Легкое каркасно-тканевое сооружение

 

Полезная модель относится к войсковым фортификационным сооружениям для защиты личного состава, пунктов управления и медицинских пунктов при фортификационном оборудовании позиций и районов расположения войск. В легком каркасно-тканевом сооружении вход с защитно-герметическим люком выполнен в торце основного помещения, а кольцевые элементы каркаса изготовлены с телескопическим замком и стопором для надежного закрепления армированной пленочной оболочки посредством карманов, пришитых к ней изнутри, и люверсов, установленных по краям продольных сторон, при этом к торцу оболочки совместно с защитно-герметическим люком прикреплен упаковочный чехол, образующий в развернутом положении входной тамбур. В результате достигается: упрощение технологии изготовления; повышение надежности конструкции, снижение времени на развертывание и свертывание сооружения; возможность значительного увеличения полезной площади (в спаренном варианте); минимальные массогабаритные параметры в транспортном положении; снижение стоимости, а также высокие эксплуатационные показатели.

Полезная модель относится к войсковым фортификационным сооружениям для защиты личного состава, пунктов управления и медицинских пунктов при фортификационном оборудовании позиций и районов расположения войск.

Известно легкое каркасно-тканевое сооружение ЛКТС - аналог («Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии», Воениздат 1983 г., стр.83-87), состоящее из остова основного помещения, защитно-герметического и сквозникового входов, собираемых из кольцевых элементов каркаса и оболочки из армированного пленочного материала.

Недостатками такого устройства являются сложность конструкции, трудоемкость возведения и извлечения, высокая стоимость и низкие эксплуатационные характеристики сооружения.

Известно сборно-разборное сооружение ЛКС-2-прототип (Руководство «Войсковые фортификационные сооружения», Воениздат 1984 г., стр.187-193), состоящее из остова основного помещения и входа с защитно-герметическим люком, собираемых из кольцевых элементов каркаса и оболочки из армированного пленочного материала.

Недостатками такого устройства являются сложность конструкции и технологии ее изготовления, большая масса комплекта, высокая стоимость и низкие эксплуатационные характеристики сооружения.

Задачей предлагаемого технического устройства является упрощение конструкции и технологии ее изготовления, повышение надежности, снижение массы комплекта и его стоимости, улучшение транспортных и эксплуатационных характеристик.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в предложенном сооружении вход с защитно-герметическим люком выполнен в торце основного помещения, а кольцевые элементы каркаса изготовлены с телескопическим замком и стопором для надежного закрепления армированной пленочной оболочки посредством карманов, пришитых к ней изнутри, и люверсов, установленных по краям продольных сторон, при этом к торцу оболочки совместно с защитно-герметическим люком прикреплен упаковочный чехол, образующий в развернутом положении входной тамбур.

Сущность предложенной полезной модели поясняется чертежами, на которых изображены: на фиг.1 - показан общий вид легкого каркасно-тканевого сооружения в развернутом положении; на фиг.2 и 3 - показаны соответственно продольный и поперечный разрезы; на фиг.4 - показано сооружение в упакованном виде; на фиг.5 - показан кольцевой элемент каркаса; на фиг.6 - вид снизу полотнища основного помещения из армированной пленочной оболочки с пришитыми карманами для кольцевых элементов и установленными люверсами по краям продольных сторон; на фиг.7 - показан вариант соединения двух-трех комплектов сооружений между собой за торцевые кольца с устройством перегородки в виде занавеса.

Заявленное легкое каркасно-тканевое сооружение, состоящее из остова основного помещения 1 и входа 2 с защитно-герметическим люком 3, собираемых из кольцевых элементов каркаса 4, и оболочки 5 из армированного пленочного материала, отличающееся тем, что в нем вход 2 с защитно-герметическим люком 3 выполнен в торце основного помещения 1 (фиг.1, 2), а кольцевые элементы каркаса 4 изготовлены с телескопическим замком 6 и стопором 7 (фиг.3, 5) для надежного закрепления армированной пленочной оболочки 5 посредством карманов 8, пришитых к ней изнутри, и люверсов 9, установленных по краям продольных сторон (фиг.6, 7), при этом к торцу оболочки 5 совместно с защитно-герметическим люком 3 прикреплен упаковочный чехол 10, образующий в развернутом положении входной тамбур 11 с наружным кольцевым элементом 12 (фиг.1, 4).

Для удобства эксплуатации внутри сооружения устанавливаются подвесные нары-столы 13 и складные стулья 14 (фиг.2). Для повышения защитных свойств сооружение возводится в котловане или в складках местности (в оврагах, ямах и т.д.) и обваловывается грунтом. При этом продольная устойчивость сооружения достигается за счет защемления кольцевых элементов грунтом, креплением к глухому торцу анкерного полотнища 15, и установки с каждого торца по две оттяжки 16 с анкерами 17 (фиг.2).

В транспортное положение сооружение складывается в компактный пакет (фиг.4). Для этого вначале внутри сооружения складываются и подвешиваются в вертикальном положении подвесные нары-столы 13 и стулья 14. После этого сооружение складывается «гармошкой» в пакет и на него натягивается в качестве упаковочного чехла 10 входной тамбур 11 с рассоединенным телескопическим замком 6. После укладки в пакет анкерных оттяжек 16 с анкерами 17 и анкерного полотнища 15 телескопический замок наружного кольцевого элемента 12 фиксируется при помощи стопора 7 и дополнительно стягивается в четырех местах упаковочными ремнями 18.

