Комплектное распределительное устройство

 

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к комплектным распределительным устройствам, оборудованных выкатными элементами со смонтированным на них силовым оборудованием, и предназначены для приема и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока. Устройство выполнено в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек выкатного элемента, кабельный отсек и отсек сборных шин. Релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса. Отсек выкатного элемента расположен под релейным отсеком с образованием за последним вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит выкатной элемент с установленным на нем силовым оборудованием и защитные шторки с механизмом их перемещения. Кабельный отсек размещен в задней части корпуса с образованием вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит трансформаторы тока, заземляющий разъединитель, линейные шины и неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема. Отсек сборных шин расположен в верхней части корпуса между отсеком выключателя и кабельным отсеком и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема. Передняя стенка корпуса образована дверями релейного отсека и отсека выкатного элемента. Задняя стенка образована верхним и нижним щитами кабельного отсека. Неподвижные контакты нижнего и верхнего штепсельных разъемов размещены в изолирующих камерах. Между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком расположена вертикальная перегородка. Устройство содержит механизмы блокирования перемещения выкатного элемента, включения высоковольтного выключателя и заземляющего разъединителя. Верхний и нижний щиты кабельного отсека и упомянутая вертикальная перегородка выполнены легкосъемными. Верхний и нижний щиты кабельного отсека и упомянутая вертикальная перегородка содержат крюкообразные выступы, расположенные с заданным шагом вдоль их боковых кромок и выполненные с возможностью взаимодействия с соответствующими пазами в элементах корпуса. Верхний и нижний щиты кабельного отсека оборудованы автоматическими замками, а нижний щит кабельного отсека выполнен с механизмом блокирования снятия щита при разомкнутом заземляющем разъединителе. Замки на верхнем и нижнем щитах кабельного отсека выполнены в виде подпружиненных защелок, закрепленных на внутренних сторонах соответствующих щитов с возможностью автоматического фиксирования щитов в навешенном положении. Механизм блокирования снятия нижнего щита выполнен в виде кулачка с выступом, связанного с приводом заземляющих ножей, и упора на нижнем щите, выполненного с возможностью взаимодействия с выступом на кулачке при неналоженном положении заземляющих ножей. Предлагаемое техническое решение обеспечивает удобство обслуживания силового оборудования в кабельном отсеке как при одностороннем, так и при двухстороннем обслуживании КРУ. Одновременно снижается трудоемкость выполнения демонтажа и монтажа оборудования в кабельном отсеке при проведении регламентных осмотров и ремонтных работ. Кроме того, за счет выполнения верхнего и нижнего щитов задней стенки с автоматическими замками и выполнения нижнего щита с механизмом блокирования его снятия при разомкнутом заземляющем разъединителе позволяет существенно повысить безопасность эксплуатации при двухстороннем обслуживании. 1 н.п. ф-лы; 4 з.п. ф-лы; 7 фиг.черт. 1 прим.

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к комплектным распределительным устройствам с односторонним и двухсторонним обслуживанием, оборудованным выкатными элементами со смонтированным на них силовым оборудованием и предназначенным для приема и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока.

Важными условиями эксплуатации комплектных распределительных устройств (КРУ), которые должны учитываться при их проектировании и изготовлении, являются удобство обслуживания при одновременном обеспечении требований безопасности. Удобство облуживания в большой степени зависит от конструктивного исполнения корпуса и отсеков, компоновки отсеков в корпусе, а также расположения силового и иного оборудования в отсеках. Основным критерием при оценке удобства обслуживания КРУ является обеспечение беспрепятственного доступа к оборудованию при проведении регламентных осмотров и ремонтных работ. С учетом этого КРУ делятся на устройства с односторонним обслуживанием и устройства с двухсторонним обслуживанием. В КРУ с односторонним обслуживанием доступ к силовому и иному оборудованию во всех отсеках обеспечивается с фасадной стороны корпуса, а в КРУ с двухсторонним обслуживанием - с фасадной стороны и со стороны задней стенки корпуса. Безопасность эксплуатации непосредственно связана с эффективностью системы блокирования режимов работы силового и иного оборудования, расположенного в отсеках, а также ограничением несанкционированного доступа к нему обслуживающего персонала. Основным критерием при оценке безопасной эксплуатации КРУ является исключение аварийных ситуаций при нештатных режимах эксплуатации или в результате ошибочных действий персонала.

