Корпус термостата

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и касается конструкции корпусных деталей для термостатов системы жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Задача полезной модели состоит в создании конструкции корпуса термостата более удобного для сборки разборки и более дешевого и надежного в эксплуатации в сравнении с его аналогами. Поставленная задача решается тем (фиг.2), что корпус термостата, содержащий скрепленные между собой основание 1 и крышку 2, сообщенные патрубками 6, 7, при этом основание снабжено фланцем 3 с канавкой 4 под уплотнительное кольцо для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, имеет отличительные признаки: основание 1 и крышка 2 скреплены между собой свинчиванием либо при помощи байонета, при этом применен элемент их фиксации и они выполнены из полимерного материала. Вариантами полезной модели являются нижеследующие: - основание 1 и крышка 2 свинчены между собой с помощью резьбового соединения; - основание 1 и крышка 2 свинчены между собой с помощью байонетного соединения; - в качестве элемента фиксации применено или гребенчатое зацепление, или шпилька, или штифт, или Г-образный кронштейн 15, одна полка которого свободно расположена на фланце основания для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения ДВС, а другая полка - закреплена на боковой поверхности крышки; - упомянутый фланец 3 основания 1 и его канавка 4 под уплотнительное кольцо выполнены прямоугольной формы. Благодаря такому взаимному скреплению деталей 1, 2 обеспечивается оперативная сборка и разборка корпуса термостата.

1 н.п.ф., 4 з.п.ф.,5 стр. описания, 8 фиг., 2 библ.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и касается конструкции корпусных деталей для термостатов системы жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен выполненный из алюминиевого сплава корпус термостата [1], содержащий основание с патрубком для сообщения с расширительным бачком и крышку с патрубком для сообщения с радиатором. Основание и крышка имеют внутренние полости, в которые вставляется термостат. Крышка через прокладку прикладывается к основанию, которое через другую прокладку устанавливается на фланце коллектора системы водяного охлаждения ДВС.

Весь комплект стягивается между собой с помощью элементов резьбового соединения.

Недостатком аналога [1] является неудобство монтажа и демонтажа корпуса термостата на двигателе внутреннего сгорания, так как корпус термостата не является единой сборочной единицей

Более удобен в установке, разборке и наиболее близок по сущности к полезной модели выполненный из алюминиевого сплава корпус термостата [2], содержащий скрепленные между собой фланцами с помощью болтового соединения основание и крышку, имеющие цилиндрические поверхности. Основание снабжено фланцем с канавкой под уплотнительное кольцо. Этот фланец служит для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения ДВС. Одна из деталей также может содержать патрубок для соединения с расширительным бачком упомянутой системы охлаждения.

Недостатком прототипа является то, что скрепление между собой основания и крышки с помощью болтового соединения достаточно дорого и не всегда удобно для сборки и разборки корпуса термостата.

Кроме того, в процессе длительной эксплуатации, демонтажа/монтажа с последующей разборкой и сборкой корпуса может возникнуть разгерметизация стыка между фланцами деталей ввиду неравномерного распределения зажима их болтовым соединением, что чревато возникновением утечки охлаждающей жидкости из ДВС.

Задача полезной модели состоит в создании конструкции корпуса термостата более удобного для сборки, разборки и более надежного в эксплуатации в сравнении с его аналогами[1, 2].

Поставленная задача решается тем, что корпус термостата, содержащий скрепленные между собой основание и крышку, снабженные патрубками, при этом основание снабжено фланцем с канавкой под уплотнительное кольцо для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, имеет отличительные признаки: основание и крышка скреплены между собой свинчиванием либо при помощи байонета, при этом применен элемент их фиксации и они выполнены из полимерного материала.

Введение элемента фиксации основания и крышки позволит предотвратить их непроизвольное отворачивание в процессе длительной эксплуатации.

Скрепление основания и крышки между собой свинчиванием либо при помощи байонета, более дешево и удобно для сборки и разборки корпуса термостата, чем их крепление болтовым соединением, как у аналогов [1, 2]. При этом монтаж и демонтаж самого термостата будет осуществляться более оперативно.

Выполнение основания и крышки из полимерного материала будет способствовать повышению герметизации их соединения за счет упруго-эластичных свойств полимера в сравнении с выполнением этих элементов из алюминиевого сплава, как у аналогов [1, 2]. Кроме того, это будет способствовать повышению надежности крепления присоединительных шлангов к патрубкам корпуса термостата.

Вариантами полезной модели являются нижеследующие:

- основание и крышка свинчены между собой с помощью резьбового соединения;

- основание и крышка соединены между собой с помощью байонетного соединения;

- в качестве элемента фиксации применено или гребенчатое зацепление, или шпилька, или штифт, или Г-образный кронштейн, одна полка которого свободно расположена на фланце основания для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения ДВС, а другая полка - закреплена на боковой поверхности крышки;

- упомянутый фланец основания и его канавка под уплотнительное кольцо выполнены прямоугольной формы.

Сущность полезной модели поясняется иллюстрациями.

На фиг.1 показан вид разобранного корпуса термостата, основание и крышка которого соединяются с помощью резьбового соединения, снабжены элементом фиксации в виде Г-образного кронштейна и двумя патрубками.

На фиг.2 изображен общий вид собранного корпуса термостата по фиг.1.

На фиг.3 показан вид разобранного корпуса термостата, основание и крышка которого соединяются с помощью резьбового соединения, снабжены элементом фиксации в виде Г-образного кронштейна и тремя патрубками.

