Работомер к двигателю машины, например, трактору
Мо 106629
Жласс 42k, 7оз
СГГР
ОПИОДНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТ ЛЬС7БУ
Г. Я. Шхвацобая
РАБОТОМЕР К ДВИГАТЕЛЮ МАШИНЫ, НАПРИМЕР ТРАКТОРУ
Заявлено 9 марта 1955 r. за № 13378/454857 в Министерство сельского хозяйства СССР
Известны работомеры, например тракторные, за ключающие в себе механизм для перемножения тягового усилия и пройденного пути, выполненный в виде интегрирующего устройства, один элемент которого связан с датчиком пройденного пути, а другой, изменяющий передаточное число устройства, с датчиком тягового усилия.
Особенностью работомера, согласно изобретению, является то, что интегрирующее устройство выполнено в виде храпового механизма, собачки которого расположены на одном плече четырехзвенного механизма, связанного с датчиком пути с помощью эксцентрика и с датчиком тягового усилия, изменяющим длину край них звеньев механизма.
На фиг. 1 изображен в продольном разрезе датчик тягового усилия работомера; па фиг. 2 — вид сверху датчика; на фиг. 3 — вид спереди интегрирующего устройства; на фиг.
4 —.вид его сверху.
Датчик тягового усилия работомера заключает в себе гильзу 1, в которой установлены пружины 2 и 8, неподвижными своими концами опирающиеся в дно 4 этой гильзы, имеющее отверстие для пропуска тягового болта б с серьгой б. В отверстие дна гильзы запрессована латунная втулка 7. Тяговый болт б, проходящий внутри пружин, своим концом ввинчен в опорную шайбу 8 и закреплен гайкой 9. Шайба 8 с четырех сторон имеет накладки !О с пальцами, íà которых насажены радиальные шарикоподшипники 11, которые выполняют функцию роликов (ходовых колес).
Тело гильзы с четырех противоположных сторон вырезано вдоль оси; края вырезов служат направляющими дорожками для роликов. Вырезы гильзы закрыты крышками 12
Рядом с правой накладкой 10 на опорной шайбе 8 укреплен держатель 13, имеющий отверстие с нарезкой, в которую ввинчивается передний конец тягового троса 14 и дополнительно укрепляется стопорным винтом. Стенка гильзы против держателя 18 вырезана и закрыта крышкой. Вырез этот служит смотровым отверстием для проверки крепления конца троса.
Со сторо ны, противоположной тяговому болту, ко дну гильзы двумя болтами прикреплена скоба 15 и рядом с ней установлен штуцер 16.
На тело тягового болта свободно № 1С6629 надет огранйчМель 17 сжатия рабочих пружин 2,.3, Перемещение пружин датчика при сжатии с помои ью тягового троса 14 передается механизму для перемножения тягового усилия и пройденного пути, представляющему собой интегрирующее устройство.
Это устройство выполнено следуIoщим ооразом.
На станине 18 в двух подшипниках установлен валик 19, на,котором укреплено храповое колесо 20.
С правой и левой стороны .колеса на этом же валу свободно насажены плечи 21, несущие верхние втулки шатунов 22. На концах плеч 21 установлены по две подпружиненные собачки 28, прижимаемые к зубцам храпового колеса 20.
Нижние втулки шатунов 22 надеты на тяги 24 с роликами. Шатуны 22 передними своими концами
-свободно надеты на ось 25, на которой помещены два наружных ролика 2б и два внутренних ролика 27.
Наружные ролики 2б установлены в пазах направляющих 28, которые црикреплепы к стойкам 29. В нижне11 части этих стоек установлен валик 80 с двумя кулачками 81. Кулачки своими рабочими поверхностями давят на внутренние ролики 27.
Рядом с правым кулачком на этом ,«е валике укреплен диск 82, огибаемый тросом 14, связанным с датчиком тягового уоилия. При сжатии его.пружин 2 и 8 трос поворачивает диск и вместе с ним кулачки 81 на соответствующий угол, изменяя длину крайних звеньев четырехзвенного механизма, образуемого, плечами 21, шатунами 22, тягами 24 и кулачками 81, средними звеньями которого являются шатуны 22.
Под храповым колесом на станине 18 в двух подшипниках установлен валик 88, íà котором стопорными винтами укреплены два эксцентри ка 84. Сверху,к эксцентрикам с помощью натяжных пружин 85 прижаты ролики тяг 24.
На валике 88 с правой стороны эксцентриков укреплены д ве шестеренки 8б и 87. Шестеоенка 8б зацеплена с храповой,полумуфтой 88, на вал ике 89. Вдоль оси станины на двух шариковых подшипниках установлен снабженный второй полумуфтой червячньш валик 40, который связан с колесом 41.
