Тренажер летчиков морской авиации

 

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использовано для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадки на корабельную взлетно-посадочную площадку днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Техническим результатом предлагаемого решения является существенное расширение функциональных возможностей тренажера эксплуатационных характеристик тренажера. Технический результат достигается тем, что тренажер летчиков морской авиации на основе автомобильного тягача с прицепом, на котором размещена качающаяся по крену взлетно-посадочная платформа (имитация бортовой качки), и профилированной в вертикальной плоскости дороги, которая позволяет при движении тягача имитировать качку платформы по дифференту и ее вертикальное перемещение, причем введены имитатор ангара или корабельной надстройки, оптическая систему посадки вертолетов, контурные огни и огни подсвета взлетно-посадочной площадки, имитатор стартового командного пункта, интегрированный пульт управления, агрегатная, автономная энергоустановка, блок управления тренажера, блок измерения угловых параметров движения взлетно-посадочной площадки и параметров ее вертикального перемещения. Предлагаемая совокупность устройств вместе с взлетно-посадочной платформой представляют собой полноразмерный имитатор части корабля, которая предназначена для обеспечения взлета и посадки вертолетов в дневных и ночных условиях. Технико-экономический эффект достигается тем, что стоимость такого тренажера не выше стоимости корабля, а стоимость подготовки летчиков на тренажере будет значительно меньше стоимости подготовки летчиков на реальном корабле и в реальных морских условиях.

Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использована для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Известно транспортное средство с вертолетной площадкой (см., патент RU 72665, МПК В60Р 09/00, публикация от 27.04.2008), содержащее прицеп-модуль транспортный, установленный на раме шасси, причем прицеп выполнен в виде двухосного "Фургона" типа МАЗ-837810-012, при этом в передней части прицепа вплотную к высокому переднему и откидному левому бортам стационарно установлен модуль рабочего места оператора, основа конструкции которого - герметичный металлический контейнер, выполняемый из стального профилированного листа толщиной 1,5 мм, в модуле рабочего места оператора установлены УКВ радиостанция, устройство отображения метеорологической обстановки, пульт управления светотехническим оборудованием, а для подключения УКВ антенны и внешнего метеорологического оборудования предусмотрен кабельный ввод в стене контейнера, на крыше модуля рабочего места оператора установлены посадочные места для прожектора и приводного маяка, а между модулем рабочего места оператора и правым бортом прицепа размещены два дизель-генератора, установленные друг за другом вдоль борта и подключенные кабелем к щитку электропитания, в походном положении и при работе они закреплены на прицепе съемными хомутами, причем вертолетная площадка в разобранном виде размещена в задней части платформы прицепа в непосредственной близости от задних дверей с запорами контейнерного типа, при этом элементы вертолетной площадки симметрично располагаются по ширине прицепа и скомпонованы в секции по видам элементов конструкции, а в промежутках между секциями и вдоль бортов прицепа установлены вертикальные разборные стойки, ограничивающие боковое перемещение элементов платформы при транспортировке.

В предлагаемом техническом решении не обеспечивается имитация бортовой, килевой качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки, не обеспечивается посадка вертолетов в ночных условиях.

Известен тренажер для посадки винтокрылого летательного аппарата на подвижную автомобильную открытую платформу, изображенный на фиг.1, 2 (см., Г.И. Кузнецов, 1999, ОКБ Н.И.Камова 50 лет 1948-1998, Москва, Центр авиации и космонавтики, стр.31-34; 155-159), который содержит тягач, колесный прицеп с установленной на нем посадочной платформой, на которую осуществляется посадка винтокрылого летательного аппарата, как при остановке движения тягача - имитация посадки на "стопе" корабля, так и при движении по автодороге - имитация посадки винтокрылого летательного аппарата днем на подвижную платформу при отсутствии качки по автодороге.

Таким образом, на тренажере возможна имитация хода корабля по спокойной воде и обучение летчика визуальной посадке на взлетно-посадочную площадку на "стопе" корабля и на ходу, при хороших метеоусловиях днем.

