Система распространения электронных проездных документов

 

Полезная модель относится к области обработки данных для специальных применений и может быть использована для создания систем распространения электронных проездных документов с оказанием удаленной помощи клиентам. Требуемый технический результат, заключающийся в расширении функциональных возможностей и повышении удобства использования, достигается в системе, содержащей группу терминалов самообслуживания, сервер продажи билетов, первый вход-выход которого соединен с первыми входами-выходами терминалов самообслуживания группы, отличающаяся тем, что в систему введены группа персональных компьютеров, первые входы-выходы которых соединены со вторым входом-выходом сервера продажи билетов, а также call-центр, первый вход-выход которого соединен со вторыми входами-выходами персональных компьютеров группы, второй вход-выход - соединен со вторыми входами-выходами терминалов самообслуживания группы, а третий - вход-выход - соединен с третьим входом-выходом сервера продажи билетов. Сервер продажи билетов может содержать параллельно подключенный к нему выделенный WEB-сервер, персональные компьютеры группы могут быть оборудованы микрофонами и динамиками (колонками) и оснащены программами интернет-телефонии, а терминалы самообслуживания группы оборудованы телефонными трубками. 1 ил.

Полезная модель относится к области обработки данных для специальных применений и может быть использована для создания систем распространения электронных проездных документов с оказанием удаленной помощи клиентам.

Известна система, содержащая несколько глобальных распределительных систем, состоящих из блока хранения информации, блока ввода, вывода и представления информации, блока диспетчера запросов и блоков обработчика административных и информационных запросов, блока модификации базы данных, блока генератора отчетов, блока обработчика запросов на бронирование, оформление билетов, блока транслятора запросов глобальных распределительных систем, блока драйвера глобальных распределительных систем, финансового блока, предназначенного для расчета финансовых показателей, блока диспетчера периодических операций и блока обмена информацией с глобальной распределительной системой [RU 2222825, С2, G06F 17/60, 10.06.2002].

Недостатком этого технического решения является то, что в данной системе не предполагается предоставление услуг пользователям - физическим лицам с помощью устройств самообслуживания.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система, содержащая, как минимум, одно электронное устройство самообслуживания, например банкомат или электронный терминал самообслуживания или информационно-транзакционный киоск, при этом, каждое электронное устройство самообслуживания содержит, как минимум, одно компьютерное устройство обработки данных, входящее в его состав и одно приложение, функционирующее в компьютерном устройстве обработки данных для связи электронного устройства самообслуживания с серверным компьютерным устройством обработки данных, с помощью которого клиент электронного устройства самообслуживания получает доступ на сервер, интерфейс которого позволяет вводить необходимую информацию для поиска, бронирования и оплаты электронного билета, при этом, система снабжена модулем клиринговых расчетов, а в составе серверного компьютерного устройства имеются модуль онлайн-бронирования для связи с доступными глобальными дистрибутивными системами, производящий необходимые действия по процедуре бронирования билетов, и модуль онлайн-оплаты, связанный с платежными системами и производящий регистрацию онлайн-платежа и авторизацию транзакции в платежной системе [RU 2365997, C1, G06Q 30/00, G09F 19/00, 27.08.2009].

Недостатком этого технического решения является то, что хотя в данной системе предполагается предоставление услуг пользователям - физическим лицам с помощью устройств самообслуживания и компьютеров, подключенных к сети Интернет, но предоставляет им относительно низкое удобство использования, поскольку оно не предусматривает возможность обмена речевой (голосовой) информацией и обмена данными между пользователями системы - физическим лицами и оператором системы, который может оказать необходимую помощь неопытному клиенту, а для опытных клиентов найти выход из возможных нестандартных ситуаций.

Требуемый технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и повышении удобства использования системы.

Требуемый технический результат достигается тем, что в систему, содержащую, группу терминалов самообслуживания и сервер продажи билетов, первый вход-выход которого соединен с первыми входами-выходами терминалов самообслуживания группы, введены группа персональных компьютеров, первые входы-выходы которых соединены со вторым входом-выходом сервера продажи билетов, а также call-центр, первый вход-выход которого соединен со вторыми входами-выходами персональных компьютеров группы, второй вход-выход - соединен со вторыми входами-выходами терминалов самообслуживания группы, а третий - вход-выход - соединен с третьим входом-выходом сервера продажи билетов.

