Судовой якорь
СУДОВОЙ ЯКОРЬ, преимущественно для маломерных судов, содержащий веретено, на котором шарнирно на оси установлены две жестко связанные между собой лапы, якорный трос и механизм фиксации веретена, относительно троса, отличающийся т&м, что, с целью упрощения конструкции якоря и обеспечения возможности самоосвобождения его от грунта, веретено выполнено в виде скобы, на свободных концах которой выполнены вырезы, а механизм фиксации веретена - в виде шаровой втулки, входящей во взаимодействие с упомянутыми вырезами , при этом якорный трос пропущен через щаровую втулку и прикреплен к ней и к оси щарнира поворота лап, причем длина троса между щаровой втулкой и осью больше длины веретена между последними. (Л со о 1C 4 C7I
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1030245 з(511 В 63 В 21/36
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3403611/27-11 (22) 03.03.82 (46) 23:07.83. Бюл. № 27 (7@ Б. П. Митрохин (53) 629.12.015 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 781106, кл. В 63 В 21/36, 27.12.78 (прототип). (54) (57) СУДОВОЙ ЯКОРЬ, преимущественно для маломерных судов, содержащий веретено, на котором шарнирно на оси установлены две жестко связанные между собой лапы, якорный трос и механизм фиксации веретена, относительно троса, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции якоря и обеспечения возможности самоосвобождения его от грунта, веретено выполнено в виде скобы, на свободных концах которой выполнены вырезы, а механизм фиксации веретена — в виде шаровой втулки, входящей во взаимодействие с упомянутыми вырезами, при этом якорный трос пропущен . через шаровую втулку и прикреплен к ней и к оси шарнира поворота лап, причем длина троса между шаровой втулкой и осью больше длины веретена между последними.
1030245
Фиг. 2
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым якорям.
Известен судовой якорь, преимущественно для маломерных судов, содержащий веретено, на котором шарнйрно на оси установлены две жестко связанные между собой лапы, механизм фиксации веретена относительно лап и якорный трос, связанный с механизмом фиксации (1).
Недостатками известного судового якоря являются его конструктивная сложность и недостаточная возможность самоосвобождения его от грунта.
Цель изобретения — упрощение конструкции якоря и обеспечение возможности самоосвобождения его от грунта.
Цель достигается тем, что у судового 15 якоря, преимущественно для маломерных судов, содержащего веретено, на котором шарнирно на оси установлены две жестко связанные между собой лапы, якорный трос и механизм фиксации веретена относительно троса, веретено выполнено в виде скобы, на свободных концах которой выполнены вырезы, а механизм фиксации веретена — в виде шаровой втулки, входящей во взаимодействие с упомянутыми вырезами, при этом якорный трос пропущен через шаро- 25 вую втулку и прикреплен к ней.и к оси шарнира поворота лап, причем длина троса между шаровой втулкой и осью больше длины веретена между последними.
На фиг. 1 изображен предлагаемый судовой якорь, в рабочем состоянии; на фиг.
2 — то же, вид сбоку, после срабатывания механизма фиксации веретена.
Судовой якорь состоит из спаренных лап
1, соединенных со скобообразным веретеном 2 осью 3. Между фиксирующими вырезами 4, выполненными в веретене 2, установлен механизм фиксации веретена относительно лап в виде шаровой втулки 5, закрепленной на якорном тросе 6 узлами 7, Трос 6 одним концом прикреплен к оси 3. а веретено 2 имеет направляющие канавки
8, соединенные с вырезами 4. Длина троса
6 между втулкой 5 и осью 3 больше длины веретена 2 между последними.
Якорь работает следующим образом.
В рабочем состоянии втулка 5 зажата в вырезах 4 веретена 2 с определенным. расчетным усилием, необходимым для удержания судна на стоянке, При превышении этого усилия шаровая втулка 5 разжимает веретено 2 и освобождается от него. Усилие подъема якоря переносится на ось 3 и освобождает якорь от зацепления с грунтом, Для приведения якоря в рабочее состояние шаровая втулка 5 устанавливается в вырезы 4 по направляющим канавкам 8.
Применение изобретения позволит упростить конструкцию и повысить надежность работы якоря.
ВНИИПИ Заказ 5078/2!
Тираж 460 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