К недостаткам этого тренажера следует отнести отсутствие вертикального перемещения, качки и разметки взлетно-посадочной площадки, не обеспечиваются условия для тренировок летчиков посадке в ночных условиях.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является тренажер летчиков морской авиации (см. патент 89074 на полезную модель, заявка 2009129286/22), содержащий вертолет, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, автомобильную дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, автомобильная дорога в вертикальной плоскости выполнена в виде волны с заданными высотой и заданными углами спуска и подъема, между посадочной платформой и верхней плоскостью прицепа встроен блок механизма бортовой качки посадочной платформы, который обеспечивает имитацию качки по крену.

Высота дороги в профиле изменяется в пределах ±24 м (имитация вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки) и дорога имеет углы спуска и подъема примерно ±2°6° градусов (имитация качки по дифференту).

Амплитуда бортовой качки в диапазоне ±15° с периодом, например, 512 сек.

Недостатком известного тренажера является невозможность тренировок летчиков посадке на качающуюся платформу ночью в простых и сложных метеоусловиях, отсутствие средств подготовки корабельных руководителей полетов.

Задачей полезной модели является устранение указанного недостатка путем установки на посадочной платформе имитаторов штатных корабельных систем обеспечения посадки вертолетов ночью: оптической системы посадки вертолетов, огней подсвета посадочной площадки, контурных огней, имитатора ангара или надстроек корабля, расположенных за посадочной площадкой и влияющие на безопасность посадки вертолетов днем и особенно ночью, имитатора стартового командного пункта, а также средств, обеспечивающих работу вышеуказанного оборудования: пульта управления, автономной энергоустановки, например дизель-генератора с необходимым набором преобразователей питания, блока измерения параметров движения платформы, блока управления тренажера.

Техническим результатом предлагаемого решения является существенное расширение функциональных возможностей тренажера и эксплуатационных характеристик тренажера.

Технический результат достигается тем, что в тренажер летчиков морской авиации, содержащий:

- автомобильный тягач,

- колесный прицеп, присоединяемый к тягачу, на котором размещен блок механизмов качки посадочной платформы по крену в диапазоне углов, примерно равном ±15°, и имеющий входы для подключения питания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена,

- посадочную платформу с нанесенной на ней разметкой взлетно-посадочной площадки, которая размещена на блоке механизмов качки посадочной платформы по крену таким образом, чтобы при работе блока механизмов качки посадочной платформы по крену обеспечивался поворот посадочной платформы вокруг оси параллельной продольной оси прицепа в диапазоне углов ±015°,

- автомобильную дорогу для движения тягача с прицепом, которая в профиле имеет вид волны высотой примерно ±24 м и со спусками и подъемами, равными примерно ±26°,

введены:

- имитатор ангара или корабельной надстройки, которые располагаются на посадочной платформе перед разметкой взлетно-посадочной площадки,

- оптическая система посадки вертолетов, состоящая, например, из индикаторов глиссады, курса, пилотажно-посадочного индикатора, указателя истинного горизонта, огней крена и др., имеющая входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и расположенная на ангаре,

- контурные огни, имеющие входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и расположенные по краям посадочной платформы так, чтобы их видно было при заходе вертолета на посадку,

- огни подсвета взлетно-посадочной площадки, имеющие входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и расположенные по краям посадочной платформы так, чтобы взлетно-посадочная площадка освещалась огнями равномерно и огни не слепили летчика,

- имитатор стартового командного пункта, который размещен на посадочной площадке,

- интегрированный пульт управления, который имеет входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и размещен в имитаторе стартового командного пункта,

- агрегатная, которая размещается на посадочной платформе,

- автономная энергоустановка, размещаемая в агрегатной и имеющая фидеры питания, которые подключены к входам питания оптической системы посадки, контурных огней, огней подсвета взлетно-посадочной площадки, пульта управления,

- блок управления тренажера, размещаемый в агрегатной и имеющий входы, которые подключены к фидерам питания автономной энергетической установки, и входы-выходы для подключения линий информационного обмена для подключения к входам-выходам линий информационного обмена оптической системы посадки вертолета, огней подсвета взлетно-посадочной площадки, контурных огней, пульта управления, блока механизмов качки посадочной платформы,

