Комплект зондов для корректировки произношения звуков "р" и "рь"

 

Предлагаемая полезная модель относится к медицине и может быть использована при корректировке произношения звуков «Р» и «Рь». Комплект состоит из двух зондов, используемых последовательно с целью комплексного воздействия на все точки языка, участвующие в формировании звуков «Р» и «Рь». Зонды имеют общую съемную ручку и рабочую рамку, вводимую в полость рта пациента. Первая рамка с дистальной стороны снабжена влево и вправо симметричными изгибами на зубы, внутри рамки - двойные изгибы и перпендикулярно им - П-образный изгиб. В рамке второго зонда, при наличии с дистальной стороны в плоскости рамки изгибов влево и вправо, имеется закругленный изгиб к наружи и два перпендикулярных закругленных изгиба. Использование комплекта зондов ускоряет курс логопедического лечения нарушенного произношения звуков «Р» и «Рь», позволяет пациенту самостоятельно осуществлять процедуры, прост в использовании и исполнении.

Предлагаемая полезная модель относится к медицине и логопедии и может быть использована для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада, необходимого при произношении звуков «Р» и «Рь».

Известен шариковый зонд для постановки звука «Р» (http://reflektion.chat.ru/soret/log/tools.htm, http://www.logoson.org.ua/pos/). Этот зонд, представляющий собой шарик, закрепленный на конце короткой ручки-указки, вводят под язык пациента и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями шарика вправо и влево вызывают колебания языка, приводящие при резком выдыхании пациентом воздуха к возникновению звука «Р».

Однако практика показывает, что этот метод не всегда дает положительные результаты. Кроме того пациенты, которые являются детьми, не могут самостоятельно пользоваться этим зондом.

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является зонд, разработанный Ильяковой Н.Е. (Н.Е.Ильякова. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов, дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Издательство «Гном и Д», М., 2006, 22 с.), которая предлагает использовать для вызывания у пациента звука «Р» проволочный зонд, снабженный треугольной рабочей рамкой, имеющей на середине дистальной стороны выступ закругленной формы, предназначенный для точечного нажатия на среднюю часть языка, а также на его подъязычную поверхность. Однако этот зонд предназначен для постановки свистящих звуков, а для вызывания звука «Р» может использоваться в некоторых случаях, по усмотрению логопеда.

К недостаткам зонда относится и то, что он не имеет выступов, с помощью которых можно воздействовать на боковые поверхности языка, более обширно на среднюю часть языка, а так же на кончик языка. Воздействие именно на эти зоны языка наиболее эффективно при коррекции звука «Р». Зонд не имеет установочных приспособлений и его положение определяется логопедом.

В процессе длительного использования зондов-аналогов при коррекции у детей произношения звуков «Р» и «Рь» заявитель пришел к выводу о том, что для повышения эффективности этой работы необходимо механическое воздействие на возможно большее количество артикуляционных точек, чего нельзя добиться применением одного зонда. Предлагаемая полезная модель решает техническую задачу по обеспечению на большое число точек языка: его кончик, среднюю часть, боковые поверхности и корень языка, а также обеспечивает удобство пользования зондами и возможность использования их для коррекции звукопроизношения самими пациентами. Это достигается применением обширной рабочей рамки зонда 1, снабженной волнистыми изгибами в плоскости рамки и П-образным изгибом, перпендикулярным плоскости рамки, а также увеличенным, по сравнению с ближайшим аналогом, размером рабочей рамки зонда 2, изготовление рамки в виде прямоугольника, снабжение ее двумя вертикальными изгибами для нажатия на поверхность передней части языка, и изгибы для воздействия на его кончик. Задача по обеспечению удобств в использовании зондов, входящих в комплект полезной модели, решается тем, что каждый из них снабжен двумя выступами-изгибами, с помощью которых зонды можно устанавливать на зубы пациента, обеспечивая тем самым не только удобства в работе логопеда, но и возможность пользоваться зондами самими пациентами.

Конструкция зондов показана на фигуре 1 и 2. На фиг.1 изображен зонд 1, где:

1 - рабочая рамка зонда;

2 - правый изгиб для установки рабочей рамки на зубы;

3 - правый внутренний двойной изгиб для прижатия боковой поверхности языка;

4 - левый внутренний двойной изгиб для прижатия боковой поверхности языка;

5 - левый изгиб для установки рабочей рамки на зубы;

6 - П-образный изгиб, перпендикулярный плоскости рамки, для прижатия средней части языка;

7 - хвостовик рабочей рамки для крепления съемной ручки (не показана).

На фиг.2 показана конструкция зонда 2, где:

8 - рабочая рамка зонда;

9 - правый изгиб для установки рамки на зубы;

10 - передний изгиб;

11 - левый изгиб для установки рамки на зубы;

12 - левый изгиб, перпендикулярный к плоскости рамки;

13 - правый изгиб, перпендикулярный к плоскости рамки;

14 - хвостовик рабочей рамки для крепления съемной ручки (не показана).

Зонды, входящие в комплект предлагаемой полезной модели, используют для постановки звуков «Р» и «Рь» комплексно, следующим образом. На первом этапе пациента обучают пользованию зондами. Зонд 1 с помощью ручки, привинчиваемой к хвостовику 7 рамки 1, устанавливают изгибами 2 и 5 рамки 1 на верхние зубы пациента П-образным изгибом 6 к небу и просят пациента прикоснуться боковыми поверхностями языка поочередно к внутреннему изгибу 4 и внутреннему изгибу 3 по 10 раз, произнося при каждом прикосновении звук «Р». Затем зонд изо рта вынимают и просят пациента снова произнести звук «Р» 10 раз. После этого зонд 1 переворачивают П-образным изгибом вниз, устанавливают рамку изгибами 2 и 5 на верхние зубы пациента и просят его прижать кончик языка к изгибу 6, а середину языка и его корень - к изгибам 3 и 4 и произнести 10 раз звук «Рь». Затем - произношение пациентом звука «Рь» 10 раз без зонда.

