Складной якорь
О П И С А Н И Е (1872374 И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (5l }Nt. Кл.
В 63 В 21/36 (22)Заявлено 17.12.79 (21) 2853586/27-11 с присоединениект заявки % (23) Приоритет
Гоеудерстмнный квинтет
СССР
Опубликовано 15.10.81. Бюллетень М 38 (53)УДК, 627.914 (088. 8) пе делам пзебретепий и открытий
Дата опубликования описания 15 . 10 . 81-В. А. Барабанов, Г. Я. Суров и Л. В. Мельников (72) Авторы изобретения
Архангельский ордена Трудового Красного Знаменй" лесотехнический институт им. В. В. Куйбышева (71) Заявитель (54) СКЛАДНОЙ ЯКОРЪ
Изобретение относится к водному транспорту, в частности к складным якорям с раскрывакхцимися лапами.
Известен складной якорь, содержащий веретено, имеющее на нижнем конце головку и крестовину с шарнир3 но установленными на ней складными лапами, связанными с тросовым приводом их поворотами
Недостатком данного якоря являто о в силу своей конструкдает большим сопротивлени; ю в грунт. бретения - уменьшение соп" при внедрениът якоря в
Г еличение держащей его силы. иная цель достигается пы якоря состоят из двух еющих общую ось, шарниренную на .головке якоря, и в ограничителями для фиксааскрытия створок, а оси набжены тягами, посредстонн связаны с крестовинои, смонтированной подвижно относи" тельно веретена.
Кроме того, веретено выполнено из двух коаксиально расположенных внешней и внутренней труб, причем внешняя труба выполнена с пазами для взаимодействия с крестовиной, жестко связанной с внутренней трубой, в которой расположен трос упомянутого привода, соединенный с упомянутой крестовиной.
На фиг. 1 изображен якорь в сложенном положении; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — якорь в рабочем положении; на фиг. 4 — - то же, вид сверху.
Якорь содержит веретено, внешняя труба 1 которого жестко соединена с головкой 2. К головке 2 шарнирно прикреплены складные лапы, каждая из которых состоит из двух створок 3, имеющих общую ось 4, шарнирйо укреп.-; леннуто на головке якоря, Ось створок посредством тшг 5 . связана с кресто87 виной 6. Крестовина, перемещающаяся в пазах 7 внешней трубы, жестко соединена с внутренней трубой 8 веретена.
3а крестовину закреплен трос 9, проходящий внутри веретена. Этот трос предназначен для крепления наплавного сооружения. Для ограничения угла раскрытия створок лап служит ограничитель 10, выполненный в виде тросика, который соединяет внешние грани створок. Для удержания якоря в раскрытом положении слуяпит пружина
11, установленная между крестовийой и головкой якоря.:Внедрение якоря в грунт осуществляется при помощи съемного толкателя 12.
Внедрение якоря.в грунт происходит следующим образом.
Толкатель 12, охватывая. внешнюю трубу 1 веретена, давит сначала на внутреннюю трубу 8, которая сжимает. пружину 11 и через крестовину 6 и тяги 5 передает усилие осям 4 створок лап. В .результате этого оси начинают поворачиваться в сторону веретена. При этом тяги 5 давят на про-. ходящие под ниии и соединяющие внеш»:ние грани створок 3Ä 10, выполненные в виде тросика, под действием которьМ створки 3 начинают поворачиваться относительно оси 4, приближаясь друг к другу. Таким об.разом, происходит одновременно складывание лап и поворот их в сторону веретена. После того, как внутренняя труба 8 веретена утопится во внешнюю трубу 1, а крестовина 6 переместится в пазах 7 внешней трубы 1 в нижнее крайнее положение, сжав при этом пружину 11, якорь в сложенном положении начинает внедряться в грунт.
После заглублеиия якоря в грунт .на определенную глубину толкатель 12 снимается и за трос 9 крепится наплав- ное сооружение, сила влечения кото-, рого потоком или ветром передается через трос 9, крестовину 6 и тяги 5; осям 4 створок 3. Под действием этой
2374
4 силы, а также силы упругости пружины
11 и силы реакции грунта, якорь переходит из сложенного положения в рабочее.
При минимальном сопротивлении внедрению в грунт данный якорь обладает максимальной держащей силой так как при компактности в сложенном положении он имеет лапы увеличенной
10 площади в рабочем положении. Кроме того, данной конструкции якоря присущи надежность и одновременность раскрытия лап.
Формула изобретения
1. Складной якорь, содержащий веретено, имеющее на нижнем конце голов20 ку и крестовину с шарнирно установ ленными на ней складными лапами, связанными с тросовым приводом их по". ворота, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления при внедрении в грунт и увеличения держащей силы якоря, лапы состоят из двух створок, имеющих общую ось, шарнирно установленную на головке якоря, и выполнены с ограничителями для Фиксации угла раскрытия створок, а оси последних снабжены тяга ми, посредством которых они связащи с крестовиной, смонтированной подвижно относительно веретена.
2. Якорь по п. 1, о т л и ч а ю
35 шийся тем, что веретено выпояшено из двух коаксиально расположен» ных внешней и внутренней труб, причем внешняя труба выполнена с паза40 ми для взаимодействия с крестовиной, жестко связанной с внутренней трубой, в которой расположен трос упомянутого привода, соединенный с упомяну» той крестовиной.
Источники информации, 45 принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 707846, кл, В 63 В 21/36, 1980.
872374
Рл. 2
uz. Д
Составитель Л. 1аусилович
Редактор М. Бандура Техред Ж.Кастелевич Яерректор Г. Назарова
Заказ 8925(32 Тираж 492 Подписное
ВННИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 ° Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4