На чертеже представлена функциональная схема системы распространения электронных проездных документов.

Система распространения электронных проездных документов содержит группу терминалов 1-11-n самообслуживания и сервер 2 продажи билетов, первый вход-выход которого соединен с первыми входами-выходами терминалов 1-11-1-n самообслуживания группы.

Кроме того, система распространения электронных проездных документов содержит группа персональных компьютеров 3-13-m, первые входы-выходы которых соединены со вторым входом-выходом сервера 2 продажи билетов.

Дополнительно к указанному выше, система распространения электронных проездных документов содержит call-центр системы 4, первый вход-выход которого соединен со вторыми входами-выходами персональных компьютеров 3-13-m группы, второй вход-выход - соединен со вторыми входами-выходами терминалов 1-11-n самообслуживания группы, а третий - вход-выход - соединен с третьим входом-выходом сервера 3 продажи билетов.

Заявленная система содержит элементы, охарактеризованные на функциональном уровне, поэтому ниже представляются сведения, подтверждающие возможность выполнения таким средством конкретной предписываемой ему в составе данного устройства функции.

В частности, терминалы 1-11-n самообслуживания группы представляют собой, как и в наиболее близком техническом решении, пространственно разнесенные электронные терминалы самообслуживания или информационно-транзакционные киоски, содержащие компьютерное устройство обработки данных и приложение, функционирующее в компьютерном устройстве обработки данных, для связи с сервером 2 продажи билетов, с помощью которого клиент электронного устройства самообслуживания получает доступ на сервер, интерфейс которого позволяет вводить необходимую информацию для поиска, бронирования и оплаты электронного билета.

Сервер 2 продажи билетов, как и в наиболее близком техническом решении, снабжен модулем клиринговых расчетов и в его составе имеются модуль онлайн-бронирования для связи с доступными глобальными дистрибутивными системами, производящий необходимые действия по процедуре бронирования билетов, и модуль онлайн-оплаты, связанный с платежными системами и производящий регистрацию онлайн-платежа и авторизацию транзакции в платежной системе.

Сервер 2 продажи билетов может дополнительно иметь соединенный с ним выделенный WEB-сервер, что позволяет увеличить защищенность и уменьшить пиковые нагрузки с сервера 2 продажи билетов.

Call-центр системы 4 представляет собой VoIP-сервер и соединенные с ним один или несколько персональных компьютеров операторов системы. Терминалы 1-11-n самообслуживания группы, сервер 2 продажи билетов, персональные компьютеры 3-13-m группы и call-центр 4 соединены через сеть Интернет. При этом терминалы 1-11-n группы оборудуются телефонными трубками, что позволяет обеспечивать обмен не только текстовой, но и звуковой информацией между терминалами 1-11-n группы и через VoIP-сервер - с персональными компьютерами операторов системы. Автоматизированное рабочее место оператора call-центра 4 системы оснащается микрофоном и динамиками и/или телефонной гарнитурой, и предоставляет оператору системы авторизированный доступ к серверу 2 продажи билетов и соединение с VoIP-сервером call-центра.

Система распространения электронных проездных документов работает следующим образом. При продаже билетов с помощью терминалов 1-11-n самообслуживания группы, клиент с помощью интерфейса выбирает вид транспорта, маршрут, дату отъезда, количество и класс билетов. Эта информация передается на сервер 2 продажи билетов, в котором благодаря связи с доступными глобальными дистрибутивными системами, производящими необходимые действия по процедуре бронирования билетов, определяются доступные рейсы и билеты.

Информация о доступных рейсах и билетах передается обратно на соответствующий терминал группы терминалов 1-11-n самообслуживания. Затем клиент выбирает из предложенных вариантов рейсов и билетов удовлетворяющий его вариант, вводит личную информацию, необходимую для бронирования билетов, и сформированный окончательно запрос на бронирование рейса передается на сервер 2 продажи билетов. Сервер 2 продажи билетов производит бронирование билетов и передает результат бронирования на соответствующий терминал группы терминалов 1-11-n самообслуживания.