После этого съемную ручку отвинчивают от хвостовика 7 рабочей рамки 1 зонда 1 и привинчивают ее к хвостовику 14 рабочей рамки 8 зонда 2. Рамку 8 зонда 2 устанавливают изгибами 9 и 11 на верхние зубы пациента таким образом, чтобы вертикальные изгибы 12 и 13 были направлены вниз. Пациента просят прикоснуться верхней поверхностью кончика языка к изгибу 10 и 10 раз переместить кончик языка вправо-влево, произнося при каждом движении звук «Р». После этого звук «Р» произносится пациентом без зонда.

Затем зонд 2 переворачивают изгибами 12 и 13 к небу, устанавливают рамку 8 изгибами 9 и 11 на верхние зубы пациента и просят его прижать переднюю часть языка к изгибам 12 и 13, а его кончик - к изгибу 10 и совершить кончиком по 10 движений вправо-влево, произнося при каждом движении звук «Рь». Дальше - произношение пациентом звука «Рь» без зонда, 10 раз.

На втором этапе, после обучения, проведенного в указанном выше порядке, пациент занимается коррекцией звукопроизношения самостоятельно, в домашних условиях, под наблюдением родителей. Курс коррекции рассчитан на 7 дней с повторением всего комплекса упражнений 2-3 раза в день при 10-ти кратном повторении каждого упражнения.

Результаты коррекции звукопроизношения проверяют при повторном приеме врачом. При неудовлетворительных результатах в произношении звуков «Р» и «Рь» упражнения рекомендуют продолжить еще на 3-4 дня, чего вполне достаточно для достижения пациентом четкого произношения звуков «Р» и «Рь» без применения зондов.

Автором заявки с применением зондов предлагаемой полезной модели в течение 2008. 2009 гг. проведена успешная коррекция произношения звуков «Р» и «Рь» у 45 детей в возрасте от 5 до 7 лет при курсе коррекции от 7 до 10 дней. Отрицательных результатов при этом не было.

Таким образом, поставленные при разработке полезной модели технические задачи решены: воздействие производится на большее количество точек, что повышает эффективность коррекции речи, а сама коррекция речи производится практически самостоятельно, в домашних условиях.

Пример.

Маша Н. (6,5 лет) была приведена на прием 20.01.2008 г. по поводу нарушения звукопроизношения: вместо звуков «Р» и «Рь» у нее получались, соответственно, звук «Л» и «Ль». Осмотр показал, что она, открыв рот, может поднять в сторону неба только кончик языка, что указывает на необходимость механического воздействия на органы артикуляции для достижения артикуляционного уклада, обеспечивающего произношение звуков «Р» и «Рь».

Коррекция звукопроизношения была проведена с применением комплекта зондов предлагаемой полезной модели. Сначала было проведено обучение пациента пользованию зондами. Зонд 1 установили на верхние зубы пациентки П-образным изгибом к небу и попросили ее прикоснуться боковой поверхностью языка к правому и левому внутренним изгибам рабочей рамки по 10 раз, произнося при каждом касании звук «Р». Затем попросили пациентку произнести звук «Р» 10 раз без зонда. После этого установили на верхние зубы пациентки зонд 1 П-образным изгибом рамки к языку и попросили ее прижать кончик языка к П-образному изгибу, а середину языка и его коренную часть - к внутренним изгибам рамки и произнести при этом звук «Рь» 10 раз. Затем - произнесение пациенткой этого же звука 10 раз без зонда.

После этого на верхние зубы пациентки установили рабочую рамку зонда 2 вертикальными изгибами вниз, и попросили пациентку прикоснуться кончиком языка к выступу рамки, направленному вперед, и произвести им по 10 движений вправо-влево, произнося при каждом движении звук «Р». Дальше - произнесение пациентки звука «Р» без зонда.

Затем зонд 2 переворачивают вертикальными выступами вверх, устанавливают его рабочую рамку на верхние зубы пациентки, просят ее прижать переднюю часть языка к вертикальным изгибам, а его кончик - к изгибу, выступающему вперед, и совершить им попеременно по 10 движения вправо-влево, произнося при каждом движении звук «Рь». Дальше - 10-ти кратное произношение пациенткой звука «Рь» без применения зонда.

После обучения оба зонда переданы пациентке для самостоятельного применения в течение 7 дней в домашних условиях под наблюдением матери, по 2-3 раза в день в указанном выше порядке. Проверка результатов коррекции звукопроизношения врачом после 7-дневного применения зондов предлагаемой полезной модели в домашних условиях показала, что пациентка Маша Н. четко произносит звуки «Р» и «Рь».

Комплект зондов для корректировки произношения звуков «Р» и «Рь», снабженный общей съемной ручкой, отличающийся тем, что рабочая рамка зонда 1, имеющая с дистальной стороны изгибы вправо и влево для установки зонда на зубы, внутри плоскости снабжена левым и правым двойными изгибами, завершающимися П-образным изгибом, перпендикулярным плоскости рамки, а рабочая рамка зонда 2 при наличии с ее дистальной стороны также изгибов вправо и влево, имеет с этой же стороны закругленный изгиб к наружи и два закругленных изгиба, перпендикулярных плоскости рамки.



 

Наверх