- блок измерения параметров движения взлетно-посадочной площадки таких как направление, величина и скорость вращения платформы по крену и дифференту, направления, величины и скорости вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки, размещаемый в агрегатной и имеющий входы, которые подключены к фидерам питания автономной энергоустановки, и входы-выходы, которые подключены входам-выходам линии информационного обмена блока управления тренажера.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет расширить функциональные возможности тренажера, обеспечить подготовку летчиков не только днем, но и ночью в хороших и плохих метеоусловиях, обеспечить подготовку руководителей полетов на этапах подхода к взлетно-посадочной площадке, зависания над ней, сближения с посадочной площадкой и непосредственно при посадке.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

На фиг.1 общий вид тренажера сбоку на непрофилированной дороге тренажера.

На фиг.2 показан профиль дороги.

На фиг.3 показано примерное размещение разметки взлетно-посадочной площадки и средств обеспечения посадки вертолетов в ночных условиях, размещение агрегатной и имитатора стартового командного пункта.

На фиг.4 показано примерное размещение средств оптической системы посадки вертолета, имитатора стартового командного пункта и агрегатной.

На фиг.5 показана блок-схема тренажера.

Состав тренажера для подготовки летчиков морской авиации:

1. Тягач

2. Колесный прицеп

3. Посадочная платформа

4. Блок механизмов качки посадочной платформы по крену

5. Имитатор ангара или корабельной надстройки

6. Вертолет

7. Дорога

8. Взлетно-посадочная площадка - ВППл

9. Контурные огни

10. Огни подсвета ВППл

11. Оптическая система посадки вертолетов:

11а. Индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения

11б. Индикатор курса

11в. Указатель истинного горизонта

11г. Огни индикации крена корабля относительно истинного горизонта

11д Индикатор глиссады

12. Имитатор стартового командного пункта

13. Агрегатная

14. Автономная энергоустановка

15. Блок управления тренажера

16. Блок определения параметров движения ВППл

17. Интегрированный пульт управления

18. Фидеры питания

19. Линии информационного обмена

Работа тренажера осуществляется следующим образом.

Тренажер содержит автомобильный тягач 1, колесный прицеп 2, присоединяемый к тягачу 1, посадочную платформу 3, блок механизмов качки посадочной платформы по крену 4, имитатор ангара или корабельной надстройки 5, винтокрылый летательный аппарат 6, автомобильную дорогу 7 для движения тягача 1 с прицепом 2, взлетно-посадочную площадку 8 с нанесенной на ней светоотражающей разметкой.

По периметру посадочной платформы 3 установлены контурные огни 9, которые предназначены для представления летчику информации о размерах посадочной платформы 3. По периметру посадочной платформы 3 также размещены огни подсвета взлетно-посадочной площадки 10.

На имитаторе ангара размещены средства оптической системы посадки вертолетов 11 в составе, например, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения 11а, индикатора курса 11б, указателя истинного горизонта 11в, огней индикации крена корабля относительно истинного горизонта 11г, индикатор глиссады 11д.

Для управления полетами вертолета 6 на взлетно-посадочной площадке установлен имитатор стартового командного пункта 12 с необходимым набором средств связи с летчиком.

В имитаторе стартового командного пункта 12 установлен интегрированный пульт управления 17, с помощью которого обеспечивается включение питания всех составных частей тренажера и управление режимами их работы, например задание периода и амплитуды бортовой качки посадочной платформы, задание яркости свечения средств оптической системы посадки вертолетов, контурных огней и огней подсвета ВППл и др.

На посадочной платформе 3 установлена агрегатная 13, в которой размещается автономная энергоустановка 14, блок управления тренажера 15, блок определения параметров движения взлетно-посадочной площадки 16.

Устройства 4, 9, 10, 11, 16, 17 имеют информационные линии связи 19 с блоком управления тренажера 15.

Устройства 4, 9, 10, 11, 16, 17, а также блок управления тренажера 15. Электропитание на устройства 4, 9, 10, 11, 15, 16, 17 подается по фидерам питания 18 от автономной энергоустановки 14.