Известно КРУ с односторонним обслуживанием серии КУ 10Ц, выпускаемое ЗАО "Высоковольтный союз". Российская Федерация, г.Екатеринбург, и ООО "Высоковольтный союз-Украина", Украина, г.Ровно, (см., например, "Устройства комплектные распределительные серии КУ 10Ц. Пристроï комплектнi розподiльнi cepiï КУ 10Ц. Техническая информация. НКАИ.670049.007 ТИ. Редакция 7". - 2009. - 90 с.- Рис.Б.3, с.48), выполненное в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек выкатного элемента, кабельный отсек и отсек сборных шин. Релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей. Отсек выкатного элемента расположен под релейным отсеком с образованием за последним вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит выкатной элемент с установленным на нем силовым оборудованием и защитные шторки с механизмом их перемещения. Выкатной элемент выполнен в виде трека, состоящего из короба и платформы, на которой установлено силовое оборудование, например, высоковольтный выключатель, и закреплен на тележке. Тележка оборудована колесами и выполнена с возможностью перемещения по направляющим внутри отсека выкатного элемента. Кабельный отсек размещен в задней части корпуса с образованием вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит трансформатор тока, заземляющий разъединитель, состоящий из заземляющих ножей и неподвижных контактов нижнего штепсельного разъема, линейные шины, ограничители перенапряжения и неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема. Заземляющий разъединитель и ограничители перенапряжения закреплены на днище кабельного отсека, а трансформаторы тока закреплены на горизонтальной перегородке, разделяющей этот отсек с отсеком сборных шин. Отсек сборных шин расположен в верхней части корпуса между отсеком выключателя и кабельным отсеком и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема. Канал для сброса избыточного давления из отсека выкатного элемента образован задней стенкой релейного отсека и передней стенкой отсека сборных шин. Задняя стенка отсека сборных шин выполнена в виде щита, а нижняя стенка, отделяющая его от кабельного отсека, образована горизонтальной перегородкой, закрепленной между боковыми стенками корпуса. Между релейным отсеком и отсеком выкатного элемента расположена горизонтальная перегородка. Передняя стенка корпуса образована дверями релейного отсека и отсека выкатного элемента, оборудованными замками. Задняя стенка выполнена в виде верхнего и нижнего щитов кабельного отсека, закрепленных на корпусе болтовыми соединениями. На крышке корпуса над каналами для сброса избыточного давления из отсека выключателя и кабельного отсека, а также над отсеком сборных шин выполнены разгрузочные клапаны. В КРУ предусмотрена система безопасности, реализуемая механизмами блокирования перемещения выкатного элемента, блокирования включения высоковольтного выключателя и блокирования заземляющего разъединителя.

Недостатком известного КРУ является сравнительно невысокий уровень безопасности при эксплуатации, обусловленный отсутствием цельной перегородки между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком, а также отсутствием изолирующих камер для неподвижных контактов нижнего и верхнего штепсельных разъемов, что не позволяет локализовать отсек выкатного элемента от кабельного отсека и от отсека сборных шин. Кроме этого, безопасность при эксплуатации снижается вследствие конструктивного исполнения верхнего и нижнего щитов задней стенки и отсутствием на них эффективных средств, предотвращающих несанкционированный доступ персонала в кабельный отсек.