На конце валик", 40 имеется штуцер 42 для присоединения и ним
r t0r oro va 48.
Таким образом, при вращении червячного валика 40 вращение передается эксцептриксвому валику 88.
Валик 19 храпового колеса 20 при помощи ряда шестерен связан с ведущим валиком счетчика 44 механической р а о от ы.
С другой стороны от храпового колеса 20 на станине укреплен другой (нижний) счетчик 45, приводимый во вращение парой конических шестерен от валика 88 эксцентриков.
Таким образом, верхний счетчик 44 соединен с валом 19 храпового колеса и учитывает затраченную прицепом трактора механическую работу, а нижний счетчик 45 соединен с ведущим валиком эксцентриков, который отсчитывает количество оборотов датчика пути за время работы
Датчик тягового усилия работомера устанавливается между трактором и прицепной машиной, а множительпый механизм укрепляется и кабине трактора или на его площадке.
Один конец гибкого вала 48 присоединяется к валику 40, а другой конец — к валу отбора мощностй трактора.
Правый конец тягового троса 14 ввинчен в тело держателя 18 датчика тягового усилия и укреплен стопорным винтом, а левый конец троса закреплен на диске 82.
Когда трактор трогается с места, вручную сцепляют кулачковые полумуфты 88 и работомер начинает действов ать, так;как вал мощности трактора через червячное колесо . приводит во вращение шестерен-— ку 8б и от нее — вал эксцентриков 84.
На первой передаче скорость вращения эксцентри кового вала уменьшается в 12 раз относительно скорости вращения вала отбора мощности, а на второй передаче — в 36 раз — 3
Ьо i Oh<>23
Для 5 стапсвления эксцентриковсго вала на второй передаче следует заменить пол5 муфту 88 с большой шестерней полумуфтой с малой сменной шестеренкой и последнюк> сцепить с большой шестеренкой 87 эксцентрикового вала.
При вращепии эксцентриков тяги 24 и плечи 21 совершают колебательное движение вокруг вала 19 храпового колеса 20, причем за один полный оборот эксцентрика 84 плечо 21 совершает одно полное колебание.
Частота колебаний плеч 21 находится в прямо пропорциональной зависимости от угловой скорости вращения вала отбора мощности трактора.
В зависимости от нагрузки трактора, соответственно сжимаются пружины 2 и 8 датчика тягового усилия работомера и натягивается тяговый трос 14. В результате натяжения троса поворачивается диск 82 и в месте с ним кулачки, которые с помощью роликов, перемещают вперед
ocb 25 и вместе с ней шатуны 22.
Одновременно с перемещением одного из шатунов отклоняется вверх плечо 21 и две из четырех собачек, упираясь в храповое колесо, .поворачивают его вперед в направлении против часовой стрелки, а тем временем собачки другого плеча отодвигаются назад в исходное положение и ро,чи собачек левого и правого плеч меняются, в результате чего вращение храпового колеса происходит беспрерывно.
Величина угла поворота храповсго колеса или верхнего коромысла зависит от величины, перемещения вперед шатуна и возрастает в нелинейной зависимости. Однако с помощью кулачков эта нелинейная зависимость преобразуется в линейную.
При повороте вперед храпового колеса поворачивается и,валик счетчи ка 44, в результате чего на его шкале появляется цифра, указываю щая в определенном масштабе затраченную механическую работу в ,кил огр ам м см етр ах.
Нижний счетчик 4с, соединенньш с валом эксцентриков, отсчитывает количество оборотов ведущего вала колеса трактора. Имея количество оборотов колеса и измерив действительный путь, пройденный машиной, известными приемами легко определить коэффициент буксования и сколь>кения колес испытуемой машипы.
Учитывая коэффициент буксования или сколь>кения колес машины, можно определить как затраченную механическую работу на выполнение технологического,процесса, так и затрату механической работы на б5ксование и скольжение колес.
Предмет изобретения
1. Работомер к двигателю машины, наппимер трактору, заключающий в себе механизм для перемножения тягового усилия и пройденного пути, выполненный в зиде интегрирующего устройства, один элемент которого связан с датчиком пройденно"o пути, и другой, изменяющий передаточное число устройства, с датчиком тягового усилия, отличающийся тем, что интеГриру1сщее )стрсйствс Выполне> 0 в виде храпового механизма, собачки которого расположены на одном плече четырехзвенного механизма, связанного с датчиком пути с помощью эксцентрика и с датчиком тягового усилия, изменяющим длину крайних звеньев механизма.
2. Форма выполнения работсмера по п. 1, отличающаяся тем, что для изменения длины звеньев четырехзвенно го механизма датчик тягового усилия связан с кулачком, переставляющим тягу, соединенную со средним звеном, свободно скользящим своими концами по крайним подвижным звеньям механизма.




