Двухкарданный вал наземных транспортных средств

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в трансмиссиях наземных транспортных средств, в том числе, в приводах подвижного состава железных дорог. Технический результат состоит в упрощении обслуживания устройства. Двухкарданный вал содержит два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки и шлицевого вала, с уплотнением в виде телескопической защиты. Крестовины шарниров снабжены приспособлениями для смазки подшипников шарниров. Технический результат достигается за счет того, что каждое приспособление для смазки подшипников шарниров расположено со стороны вала и выполнено в виде одного масляного ниппеля, снабженного двумя головками, расположенными под углом 180° одна относительно другой, а подвижное шлицевое соединение имеет антифрикционное полимерное покрытие. 2 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в трансмиссиях наземных транспортных средств, в том числе, в приводах подвижного состава железных дорог.

Известен двухккарданный вал наземных транспортных средств, содержащий два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки или концевые вилки и подвижное шлицевое соединение (BY 516). Конструкция известного двухкарданного вала не предусматривает приспособлений для смазки подшипников шарниров, что не обеспечивает бесперебойной работы устройства.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является известный двухккарданный вал наземных транспортных средств, содержащей два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки и шлицевого вала, с уплотнением в виде телескопической защиты, причем крестовины шарниров снабжены приспособлениями для смазки подшипников шарниров (BY 1830 - прототип). Каждое приспособление для смазки подшипников шарниров выполнено в виде двух угловых масленок, расположенных под углом 180° одна относительно другой, при этом первая масленка расположена со стороны вала, а вторая - со стороны фланца крепления вала. Недостатком известного карданного вала является сложность его обслуживания, вызванная необходимостью смазки шлицевого соединения, а также выполнением каждого приспособления для смазки подшипников шарниров в виде двух масленок, поскольку обслуживание второй масленки, затруднено в связи с наличием со стороны фланца крепления вала крепежных элементов.

Техническая задача предлагаемой полезной модели состоит в создании двухкарданного вала, лишенного указанных недостатков.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в упрощении обслуживания устройства.

Указанный технический результат достигается тем, что в двухкарданном вале наземных транспортных средств, содержащем два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки и шлицевого вала с уплотнением в виде телескопической защиты, с крестовинами шарниров, снабженными приспособлениями для смазки подшипников шарниров, каждое приспособление для смазки подшипников шарниров расположено со стороны вала и выполнено в виде одного масляного ниппеля, снабженного двумя головками, расположенными под углом 180° одна относительно другой, а подвижное шлицевое соединение имеет антифрикционное полимерное покрытие.

На фиг.1 представлено схематическое изображение, на фиг.2 - вид А в разрезе двухкарданного вала по предлагаемой полезной модели, имеющего масляный ниппель 1 снабженный двумя головками 2, расположенными под углом 180° одна относительно другой, и шлицевое соединение с антифрикционным полимерным покрытием 3

Замена двух угловых масленок, расположенных под углом 180°, одна из которых расположена со стороны фланца крепления вала (по прототипу), в каждом приспособлении для смазки подшипников шарниров на один масляный ниппель, расположенный со стороны вала, с двумя головками, расположенными под углом 180° одна относительно другой (по предлагаемой полезной модели), позволяет упростить обслуживание устройства. С одной стороны, расположение головок позволяет, как в прототипе, проводить обслуживание шарниров без проворота двухкарданного вала с целью попадания масленки в доступную зону для заправки смазкой подшипников шарниров без демонтажа вала. С другой стороны, использование только одного ниппеля, расположенного со стороны вала, исключает недостаток прототипа - неудобства в обслуживании масленки, расположенной со стороны фланца крепления вала, вызванные наличием в этой части устройства крепежных элементов.

Наличие антифрикционного полимерного покрытия на шлицевом соединении обеспечивает работу шлицевого соединения практически без обслуживания, т.к. снижает коэффициент трения почти в 3 раза и тем самым исключает необходимость в его смазке.

Наличие антифрикционного полимерного покрытия на шлицевом соединении обеспечивает, кроме указанного, достижение дополнительного технического результата - защищает шлицы от коррозии, позволяет обеспечить в них минимальный зазор и одновременно добиться идеальной центровки, исключающей радиальное биение.

Полимерное покрытие может быть выполнено из любых известных антифрикционных композиций для покрытия, предпочтительно, на основе полиамидов. Примером таких композиций является широко используемый промышленностью Полиамид 11 Rilsan на основе полиамида, получаемого из касторового масла, который образует беспористое, твердое, износостойкое, ударопрочное, покрытие.

Полимерное антифрикционное покрытие может быть нанесено на шлицевую втулку двухкарданного вала по любой известной технологии, например: подготовка поверхности (промывка, обезжиривание, промывка, сушка и т.д.), нанесение клеевой подложки, нанесение полимерной композиции для покрытия в псевдосжиженном слое порошка, дальнейшее спекание и механическая обработка внутренних поверхностей шлицевой протяжкой, а наружной поверхности - резцом. При нанесении покрытия из Полиамида 11 Rilsan, как правило, оборудование для подготовки поверхности состоит из ванн обезжиривания и промывки изделий, ванны нанесения подслоя, сушильной печи. После подготовки поверхности изделия необходимо нагревать в специальной печи до 400-450°С перед нанесением покрытия; конечная операция - нанесение порошка Полиамида 11 Rilsan. Операция осуществляется различными способами. Наиболее часто - в ваннах в виде «кипящего слоя» порошка.

Таким образом, по сравнению с прототипом за счет того, что каждое приспособление для смазки подшипников шарниров выполнено в виде одного масляного ниппеля, расположенного со стороны вала (вместо двух масленок, одна из которых расположена со стороны фланца крепления вала), а подвижное шлицевое соединение имеет антифрикционное полимерное покрытие, исключающее необходимость смазки шлицевого соединения, обслуживание двухкарданного вала наземных транспортных средств по предлагаемой полезной модели существенно упрощается. Дополнительно в двухкарданном вале наземных транспортных средств по предлагаемой полезной модели за счет наличия антифрикционного полимерного покрытия подвижного шлицевого соединения шлицы защищены от коррозии, имеют минимальный зазор и идеальную центровку, исключающую радиальное биение.

Двухкарданный вал наземных транспортных средств, содержащей два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки и шлицевого вала, с уплотнением в виде телескопической защиты, причем крестовины шарниров снабжены приспособлениями для смазки подшипников шарниров, отличающийся тем, что каждое приспособление для смазки подшипников шарниров расположено со стороны вала и выполнено в виде одного масляного ниппеля, снабженного двумя головками, расположенными под углом 180° одна относительно другой, а подвижное шлицевое соединение имеет антифрикционное полимерное покрытие.



 

Наверх