Известно КРУ с двухсторонним обслуживанием серии КУ 10Ц, выпускаемое ЗАО "Высоковольтный союз", Российская Федерация, г.Екатеринбург, и ООО "Высоковольтный союз-Украина", Украина, г.Ровно, (см., например, "Устройства комплектные распределительные серии КУ 10Ц. Пристроi комплектнi розподiльнi cepiï КУ 10Ц. Техническая информация. НКАИ.670049.007 ТИ. Редакция 7". - 2009. - 90 с.- Рис.Б.5, с.50), выполненное в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек выкатного элемента, кабельный отсек и отсек сборных шин. Релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей. Отсек выкатного элемента расположен под релейным отсеком с образованием за последним вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит выкатной элемент с установленным на нем силовым оборудованием и защитные шторки с механизмом их перемещения. Выкатной элемент выполнен в виде трека, состоящего из короба и платформы, на которой установлено силовое оборудование, например, высоковольтный выключатель, и закреплен на тележке. Тележка оборудована колесами и выполнена с возможностью перемещения по направляющим, установленным внутри отсека выкатного элемента. Кабельный отсек размещен в задней части корпуса с образованием вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит трансформатор тока, заземляющий разъединитель, состоящий из заземляющих ножей и неподвижных контактов нижнего штепсельного разъема, линейные шины, трансформатор тока защиты от замыкания на землю, ограничители перенапряжения и неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема. Заземляющий разъединитель закреплен в передней части кабельного отсека на горизонтальной перемычке между боковыми стенками корпуса, а трансформаторы тока и ограничители перенапряжения закреплены на горизонтальной перемычке, выполненной в нижней части канала для сброса избыточного давления. Отсек сборных шин расположен в верхней части корпуса между отсеком выключателя и кабельным отсеком и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема. Канал для сброса избыточного давления из отсека выкатного элемента образован задней стенкой релейного отсека и передней стенкой отсека сборных шин. Задняя стенка отсека сборных шин выполнена в виде щита, а нижняя стенка, отделяющая его от кабельного отсека, образована горизонтальной перегородкой, закрепленной между боковыми стенками корпуса. Отсек выкатного элемента отделен от релейного отсека горизонтальной перегородкой, а от кабельного отсека - вертикальной перегородкой, закрепленной на корпусе посредством болтового соединения. Неподвижные контакты нижнего и верхнего штепсельных разъемов размещены в изолирующих камерах. Передняя стенка корпуса образована дверями релейного отсека и отсека выкатного элемента, оборудованными замками. Задняя стенка выполнена в виде верхнего и нижнего щитов кабельного отсека, закрепленных болтовыми соединениями. Нижний щит задней стенки выполнен в виде двери, оборудованной замком. На крышке корпуса над каналами для сброса избыточного давления из отсека выключателя и кабельного отсека, а также над отсеком сборных шин выполнены разгрузочные клапаны. В КРУ предусмотрена система безопасности, реализуемая механизмами блокирования перемещения выкатного элемента, блокирования включения высоковольтного выключателя и блокирования заземляющего разъединителя.

Размещение неподвижных контактов нижнего и верхнего штепсельных разъемов в изолирующих камерах, а также выполнение нижнего щита кабельного отсека с замком позволило повысить безопасность устройства при эксплуатации.

Недостатками известного технического решения являются:

- недостаточное удобство обслуживания силового оборудования в кабельном отсеке, обусловленное конструктивным исполнением вертикальной перегородки между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком и верхнего щита задней стенки, выполненными с болтовыми креплениями к корпусу, что увеличивает трудоемкость их демонтажа и монтажа при проведении регламентных осмотров и ремонтных работ;

- недостаточная безопасность при эксплуатации, обусловленная отсутствием эффективных средств, предотвращающих несанкционированный доступ персонала в кабельный отсек со стороны задней стенки;

- ограниченная область применения, обусловленная невозможностью использования в системах распределительных устройств с односторонним обслуживанием.

