Колодка тормозная вентилируемая

 

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к тормозным колодкам и может использоваться на любых колесных транспортных средствах. Была поставлена задача, создать ремонтопригодную колодку тормозную вентилируемую с эффективной системой охлаждения фрикционного материала. Поставленная задача решается тем, что в колодке тормозной вентилируемой, состоящей из колодки (1) и фрикционной накладки (2), на рабочей поверхности которой выполнены, не менее одной, канавки (3), глубина которых равна толщине фрикционной накладки (2). Канавки (3) могут иметь любое направление (продольное, поперечное, диагональное, радиальное, криволинейное), образуя сегменты (4) из фрикционного материала соответствующей формы. Фрикционные сегменты (4) прикрепляются к колодке (1) способом, позволяющим производить их замену по необходимости. Стенки канавок (3) перпендикулярны, и/или наклонны относительно рабочей поверхности накладки (2), причем они могут быть выпуклыми и/или вогнутыми. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к тормозным колодкам и может использоваться на любых колесных транспортных средствах.

Известна тормозная охлаждаемая колодка, содержащая корпус с охлаждающим агентом и секционные фрикционные накладки, причем одна из фрикционных накладок выполнена полой из теплопроводящего материала, а корпус выполнен с полыми ребрами, расположенными с его внутренней стороны, полости накладки и ребер соединены между собой каналами и заполнены охлаждающим агентом (см. а.с. RU 662767, М.Кл2 F16D 65/78, 1979 г.).

Недостатком данной конструкции является ее сложность, а также сложность изготовления тормозной колодки, дополнительные затраты на охлаждающий агент.

Известно устройство для охлаждения фрикционного тормоза транспортного средства, содержащее тормозной барабан с вентиляционными окнами и установленными в них воздухозаборными лопастями (см. а.с. RU 1218199, М. Кл4 F16D 65/813, 1986 г.).

Недостатком данной конструкции является ее сложность, использование дополнительных приспособлений для охлаждения тормоза.

Известна вентилируемая тормозная колодка, включающая фрикционную накладку барабанного тормоза, имеющую поверхность трения, и обеспеченная тепловыводящей структурой, выполненной из цилиндрических каналов одного или более направлений и с осями параллельными поверхности трения (см. патент США US2007/0034462, МПК (2006.01) F16D 65/827, 2007 г.).

Недостатком данной конструкции является технологически сложное изготовление цилиндрических каналов, выполненных в колодке и обеспечивающих ее охлаждение.

Наиболее близким к заявленному техническому решению по совокупности существенных признаков является фрикционная накладка, выполненная в виде части цилиндрической обечайки, на внутренней поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы. Канавки, расположенные продольно длине накладки, выполнены с одинаковой шириной по глубине. Канавки, расположенные поперечно длине накладки, выполнены шириной, увеличивающейся по глубине канавки, что обеспечивает охлаждение фрикционных элементов (см. патент RU2324849, МПК (2006.01) F16D 69/02, 2008 г.).

В данной конструкции выполнение канавок не на полную глубину накладки, недостаточно охлаждает фрикционный материал, что значительно снижает эксплуатационные характеристики тормозной колодки.

Была поставлена задача, создать ремонтопригодную колодку тормозную вентилируемую с эффективной системой охлаждения фрикционного материала.

Поставленная задача решается тем, что в колодке тормозной вентилируемой, состоящей из колодки и фрикционной накладки, на рабочей поверхности которой выполнены, не менее одной, канавки, глубина которых равна толщине фрикционной накладки. Канавки могут иметь любое направление (продольное, поперечное, диагональное, радиальное, криволинейное), образуя сегменты из фрикционного материала соответствующей формы. Фрикционные сегменты прикрепляются к колодке способом, позволяющим производить их замену по необходимости. Стенки канавок перпендикулярны, и/или наклонны относительно рабочей поверхности накладки, причем они могут быть выпуклыми и/или вогнутыми.

В заявляемой колодке тормозной вентилируемой новыми признаками являются то, что глубина канавок равна толщине фрикционной накладки. Канавки могут иметь любое направление (продольное, поперечное, диагональное, радиальное, криволинейное), образуя сегменты из фрикционного материала соответствующей формы. Фрикционные сегменты прикрепляются к колодке способом, позволяющим производить их замену по необходимости. Стенки канавок перпендикулярны, и/или наклонны относительно рабочей поверхности накладки, причем они могут быть выпуклыми и/или вогнутыми.

