4, прорезан имитирующ и функцию = f (х) криволинейный паз 5, расположенную над ней штачгууказатель б значений ординаты, один койец которой связан со спицей 7, имитирующей прямую линию посредством штифта 8, свободно установленного в криволинейном пазу 5 панели. Штанга-указатель б выполнена из нескольких телескопически соединенных частей, свободный конец ее подвижно установлен в пазу оси абсцисс. В штифте 8 выполнено ушко 9, а спица 7 расположена в нем. Имитирующая прямую
930341
Формула изобретения
ынииПИ Заказ 3477/66 Тираж 474 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул..Проектная, 4 линию спица 7 укреплена посредством шарнира 10 в точке х,f (х).
Использование учебного прибора осуществляется следующим образом.
В исходной позиции штанга-указатель 6 занимает положение, при котором 5 координаты ее верхнего конца определяются значением х,f,,х).Слепой учащийся, нащупав штифт 8, перемещает штангу-указатель 6 вправо, воспринимая ее движейие как изменение х и 10
f (х), т.е. как отрезки в виде кана-. вок hx и ау. При этом образуется прямоугольный треугольник с катетами бх, ду, гипотенуэой — отрезком прямой (спица 7) и острым углом о и, тангенс 15 которого tд с,„=йУIЬЯ, где С(- угол, образуемый секущей и осью абсцисс.
Затем учащийся перемещает штангууказатель 6 влево до упора, ощущая при ее движении, что 4 х о,h7 o, а 20
М изменяется. При достижении исходного положения секущая превращается в касательную, что воспринимается соприкосновением шарнира 10 и ушка 9, соответствующим моменту перехода и пределу, называемому производной:
) im - = 1 imigrd= Сд g = f (х), ЬХ- 0 Ь Х - 0 где (— угол, образуемый касательной и осью. абсцисс, ощущаемый учащимся в виде дугообразной канавки;
1(х) — производная функции f (х).. Предлагаемый прибор путем обеспечения конструктивного аналога, истолковывающего геометрическое понятие производной, дает возможность слепому учащемуся обучаться путем осязания.
Учебный прибор по математике, содержащий панель с координатной сеткой и осями координат, вдоль оси абсцисс которой выполнен паз, расположенную на ней штангу-указатель значений ординаты,один конец которой связан со спицей, имитирующей прямую линию посредством штифта, свободно установленного в криволинейном пазу, отличающийся.тем, что, с целью обеспечения воэможности обучения слепых учащихся, штанга-указатель выполнена из нескольких телескопически соединенных частей, свободный конец ее подвижно установлен в пазу оси абсцисс, в штифте выполнено ушко, а спица расположена в нем.
Источники информаци, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 217083, кл. G 09 В 23/04, 1967.