В основу полезной модели поставлена задача создания такого КРУ, в котором за счет иного конструктивного выполнения вертикальной перегородки между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком, а также верхнего и нижнего щитов кабельного отсека повышается удобство обслуживания силового оборудования в кабельном отсеке при использовании устройства как с односторонним, так и с двухсторонним обслуживанием и снижается трудоемкость демонтажа и монтажа этих элементов при проведении регламентных осмотров и ремонтных работ. Кроме этого, выполнение верхнего и нижнего щитов задней стенки с автоматическими замками и выполнение нижнего щита с механизмом блокирования его снятия при разомкнутом заземляющем разъединителе позволяет существенно повысить безопасность устройства при его эксплуатации с двухсторонним обслуживанием.

Поставленная задача решается тем, что в комплектном распределительном устройстве, выполненном в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек выкатного элемента, кабельный отсек и отсек сборных шин, в котором релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса, отсек выкатного элемента расположен под релейным отсеком с образованием за последним вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит выкатной элемент с установленным на нем силовым оборудованием и защитные шторки с механизмом их перемещения, кабельный отсек размещен в задней части корпуса с образованием вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит трансформаторы тока, заземляющий разъединитель, линейные шины и неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема, отсек сборных шин расположен в верхней части корпуса между отсеком выключателя и кабельным отсеком и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема, передняя стенка корпуса образована дверями релейного отсека и отсека выкатного элемента, а задняя стенка образована верхним и нижним щитами кабельного отсека, при этом неподвижные контакты нижнего и верхнего штепсельных разъемов размещены в изолирующих камерах, между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком расположена вертикальная перегородка, а устройство содержит механизмы блокирования перемещения выкатного элемента, включения высоковольтного выключателя и заземляющего разъединителя согласно полезной модели верхний и нижний щиты кабельного отсека и упомянутая вертикальная перегородка выполнены легкосъемными.

Для повышения удобства обслуживания и снижения трудоемкости демонтажа и монтажа верхний и нижний щиты кабельного отсека и упомянутая вертикальная перегородка содержат крюкообразные выступы, расположенные с заданным шагом вдоль их боковых кромок и выполненные с возможностью взаимодействия с соответствующими пазами в элементах корпуса.

Для повышения безопасности эксплуатации верхний и нижний щиты кабельного отсека оборудованы автоматическими замками, а нижний щит кабельного отсека выполнен с механизмом блокирования снятия щита при разомкнутом заземляющем разъединителе.

Для автоматизации запирания замки на верхнем и нижнем щитах кабельного отсека выполнены в виде подпружиненных защелок, закрепленных на внутренних сторонах соответствующих щитов с возможностью автоматического фиксирования щитов в навешенном положении.

Для повышения безопасности эксплуатации механизм блокирования снятия нижнего щита выполнен в виде кулачка с выступом, связанного с приводом заземляющих ножей, и упора на нижнем щите, выполненного с возможностью взаимодействия с выступом на кулачке при неналоженном положении заземляющих ножей.

Конструктивное исполнение полезной модели иллюстрируется на примере комплектного распределительного устройства серии ВМ-1, разработанного ООО "АВМ АМПЕР", г.Кременчуг, Украина.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется представленными фигурами чертежа: на фиг.1 - общий вид, вид сбоку (контрольное положение выкатного элемента); на фиг.2 - выкатной элемент с высоковольтным выключателем, вид сбоку; на фиг.3 - легкосъемная перегородка между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком; на фиг.4 - замок нижнего щита кабельного отсека (открытое положение); на фиг.5 - замок нижнего щита кабельного отсека (закрытое положение); на фиг.6 - механизм блокирования снятия нижнего щита кабельного отсека (заземляющие ножи не наложены); на фиг.7 - механизм блокирования снятия нижнего щита кабельного отсека (заземляющие ножи наложены).

КРУ (фиг.1) содержит корпус 1, разделенный на релейный отсек 2, отсек выкатного элемента 3, отсек сборных шин 4 и кабельный отсек 5. Корпус 1 выполнен из цельногнутых стальных оцинкованных листов, что обеспечивает его долговечность и надежное крепление силового и иного оборудования в отсеках.

Релейный отсек 2 расположен в верхней передней части корпуса 1 и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей (не показаны).