Выполнение канавок с глубиной, равной толщине фрикционной накладки, причем направление канавок может быть любым: продольным, поперечным, диагональным, радиальным, криволинейным, и стенками - перпендикулярными и/или наклонными относительно рабочей поверхности накладки, кроме того стенки канавок могут быть выпуклыми и/или вогнутыми, позволяет создать конструкцию колодки тормозной вентилируемой, обладающей эффективной системой охлаждения фрикционного материала набегающим потоком воздуха, а выполнение фрикционной накладки в виде сегментов, образованных канавками и прикрепленных к колодке способом, обеспечивающим их замену, позволяет производить ремонт тормозных колодок при необходимости.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения неизвестна из уровня техники, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности полезной модели - «новизна».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется на чертежах:

фиг.1 - колодка тормозная вентилируемая, общий вид;

фиг.2 - колодка тормозная вентилируемая, примеры направления канавок.

Колодка тормозная вентилируемая, состоит из колодки 1, на рабочей поверхности которой закреплена фрикционная накладка 2.

На рабочей поверхности фрикционной накладки 2 выполнены, не менее одной, пересекающиеся канавки 3, глубина которых равна толщине фрикционной накладки 2. Канавки 3 выполнены в продольном и поперечном направлении, а также могут иметь диагональное, радиальное, криволинейное направление. Канавки 3 образуют сегменты 4 из фрикционного материала. Форма сегментов 4 зависит от направления канавок 3. Канавки 3 могут быть выполнены на тормозной колодке 1 с прикрепленным к ней фрикционным материалом, или фрикционные сегменты 4 можно изготавливать отдельно и прикреплять к колодке 1. Фрикционные сегменты 4 прикрепляются к колодке 1 при помощи заклепок. Сегменты 4 могут прикрепляться способом, позволяющим производить их замену по необходимости. В случае выхода из строя одного из сегментов 4 его можно заменить. Стенки 5 канавок перпендикулярны, относительно рабочей поверхности накладки 2. Стенки 5 канавок могут быть наклонными относительно рабочей поверхности накладки 2, кроме того они могут быть выпуклыми и/или вогнутыми. Направление, количество канавок 3 и их ширина, а также форма стенок сегментов 4 подбираются в зависимости от транспортного средства.

В процессе работы тормозной системы, в которой применяется заявляемая колодка тормозная вентилируемая, набегающий поток воздуха, попадая в канавки и обтекая фрикционные сегменты, эффективно охлаждает тормозную систему транспортного средства. В случае выхода из строя одного из сегментов его можно заменить, что делает тормозную колодку ремонтопригодной. Такие накладки могут использоваться в тормозных системах любого типа. Таким образом, технический результат достигнут.

Заявляемая колодка тормозная вентилируемая может быть изготовлена на стандартном оборудовании из известных материалов с использованием известных технологий.

1. Колодка тормозная вентилируемая, состоящая из колодки и фрикционной накладки, на рабочей поверхности которой выполнены не менее одной канавки, отличающаяся тем, что глубина канавок равна толщине фрикционной накладки, образуя сегменты из фрикционного материала.

2. Колодка тормозная вентилируемая по п.1, отличающаяся тем, что фрикционные сегменты прикрепляются к колодке способом, позволяющим производить их замену по необходимости.

3. Колодка тормозная вентилируемая по п.1, отличающаяся тем, что канавки выполнены пересекающимися.

4. Колодка тормозная вентилируемая по п.1, отличающаяся тем, что канавки могут иметь любое направление (продольное, поперечное, диагональное, радиальное, криволинейное), образуя сегменты соответствующей формы.

5. Колодка тормозная вентилируемая по п.1, отличающаяся тем, что стенки канавок перпендикулярны и/или наклонны относительно рабочей поверхности накладки.

6. Колодка тормозная вентилируемая по п.1, отличающаяся тем, что стенки канавок могут быть выпуклыми и/или вогнутыми.



 

Наверх