Транспортное средство высокой проходимости "ветлуга"

 

К заявке на полезную модель «Транспортное средство высокой проходимости «Ветлуга». Решение относится к транспортным средствам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности.

Совершенствуется кинематическая схема и компоновка некоторых узлов, в частности, на опорные катки устанавливаются четырехпучковые торсионы, моторный отсек располагается в середине основания, передняя часть кузова выполняется в виде лодочного носа с углом атаки лобового листа, соответствующим углу атаки гусеничной ветви. Обеспечивается равномерное нагружение опорных катков, оптимальная развесовка, плав.

Машина надежна и ремонтопригодна.

1 с., 2 з.п. ф-лы, 3 илл.

Решение относится к транспортным средствам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности благодаря низкому давлению движителя на грунт и предназначенным для транспортировки грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях.

Известно транспортное средство высокой проходимости «Ухтыш», предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее гусеничную ходовую часть и однообъемный пятидверный грузопассажирский кузов с передним расположением моторного отсека (журнал «Спецтехника», 5, 2004, с.22). Недостаток этого транспортного средства - отсутствие отдельно расположенной грузовой платформы, позволяющей размещать на ней различное технологическое оборудование и максимально эффективно использовать машину для перевозки грузов.

В качестве прототипа принят гусеничный снегоболотоход «Ужгур» (патент РФ на полезную модель 93771, В22Д 55/00, опубл. 10.05.2010). Он содержит герметичное основание, ходовую гусеничную систему с передним расположением ведущих колес и с опорными катками, трансмиссию, включающую двигатель, расположенный в моторном отсеке, карданные валы, главную передачу с ведомыми валами, двигатель расположен по продольной оси машины и соединен через коробку передач с раздаточной коробкой, бортовая передача выполнена одноступенчатой с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах главной передачи установлены тормоза.

При всех положительных качествах этой машины ее эксплуатационные характеристики могут быть улучшены, что и является задачей данного решения.

Технический результат - повышение проходимости за счет совершенствования кинематической схемы, а также компоновки некоторых узлов и равномерного нагружения опорных катков.

Этот технический результат достигается тем, что в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем герметичное основание, кузов вагонной компоновки, ходовую гусеничную систему с передним расположением ведущих колес и с опорными катками, трансмиссию, включающую двигатель, расположенный в моторном отсеке, карданные валы, главную передачу с ведомыми валами, двигатель расположен по продольной оси машины и соединен через коробку передач с раздаточной коробкой, бортовая передача выполнена одноступенчатой с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах главной передачи установлены тормоза,, на каждый опорный каток установлен четырехпучковый торсион с регулируемым углом закрутки за счет перестанавливаемой муфты балансира с мелкими шлицами относительно шлиц опорной части, установленной в подшипниках скольжения в корпусе, причем, балансир имеет осевую фиксацию к торсионам, с одной стороны, и головок торсионов к корпусу - с другой, бортовые фрикционы жестко связаны с двумя рычагами управления;

моторный отсек, в котором установлен двигатель, расположен на средней части основания, имеет доступ изнутри, снабжен решетками для забора воздуха в систему охлаждения;

передняя часть кузова выполнена в виде лодочного носа, причем, угол атаки лобового листа соответствует углу атаки гусеничной ветви.

Обеспечивается простое и надежное управление поворотом машины, хорошее следящее действие по усилию и углу поворота, увеличение водоизмещения на плаву, исключение подныривания при входе в воду на большой скорости или под острым углом.

Предлагаемое транспортное средство приведено на чертежах: на фиг.1 - общий вид, на фиг.2, 3 - кинематическая схема.

Транспортное средство высокой проходимости содержит герметичное основание 1, несущий кузов 2 вагонной компоновки. В нем может быть один или несколько рядов сидении (например, два). Кузов 2 может быть однообъемным или состоять из кабины и грузового отсека 3, где можно расположить грузы или различное оборудование. Машина имеет гусеничную ходовую систему 4 с передним расположением ведущих колес 5 и с опорными катками 6. Трансмиссия машины включает двигатель 7, который расположен в моторном отсеке в средней части основания по продольной оси машины, карданные валы 8, главную передачу с ведомыми валами 9. Двигатель соединен через коробку передач 10 с раздаточной коробкой 11. Бортовая передача 12 выполнена одноступенчатой с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах 13 главной передачи установлены тормоза 14. На каждый опорный каток 6 установлен четырехпучковый торсион 15 с регулируемым углом закрутки за счет перестанавливаемой муфты 16 балансира 17 с мелкими шлицами относительно шлиц опорной части 18, установленной ы в подшипниках скольжения 19 в корпусе 20. Балансир 17 имеет в сечении коробчатую форму и осевую фиксацию к торсионам 15, с одной стороны, и головок торсионов 15 к корпусу 20 - с другой. Бортовые фрикционы 21 жестко механически связаны с двумя рычагами управления 22. Моторный отсек имеет доступ изнутри салона и снабжен решетками 23 для забора воздуха в систему охлаждения (с левого борта), выдув осуществляется через радиатор системы охлаждения с правого борта. Привод вентиляторов системы охлаждения реализован с применением гидравлики.

Передняя часть 24 кузова 2 выполнена в виде лодочного носа, причем, угол атаки лобового листа 25 соответствует углу атаки гусеничной ветви 26.

Движение транспортного средства осуществляется следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 7 передается на коробку передач 10, раздаточную коробку 11 и через карданный вал 8 - к главной передаче, а от нее - на выходные валы 13 через бортовые передачи на ведущие колеса 5. Регулировка колеи при движении осуществляется углом закрутки торсионов 15. Управление поворотом осуществляется двумя рычагами 22 и передается на бортовые фрикционы 21, а через них - на ведущие колеса 5. При торможении дисковые тормоза 14 останавливают ведомые валы бортовых передач и, соответственно, ведущие колеса 5.

Машина имеет высокую удельную мощность до 1500 кг, оптимальную развесовку, равномерно нагружая опорные катки и обеспечивая плав. Конструкция имеет высокую надежность и ремонтопригодность.

1. Транспортное средство высокой проходимости, содержащее герметичное основание, кузов вагонной компоновки, ходовую гусеничную систему с передним расположением ведущих колес и с опорными катками, трансмиссию, включающую двигатель, расположенный в моторном отсеке, карданные валы, главную передачу с ведомыми валами, двигатель расположен по продольной оси машины и соединен через коробку передач с раздаточной коробкой, бортовая передача выполнена одноступенчатой с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах главной передачи установлены тормоза, отличающееся тем, что на каждый опорный каток установлен четырехпучковый торсион с регулируемым углом закрутки за счет перестанавливаемой муфты балансира с мелкими шлицами относительно шлиц опорной части, установленной в подшипниках скольжения в корпусе, причем балансир имеет в сечении коробчатую форму и осевую фиксацию к торсионам - с одной стороны и головок торсионов к корпусу - с другой, бортовые фрикционы жестко связаны с двумя рычагами управления.

2. Транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что моторный отсек, в котором установлен двигатель, расположен на средней части основания, имеет доступ изнутри салона и снабжен решетками для забора воздуха в систему охлаждения.

3. Транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что передняя часть кузова выполнена в виде лодочного носа, причем угол атаки лобового листа соответствует углу атаки гусеничной ветви.



 

Наверх