Отсек выкатного элемента 3 расположен в передней части корпуса 1 под релейным отсеком 2 и содержит канал 6 для сброса избыточного давления. В отсеке выкатного элемента 3 размещены выкатной элемент с вакуумным высоковольтным выключателем 7 (далее - выключатель), который смонтирован на треке 8, состоящем из короба и платформы (не обозначены). Трек 8 содержит механизм фиксирования короба в отсеке выкатного элемента 3 и механизм перемещения платформы относительно короба (не показаны). Выкатной элемент может занимать три положения относительно упомянутого отсека 3: рабочее, при котором главные и вспомогательные цепи замкнуты, а выкатной элемент находится внутри отсека 3 в фиксированном положении; контрольное, при котором главные цепи разомкнуты, вспомогательные - замкнуты, а выкатной элемент находится внутри отсека 3 в фиксированном положении; и ремонтное, при котором главные и вспомогательные цепи разомкнуты, а выкатной элемент находится вне отсека 3. В зависимости от назначения КРУ выкатной элемент может быть выполнен с ручным или с ручным и электрическим приводами механизма перемещения. Короб трека 8 соединен с размещенной под ним тележкой 9, предназначенной для перемещения выкатного элемента из контрольного в ремонтное положение и обратно. Тележка 9 соединена с коробом таким образом, что ее колеса 10 не опираются на днище (не обозначено) корпуса 1 в рабочем и контрольном положениях выкатного элемента. Выключатель 7 содержит (фиг.2) розеточные контакты верхнего 11 и нижнего 12 штепсельных разъемов. В отсеке выкатного элемента 3 смонтированы верхние 13 и нижние 14 защитные шторки с механизмом их перемещения 15. Для предотвращения возможного выброса продуктов дугового горения в зону обслуживания внутри отсека выкатного элемента 3 на боковых стенках корпуса 1 выполнено лабиринтное ограждение 16, а выключатель 7 содержит защитное ограждение 17.

Отсек сборных шин 4 расположен в верхней части корпуса 1 и содержит сборные шины 18, закрепленные на проходном изоляторе (не обозначен). Сборные шины 18 посредством шинных спусков 19 соединены со штыревыми контактами верхнего штепсельного разъема 20, расположенными в изолирующих камерах 21.

Кабельный отсек 5 расположен в задней части корпуса 1 и содержит канал 22 для сброса избыточного давления. В кабельном отсеке 5 размещены трансформаторы тока 23 и заземляющий разъединитель, состоящий из неподвижных контактов 24 и заземляющих ножей 25 с механизмом их перемещения (не обозначен). Трансформаторы тока 23 закреплены на перемычке 26, выполненной в нижней части канала 22 для сброса избыточного давления, неподвижные контакты 24 закреплены на линейных шинах 27, а заземляющие ножи 25 закреплены в задней части кабельного отсека на съемной панели 28. В нижней части кабельного отсека 5 закреплены трансформатор тока 29 защиты от замыкания на землю и ограничители перенапряжения 30, соединенные с линейными шинами 27 гибким кабелем 31. Между линейными шинами 27 расположены перегородки 32, выполненные из текстолита. Трансформаторы тока 23 и линейные шины 27 соединены со штыревыми контактами нижнего штепсельного разъема 33, расположенными в изолирующих камерах 34.

