Подшипник качения
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
6С@В ИО
РЕС ПУБЛИЙ
SUÄÄ3 036579 A
Р 16 С 27/04 1 rw>
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
И АВТОРСЙОМУ СВИЩ-ТЕЛЬСТВУ Ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИй (21) 3385282/25-27 (22) 13.01.82 (46) 07.05.83. Бюл. }} 17 (72) 3).A. Андреев, Э.Е. Богорад, В.Я. Гуляев, В.В. Генкин, A.Ñ. Лебедев, А.С. кельзон и А.A. Никитин
{71) Ленинградское ордена Октябрьской
Революции высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О. Иакарова (53) 621.822.7(088;8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
И 224965, кл. F 16 С.19/00, 1968
2. Авторское свидетельство СССР
И 283736, кл. F 16 C 2 /04 19/7
{прототип). (54) (Я) П(}@}}ИПНИК КАЧЕНИЯ, содержа-; щий внутреннее кольцо, тела качения и: наружное кольцо, выполненное с раз- личной жесткостью средней и крайних частей и с двумя концентричными ряда " ми .пазов, расположенных равномерно по . окружности в шахматном порядке, о тл и ч а ю щ. и и с я тем, что, с целью повышения надежности, наружное кольцо выполнено по меньшей мере из трех концентрйчных колец, установленных с зазором, причем среднее из этих колец соединено одним торцом с наруж" ным, а другим торцом с енутрейним кольцом перемычками, расположенными. относительно друг друга в шахматном порядке, а ширина среднего -кольца меньше ширины наружного и внутреннего Я, колец на величину перемычек
1016579 ружное кольцо выполнено по меньшей
5 мере из трех концентричных колец, установленных с зазором, причем среднее из этих колец соединено одним торцом с наружным, а другим торцом с внутренним кольцом перемычками, располо15
35
Изобретение относится к машиностроению, а именно, к конструкциям подшипников качения, являющихся опорами быстровращающихся валов.
Известен подшипник качения,,состоящий из наружного и внутреннего колец и шариков (роликов), кроме того, наружное кольцо выполнено с выступами, против которых расположены сквозные пазы 1 )..
Недостатками. этого подшипника качения являются. Ьольшое отношение глубины паза к его ширине и наличие сопряжений поверхностей, которые приво; дят к концентрации напряжений.
Наиболее Ьлиэким по технической сущности и достигаемому эффекту к предЛагаемому является подшипник качения, содержащий внутренне кольцо, Te" ла качения и наружное кольцо, выполненное с различной жесткостью- средней и крайних частей и с двумя концент" ричными рядами пазов, расположенных равномерно по окружности в шахматном порядке (2 ).
Недостатком известного подшипника является то, что при ограниченном радиальном габарите и при достаточно. большом отношении глубины паза к его ширине (5-10) реализация опоры крайне затруднительна, так как поверх" ность паза должна иметь достаточно высокий класс чистоты (0,32-0,16), а это требование при малой ширине паза (менее 3 мм) выполнить сложно, кроме того, сложно выполнить сопря" жение радиусов и галтелей поверхности, образующих пазы.
Sce это приводит к наличию концентраторов напряжений (риски, острые кромки, несопряженные радиусы и галтели) на поверхности элементов, образованных пазами. При длительной работе подшипника качения в нерасчетных режимах либо при частой работе 45 подшипника на переходных режимах происходит излом этих элементов и выход всего подшипника качения иэ строя, что существенно снижает надежность работы подшипника.
Цель изобретения " повышение надежности подшипника качения, Указанная цель достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем внутреннее кольцо, тела качения и наружное кольцо, выполненное с различной жесткостью средней и крайних час-. тей и с двумя концентричными рядами пазов, расположенных равномерно по окружности в шахматном порядке, наженными относительно друг друга в шахматном порядке, а ширина среднего кольца меньше ширины наружного и внутреннего колец на величину перемычек.
На фиг. 1 изображен подшипник качения, поперечное сечение; на фиг.2 " разрез Q-А на фиг. 1; на фиг. 3подшипник качения в аксонометрии.
Подшипник качения содержит внутреннее кольцо 1, тела 2 качения, наружное кольцо, состоящее из трех концентричных колец 3-5, установленных с зазором, Среднее кольцо 4 соединено. одним торцом с наружным кольцом 3, а другим торцом.с внутренним кольцом
5 перемычками 6, расположенных относительно друг друга в шахматном порядке и образующих сквозные пазы 7. Ширина среднего кольца 4 меньше ширины наружного 3 и внутреннего 5 колец на величину перемычек 6.
Подшипник качения. работает следующим образом, При вращении неуравновешенного ротора в подшипнике при увеличении амплитуды колебаний ротора в нерасчетных и переходных режимах происходит деформация только среднего кольца 4, имеющего жесткость на порядок ниже жесткости крайних его колец.
Жесткость среднего кольца 4 опреде- ляет жесткость всего подшипника. Так как поверхности пазов могут быть о6работаны по необходимому классу чистоты, то исключено наличие концентраторов напряжений, которые вызывают поломку элементов, образованных пазами, и выход подшипника качения из строя. Кроме того, получение кольцевых канавок при достаточно большом отношении глубины канавок к их ширине (5-10) не представляет технических трудностей и,не требует специального оЬорудования, что в свою очередь гарантирует надежную работу средней части кольца, тем самым обеспечивается надежная работа подшипника качения в целом.
1016579
Заказ 3357/38
Тираж 776 Подписное
ВН ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035» Иосква, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. проектная, 4
Составитель В. Баклыков
Редактор И. Макаревич Техред I.Êàñòåëåâè÷. Корректор M. Бароц»и