Переноска пакета (фиг.4) осуществляется расчетом из 4 (3) человек за упаковочные ремни 18 или непосредственно за защитно-герметический люк 3. Перевозка сооружения осуществляется любым видом транспорта, включая самолеты и вертолеты, с возможностью доставки в район боевых действий на парашюте.

Для развертывания сооружения в эксплуатационное положение (фиг.1, 2, 4), вначале снимают упаковочные ремни 18 и рассоединяют телескопический замок 6 наружного кольцевого элемента 12. Затем пакет растягивают за торцы, устраивают входной тамбур 11 из упаковочного чехла 10, соединяют телескопический замок бис помощью анкерных оттяжек 16 с анкерами 17 и анкерного полотнища 15 закрепляют сооружение в развернутом положении в котловане для последующего обвалования грунтом.

Технология изготовления сооружения допускает возможность организации серийного производства на малом предприятии без затруднений с использованием покупных материалов и изделий. Для этого заготовляют:

- полотнище основного помещения 1 из армированного пленочного материала с пришитыми карманами 8 и установленными люверсами 9 (фиг.6);

- глухой торец эллипсовидного очертания с анкерным полотнищем 15;

- упаковочный чехол 10 (входной тамбур 11) с карманом 8 для наружного кольца 12;

- кольцевые элементы каркаса 4 с телескопическим замком 6 и стопором 7;

- защитно-герметический люк входа 3 с комплектом болтов 18 для крепления к торцевому кольцу оболочки;

- анкерные оттяжки 16 с анкерами 17.

Для изготовления армированной пленочной оболочки сооружения вначале к полотнищу основного помещения 1 пришивают глухой торец, а затем к противоположному торцу пришивают упаковочный чехол 10 (входной тамбур 11). Для сборки сооружения вначале при помощи открытого замка 6 вставляют в карманы 8 кольцевые элементы 4, прокручивая их внутри оболочки, и закрепляют стопором 7 телескопический узел вместе с люверсами 9. Затем при помощи болтов 19 присоединяют к торцевому кольцу защитно-герметический люк 3. После этого присоединяют к верхней части торцевых колец анкерные оттяжки 16 с анкерами 17. Изготовленное сооружение складывается в пакет (фиг.4) и поставляется в войска. Развертывание или свертывание сооружения осуществляется расчетом из 4-ох человек за 6-8 минут. Разборка сооружения в войсках производится только в случае необходимости его ремонта.

Предложенная конструкция легкого каркасно-тканевого сооружения обеспечивает удобство его применения в качестве единого универсального средства для защиты личного состава, пунктов управления и медицинских пунктов. При необходимости значительного увеличения полезной площади, особенно для пунктов управления и медицинских пунктов, два-три комплекта сооружения могут соединяться между собой торцами за счет скрепления торцевых колец один за другой (фиг.7) посредством телескопического замка 6 и стопора 7. При устройстве одного, общего входа (выхода) в глухом торце первого сооружения устраивается проход, закрываемый занавесом из анкерного полотнища, а на его торцевом кольце закрепляется при помощи телескопического замка 6 наружное кольцо 12 входного тамбура 11 второго сооружения. При устройстве двух входов, основного и запасного, два комплекта сооружения соединяют между собой торцами. В этом случае во втором комплекте убирают полностью глухой торец, а в первом - устраивают (вырезают) проход, закрываемый занавесом из анкерного полотнища. Преимущество такого сооружения заключается в наличии двух защитно-герметических входов (выходов).

Готовность предложенного технического устройства к опытной проверке подтверждается наличием чертежей и перечня материалов отечественного производства, пригодных для изготовления рабочего образца легкого каркасно-тканевого сооружения.

Теоретические исследования и проведенные расчеты подтвердили, что предлагаемое сооружение по основному критерию оценки «эффективность применения - стоимость» имеет показатели, примерно на 20-30% выше по сравнению с существующими аналогами.

Основное преимущество предложенного сооружения перед известными аналогами заключается в упрощенной его конструкции, из-за устройства основного помещения в виде цилиндра со входом в одном из торцов; совмещением упаковочного чехла с входным тамбуром, выполнения армированной оболочки с пришитыми изнутри карманами для надежного закрепления кольцевых элементов, устроенных с телескопическим замком и стопором. Такое техническое решение обеспечивает:

- упрощение технологии изготовления;

- повышение надежности конструкции;

- минимальное время на свертывание и развертывание сооружения;

- возможность значительного увеличения полезной площади в спаренном варианте;

- минимальные массогабаритные параметры в транспортном положении;

- снижение стоимости;

- высокие эксплуатационные показатели.

Оптимальные габариты легкого каркасно-тканевого сооружения в эксплуатационном положении (4,0×1,4×1,6 м), минимальная масса (до 100 кг) и размеры в сложенном виде (1,7×0,65 м) обеспечивают удобство его применения в войсках, в том числе в парашютно-десантных и других специальных подразделениях.

Легкое каркасно-тканевое сооружение, состоящее из остова основного помещения и входа с защитно-герметическим люком, собираемых из кольцевых элементов каркаса и оболочки из армированного пленочного материала, отличающееся тем, что в нем вход с защитно-герметическим люком выполнен в торце основного помещения, а кольцевые элементы каркаса изготовлены с телескопическим замком и стопором для надежного закрепления армированной пленочной оболочки посредством карманов, пришитых к ней изнутри, и люверсов, установленных по краям продольных сторон, при этом к торцу оболочки совместно с защитно-герметическим люком прикреплен упаковочный чехол, образующий в развернутом положении входной тамбур.



 

Наверх