Передняя стенка корпуса 1 образована дверцами 35 и 36, соответственно, релейного отсека 2 и отсека выкатного элемента 3, а задняя стенка выполнена легкосъемной и состоит из верхнего 37 и нижнего 38 щитов кабельного отсека 5. Вдоль боковых кромок упомянутых щитов 37 и 38 с заданным шагом расположены крюкообразные выступы 39, выполненные с возможностью взаимодействия с пазами в отбортовках боковых стенок (не обозначены) корпуса 1. В верхних частях щитов 37 и 38 размещены автоматические замки 40, а ниже их - ручки 41. Канал 6 отсека выкатного элемента 3 образован задней стенкой 42 релейного отсека 2 и передней стенкой 43 отсека сборных шин 4. Задняя стенка отсека сборных шин 4 выполнена в виде съемного щита 44, закрепленного в корпусе 1 посредством болтовых соединений (не обозначены), а нижняя стенка, отделяющая его от кабельного отсека 5, образована горизонтальной перегородкой 45, закрепленной между боковыми стенками (не обозначены) корпуса 1. Отсек выкатного элемента 3 отделен от релейного отсека 2 горизонтальной перегородкой 46, а от кабельного отсека 5 - легкосъемной вертикальной перегородкой 47 (фиг.1, 3), которая содержит крюкообразные выступы 48, выполненные с возможностью взаимодействия с пазами 49 на перемычках (не обозначены), жестко соединенных с боковыми стенками (не обозначены) корпуса 1. В средней части легкосъемной перегородки 47 закреплена ручка (не обозначена), а в верхней части выполнено отверстие для фиксирующего болта (не показаны). На верхней крышке (не обозначена) корпуса 1 выполнен разгрузочный клапан 50 и жалюзи 51 и 52, предназначенные для теплообмена, а также для сброса избыточного давления и продуктов дугового разряда при возникновении аварийного короткого замыкания, соответственно, из отсека выкатного элемента 3, отсека сборных шин 4 и кабельного отсека 5. На дверце 36 и нижнем щите 38 выполнены жалюзи 53.

Автоматические замки 40 верхнего 37 и нижнего 38 щитов кабельного отсека 5 (фиг.4, 5) выполнены в виде подпружиненных защелок 54, закрепленных посредством шарниров 55 с пружинами 56 на внутренних поверхностях соответствующих щитов 37 и 38 с возможностью взаимодействия с упорами 57, жестко закрепленными на корпусе 1. Защелки 54 содержат проушины 58 с отверстиями 59 и планку 60, а щиты 37 и 38 выполнены с прорезями 61. При этом верхние части защелок 54 выполнены с возможностью взаимодействия с упорами 57, а проушины 58 выполнены с возможностью их размещения через прорези 61 с наружной стороны щитов 37 и 38 и фиксирования их в закрытом положении посредством планки 60 и отверстий 59 для установки навесных замков.

Для контроля работы КРУ в отсеке сборных шин 4, отсеке выкатного элемента 3 и кабельном отсеке 5 размещены фоторезисторы (не показаны), выполненные с возможностью реагирования на световую вспышку, возникающую при аварийном коротком замыкании.

В КРУ предусмотрена многоуровневая система безопасности, реализуемая механизмами электрического и механического блокирования, которая содержит:

- механизм блокирования перемещения выкатного элемента при включенном выключателе;

- механизм блокирования включения выключателя при промежуточном положении выкатного элемента (между рабочим и контрольным);

- механизм блокирования перемещения выкатного элемента из контрольного в рабочее положение при наложенных заземляющих ножах;

- механизм блокирования наложения заземляющих ножей при рабочем и промежуточном положениях выкатного элемента (во всех положениях, кроме контрольного);

- механизм блокирования снятия нижнего щита кабельного отсека при неналоженном положении заземляющих ножей;

- механизм блокирования наложения заземляющих ножей при рабочем положении выкатных элементов, размещенных в других КРУ, от которых возможна подача напряжения на участок цепи блокируемого КРУ;

- механизм блокирования перемещения выкатных элементов в других КРУ, от которых возможна подача напряжения на участок цепи блокируемого КРУ, на котором наложены заземляющие ножи.

Механизмы блокирования перемещения выкатного элемента при включенном выключателе 7 и блокирования включения выключателя 7 при промежуточном положении выкатного элемента расположены на подвижной части трека 8 и в корпусе выключателя 7 (не показаны).

Механизмы блокирования перемещения выкатного элемента из контрольного в рабочее положение при наложенных заземляющих ножах и блокирования наложения подвижных заземляющих ножей при рабочем и промежуточном положениях выкатного элемента связаны с приводом перемещения заземляющих ножей (не показаны).