На фиг.4 изображен общий вид собранного корпуса термостата по фиг.3.

На фиг.5, 6 показаны виды на элементы фиксации основания и крышки корпуса термостата.

На фиг.7, 8 показаны основание и крышка корпуса термостата с элементами байонетного соединения.

Корпус термостата содержит скрепленные между собой основание 1 и крышку 2, которые отлиты из полимерного материала. Выполнение деталей не из алюминиевого сплава, как в прототипе [2], а из полимерного материала, направлено за счет его упруго-эластичных свойств, на повышение надежности герметизации крепления крышек и крепления присоединительных шлангов к их патрубкам.

Основание 1 снабжено фланцем 3 прямоугольной формы с канавкой 4 такой же формы под уплотнительное кольцо для соединения (не показано) с фланцем коллектора системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Такое соединение скрепляется с помощью болтов, проходящих внутри бобышек 5 основания 1, которое снабжено также патрубком 6 для сообщения (не показано) с низом радиатора этого двигателя. Крышка 2 снабжена патрубком 7 для сообщения (не показано), с верхом этого радиатора, а также может быть снабжена патрубком 8 (фиг.3, 4) для сообщения (не показано) с расширительным бачком.

Вариантами полезной модели являются нижеследующие:

- основание 1 и крышка 2 могут быть свинчены между собой с помощью элементов 9 резьбового соединения (фиг.1, 3);

- основание 1 и крышка 2 могут быть соединены между собой с помощью элементов 10 байонетного соединения (фиг.7, 8);

- в качестве элемента фиксации (фиг.5, 6) может быть применено или гребенчатое зацепление 11 или шпилька 12, или штифт 13, или Г-образный кронштейн 14 (фиг.1-4), одна полка 15 которого свободно расположена на фланце основания 1, а другая полка 16 - закреплена на боковой поверхности крышки 2;

- при применении для фиксации основания 1 и крышки 2 гребенчатого зацепления 11 (фиг.5, 6) основание 1 снабжено жесткой гребенкой 17, а крышка 2 - гибкой гребенкой 18.

Для байонетного соединения (фиг.7, 8) в основании 1 и крышке 2 выполнены впадины 19. Для установки элементов фиксации, штифта 12 или шпильки 13 (фиг.5), выполнено отверстие 20 (фиг.7, 8).

Применяют корпус термостата следующим образом.

Внутри основания 1 размещают термостат (не показан). Затем соединяют основание 1 и крышку 2 или свинчиванием по резьбе (фиг.1, 3) с помощью элементов 9 или с помощью взаимного проворачивания, этих деталей 1, 2 от исходного положения, когда их элементы 10 байонетного соединения находятся во впадинах 19 друг друга, до сцепления этих элементов 10 друг с другом.

При этом фиксация соединения деталей 1, 2 может происходить любым из описанных выше вариантов, показанных на фиг.5, 6. Например, запрессовкой штифта 13 или закручиванием шпильки 12 в совпавшие отверстия 20 основания 1 и крышки 2 (фиг.5). Также, нажатием на гибкую гребенку 18 крышки 2 для сцепления ее зубцов с зубцами жесткой гребенки 17 основания образуют гребенчатое зацепление 11.

Затем фланцем 3 основания 1 собранный корпус термостата присоединяют к фланцу коллектора системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания и затягивают это соединение, например болтами.

После этого присоединяют с помощью шлангов (не показаны) патрубки 6 и 7, соответственно, к расширительному бачку и к радиатору системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Для демонтажа корпуса термостата осуществляют описанные выше операции в обратной последовательности. При этом, расцепление гребенчатого зацепления 11 осуществляют с помощью, например, проворота отвертки 21, вводимой между жесткой и гибкой гребенками 17, 18.

Благодаря такому взаимному скреплению основания 1 и крышки 2 обеспечивается оперативная сборка и разборка корпуса термостата.

Источники информации:

1. Каталог деталей двигателей ЯМЗ. - Ярославль, ЯМЗ-2001 г., стр.100.

2. Патент RU 2202046, МПК F01P 7/16, заявл. 2002.03.19, опубл. 2003.04.10 /приоритет/.

1. Корпус термостата, содержащий скрепленные между собой основание и крышку, снабженные патрубками, при этом основание снабжено фланцем с канавкой под уплотнительное кольцо для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что основание и крышка скреплены между собой свинчиванием либо при помощи байонета, при этом применен элемент их фиксации и они выполнены из полимерного материала.

2. Корпус по п.1, отличающийся тем, что основание и крышка свинчены между собой с помощью резьбового соединения.

3. Корпус по п.1, отличающийся тем, что основание и крышка соединены между собой с помощью байонетного соединения.

4. Корпус по п.1, отличающийся тем, что в качестве элемента фиксации применено или гребенчатое зацепление, или шпилька, или штифт, или Г-образный кронштейн, одна полка которого свободно расположена на фланце основания для соединения с фланцем коллектора системы водяного охлаждения ДВС, а другая полка закреплена на боковой поверхности крышки.

5. Корпус по п.1, отличающийся тем, что упомянутый фланец основания и его канавка под уплотнительное кольцо выполнены прямоугольной формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетической, машиностроительной, химической, пищевой, отраслям промышленности и может быть использовано для нагрева или охлаждения различных жидкостей
Наверх