Затем клиент вставляет в картридер терминала платежную карту и вводит пин-код при безналичном платеже, либо вносит купюры при наличном платеже. Информация об этом передается на сервер 2 продажи билетов.

Сервер 2 продажи билетов с помощью своего модуля клиринговых расчетов производит списание денежных средств с платежной карты клиента при безналичном платеже, либо со счета владельца терминала при наличном платеже, и передает на соответствующий терминал группы терминалов 1-11-n самообслуживания информацию о проведении покупки билетов. Для клиента печатаются необходимые документы и, при необходимости, выдается сдача.

Кроме того, клиент может войти с помощью соответствующего терминала группы терминалов 1-11-n самообслуживания в «личный кабинет» и использовать для бронирования билетов ранее введенную информацию.

На любом этапе продажи билета клиент может обратиться к оператору системы. Для этого клиент должен снять телефонную трубку. Это позволяет установить голосовую связь с оператором системы.

Одновременно на персональный компьютер автоматизированного рабочего места оператора call-центра 4 через VoIP-сервер будет передана информация о заказе (если клиент начал процесс покупки билетов) или о «личном кабинете» клиента (если клиент вошел в «личный кабинет»).

С использованием этой информации формируется запрос на сервер 2 продажи билетов и оператор может видеть на экране монитора своего персонального компьютера ту же информацию, что и клиент на экране терминала, после чего может наиболее эффективно оказать помощь клиенту в заказе и покупке билетов, в том числе, самому ввести необходимую информацию и передать через сервер 2 продажи билетов на экран соответствующего терминала группы терминалов 1-11-n самообслуживания.

При продаже билетов с помощью компьютеров группы персональных компьютеров 3-13-m, включенных в сеть Интернет, клиент, используя WEB-интерфейс, обращается непосредственно к серверу 2 продажи билетов. Клиент вводит информацию о маршруте, выбирает рейс, вводит личную информацию в том же порядке, что и при покупке билета при помощи терминала группы терминалов 1-11-n самообслуживания. Однако, оплата возможна только при помощи платежной карты.

Клиент также может войти с помощью своего персонального компьютера в «личный кабинет» и использовать для бронирования билетов ранее введенную информацию. В случае, если компьютер клиента оборудован микрофоном и динамиками (колонками), то с помощью программы интернет-телефонии может быть реализована схема работы клиента с оператором системы, но, при этом, невозможна автоматическая передача информации о заказе с компьютера оператору и клиент должен сам указать номер заказа по запросу оператора. После ввода номера заказа оператор продолжает работу так же, как и при работе с клиентом, пользующимся терминалом самообслуживания.

Таким образом, благодаря введенным усовершенствованиям, достигается требуемый технический результат: расширение функциональных возможностей и повышение удобства использования, поскольку как при заказе и покупке билетов через терминал самообслуживания, так и через персональные компьютеры клиентов обеспечивается возможность обмена речевой (голосовой) информацией и обмена данными между клиентами системы с оператором call-центра, который может оказать необходимую помощь неопытному клиенту, а для опытных клиентов найти выход из возможных нестандартных ситуаций.

1. Система распространения электронных проездных документов, содержащая группу терминалов самообслуживания и сервер продажи билетов, первый вход-выход которого соединен с первыми входами-выходами терминалов самообслуживания группы, отличающаяся тем, что в систему введены группа персональных компьютеров, первые входы-выходы которых соединены со вторым входом-выходом сервера продажи билетов, а также call-центр, первый вход-выход которого соединен со вторыми входами-выходами персональных компьютеров группы, второй вход-выход соединен со вторыми входами-выходами терминалов самообслуживания группы, а третий вход-выход соединен с третьим входом-выходом сервера продажи билетов.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сервер продажи билетов содержит параллельно подключенный к нему выделенный WEB-сервер.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что персональные компьютеры группы оборудованы микрофонами и динамиками (колонками) и оснащены программами интернет-телефонии.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что терминалы самообслуживания группы оборудованы телефонными трубками.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом от использования универсальной платежной системы является возможность автоматического управления блокировкой отечественных автоматических выключателей и повышение надежности их работы
Наверх