Механизм блокирования снятия нижнего щита 38 кабельного отсека 5 при неналоженном положении заземляющих ножей 25 расположен в кабельном отсеке 5 и состоит (фиг.6, 7) из кулачка 62 с выступом 63, закрепленном на поворотном кронштейне 64, смонтированном на одном валу (не обозначен) с заземляющими ножами 25. Нижний щит 38 содержит упор 65, выполненный с возможностью взаимодействия с выступом 63 на кулачке 62 при неналоженном положении заземляющих ножей 25.

Механизм блокирования наложения заземляющих ножей при рабочем положении выкатных элементов, размещенных в других КРУ, от которых возможна подача напряжения на участок цепи блокируемого КРУ и механизм блокирования перемещения выкатных элементов в других КРУ, от которых возможна подача напряжения на участок цепи блокируемого КРУ, на котором наложены заземляющие ножи, выполнены в виде электрических блокирующих устройств (не показаны).

Работа заявляемого КРУ осуществляется следующим образом.

В рабочем состоянии КРУ отсек выкатного элемента 3 с фасадной стороны изолирован дверью 36, а внутри - лабиринтным ограждением 16 и защитным ограждением 17 выключателя 7. Автоматические замки 40 на верхнем 37 и нижнем 38 щитах кабельного отсека 5 закрыты. Главные и вспомогательные цепи КРУ замкнуты, защитные шторки 13 и 14 открыты, заземляющие ножи 25 находятся в неналоженном положении. Штыревые 20 и 33 и розеточные 11 и 12 контакты верхних и нижних штепсельных разъемов замкнуты. Приводы механизмов перемещения выкатного элемента и заземляющих ножей 25 заблокированы. Снятие нижнего щита 38 кабельного отсека 5 также заблокировано. Силовая цепь замкнута, подавая напряжение от сборных шин 18 отсека сборных шин 4 к линейным шинам 27 кабельного отсека 5 и далее - к выходным кабелям.

Для проведения регламентных осмотров выключатель 7 на платформе трека 8 перемещают из рабочего в контрольное положение. Для этого предварительно отключают выключатель 7, после чего главные цепи КРУ размыкаются и автоматически снимается блокирование с привода механизма перемещения платформы относительно короба. Посредством упомянутого привода выключатель 7 перемещают внутри отсека выкатного элемента 3 на длину хода между рабочим и контрольным положениями. При этом штыревые 20 и 33 и розеточные 11 и 12 контакты верхних и нижних штепсельных разъемов размыкаются, а шторный механизм сдвигает навстречу друг другу защитные шторки 13 и 14, изолируя верхнюю часть кабельного отсека 5 со стороны отсека выкатного элемента 3. После достижения выключателем 7 контрольного положения автоматически снимается блокирование с привода заземляющих ножей 25. Со стороны фасадной дверцы 36 посредством съемной рукоятки и механизма перемещения заземляющие ножи 25 накладывают на неподвижные контакты 24. При этом одновременно в механизме блокирования снятия нижнего щита 38 кабельного отсека 5 кулачок 62 посредством выступа 63 освобождает упор 64. После этого закрытое состояние как нижнего щита 38, так и верхнего щита 37 обеспечивается автоматическими замками 40. В контрольном положении выкатного элемента сохраняется электрическая связь между релейным отсеком 2 и выключателем 7, что позволяет проводить контроль работоспособности КРУ.

Для проведения ремонтных работ выкатной элемент перемещают из контрольного в ремонтное положение. Для этого в контрольном положении выкатного элемента открывают фасадную дверцу 36, отключают электрическую связь между релейным отсеком 2 и выключателем 7 и вручную снимают фиксирование короба трека 8 в отсеке выкатного элемента 3. Через открытую дверцу 36 выкатной элемент на тележке 9 выкатывают из отсека выкатного элемента 3 для последующей проверки и ремонта включателя 7. Доступ к силовому оборудованию, размещенному в кабельном отсеке 5, при одностороннем обслуживании осуществляется со стороны отсека выкатного элемента 3 после снятия легкосъемной вертикальной перегородки 47. При двухстороннем обслуживании на верхнем 37 и нижнем 38 щитах открывают автоматические замки 40, щиты приподнимают вверх для выведения крюкообразных выступов 39 из пазов в отбортовках боковых стенок и снимают с корпуса 1.

Закатывание выкатного элемента из ремонтного положения в контрольное и дальнейшее включение КРУ производится в обратной последовательности.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает удобство обслуживания силового оборудования в кабельном отсеке как при одностороннем, так и при двухстороннем обслуживании КРУ. Одновременно снижается трудоемкость выполнения демонтажа и монтажа вертикальной перегородки между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком и верхнего и нижнего щитов кабельного отсека при проведении регламентных осмотров и ремонтных работ. Кроме этого, за счет выполнения верхнего и нижнего щитов задней стенки с автоматическими замками и выполнения нижнего щита с механизмом блокирования его снятия при разомкнутом заземляющем разъединителе повышается безопасность эксплуатации КРУ при двухстороннем обслуживании.

1. Комплектное распределительное устройство, выполненное в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек выкатного элемента, кабельный отсек и отсек сборных шин, в котором релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса, отсек выкатного элемента расположен под релейным отсеком с образованием за последним вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит выкатной элемент с установленным на нем силовым оборудованием и защитные шторки с механизмом их перемещения, кабельный отсек размещен в задней части корпуса с образованием вертикального канала для сброса избыточного давления и содержит трансформаторы тока, заземляющий разъединитель, линейные шины и неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема, отсек сборных шин расположен в верхней части корпуса между отсеком выключателя и кабельным отсеком и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема, передняя стенка корпуса образована дверями релейного отсека и отсека выкатного элемента, а задняя стенка образована верхним и нижним щитами кабельного отсека, при этом неподвижные контакты нижнего и верхнего штепсельных разъемов размещены в изолирующих камерах, между отсеком выкатного элемента и кабельным отсеком расположена вертикальная перегородка, а устройство содержит механизмы блокирования перемещения выкатного элемента, включения высоковольтного выключателя и заземляющего разъединителя, отличающееся тем, что верхний и нижний щиты кабельного отсека и упомянутая вертикальная перегородка выполнены легкосъемными.

2. Комплектное распределительное устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхний и нижний щиты кабельного отсека и упомянутая вертикальная перегородка содержат крюкообразные выступы, расположенные с заданным шагом вдоль их боковых кромок и выполненные с возможностью взаимодействия с соответствующими пазами в элементах корпуса.

3. Комплектное распределительное устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхний и нижний щиты кабельного отсека оборудованы автоматическими замками, а нижний щит кабельного отсека выполнен с механизмом блокирования снятия щита при разомкнутом заземляющем разъединителе.

4. Комплектное распределительное устройство по п. 3, отличающееся тем, что замки на верхнем и нижнем щитах кабельного отсека выполнены в виде подпружиненных защелок, закрепленных на внутренних сторонах соответствующих щитов с возможностью автоматического фиксирования щитов в навешенном положении.

5. Комплектное распределительное устройство по п. 3, отличающееся тем, что механизм блокирования снятия нижнего щита выполнен в виде кулачка с выступом, связанного с приводом заземляющих ножей, и упора на нижнем щите, выполненного с возможностью взаимодействия с выступом на кулачке при неналоженном положении заземляющих ножей.



 

Похожие патенты:

Ограничитель для защиты от высокочастотных перенапряжений (опн п 6, 10, 110, относится к области электротехники, и может быть использовано для защиты изоляции высоковольтного электрооборудования на подстанциях электрических сетей от грозовых перенапряжений.

Полезная модель относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам, содержащими полупроводниковые преобразователи частоты и объединенным с системами электродвижения. В качестве преобразователей в установках используются полупроводниковые схемы, обладающие высокими энергетическими показателями и надежностью.
Наверх