Автомобильная дорога 7 выполнена в виде волны.

Форма волны дороги выбирается такой, чтобы на этапах спуска с гребня волны или подъема с впадины волны обеспечивалась имитация килевой качки (угловое перемещение корабля по дифференту) в заданных пределах, например в диапазоне углов ±26°, а высота волны обеспечивала имитацию вертикального перемещения корабля, например, в диапазоне ±24 м, т.е. высоты, при которой допустима посадка винтокрылого летательного аппарата 4 на качающуюся посадочную платформу 3.

Блок механизмов качки посадочной платформы по крену 4 может быть электромеханическим, гидравлическим, пневматическим. Этот блок по данным с пульта управления должен обеспечивать качание платформы по часовой стрелке или против на заданные углы в диапазоне ±015° с периодом качки, 512 сек.

Блок определения параметров движения ВППл 16 является блоком измерения параметров бортовой качки, дифферента и вертикального перемещения прицепа. Данные от блока 16 по линии информационного обмена 19 поступают в блок управления тренажера 15, где после обработки поступают в виде команд и сигналов в индикаторы курса 11б и глиссады 11д для стабилизации их оптических оси, индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения 11а, указатель истинного горизонта 11.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на подготовку летчиков морской авиации при заходе на посадку, при сближении с взлетно-посадочной площадкой и при посадке на палубу корабля днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при качке и вертикальном перемещении взлетно-посадочной площадки.

Тренажер для подготовки летчиков морской авиации, содержащий: автомобильный тягач; колесный прицеп, присоединяемый к тягачу, на котором размещен блок механизмов качки посадочной платформы по крену в диапазоне углов, равном ±15°, и имеющий входы для подключения питания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена; посадочную платформу с нанесенной на ней разметкой взлетно-посадочной площадки, которая размещена на блоке механизмов качки посадочной платформы по крену таким образом, чтобы при работе блока механизмов качки посадочной платформы по крену обеспечивался поворот посадочной платформы вокруг оси, параллельной продольной оси прицепа, в диапазоне углов, равном ±15°; автомобильную дорогу для движения тягача с прицепом, которая в профиле имеет вид волны высотой ±24 м и со спусками и подъемами в диапазоне углов, равными ±26°, отличающийся тем, что в тренажер введены имитатор ангара или корабельной надстройки, которые располагаются на посадочной платформе перед разметкой взлетно-посадочной площадки; оптическая система посадки вертолетов, состоящая из индикаторов глиссады и курса, индикатора пилотажно-посадочного, указателя истинного горизонта, огней крена и др. и имеющая входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и расположенная на ангаре; контурные огни, имеющие входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и расположенные по краям посадочной платформы так, чтобы их видно было при заходе вертолета на посадку; огни подсвета взлетно-посадочной площадки, имеющие входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и расположенные по краям посадочной платформы так, чтобы взлетно-посадочная площадка освещалась огнями равномерно, и огни не слепили летчика; имитатор стартового командного пункта, который размещен на посадочной площадке; интегрированный пульт управления, который имеет входы для подключения электропитания и входы-выходы для подключения линии информационного обмена и который размещен в имитаторе стартового командного пункта; агрегатная, которая размещается на посадочной платформе; автономная энергоустановка, размещаемая в агрегатной и имеющая фидеры питания, которые подключены к входам питания оптической системы посадки, контурных огней, огней подсвета взлетно-посадочной площадки, пульту управления; блок управления к входам-выходам линий информационного обмена оптической системы посадки вертолета, огней подсвета взлетно-посадочной площадки, контурных огней, пульта управления, блока механизмов качки посадочной платформы; блок измерения параметров движения взлетно-посадочной площадки, таких как направление, величина и скорость вращения платформы по крену и дифференту, направления, величины и скорости вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки, размещаемый в агрегатной и имеющий входы, которые подключены к фидерам питания автономной энергоустановки, и входы-выходы, которые подключены к входам-выходам линии информационного обмена блока управления тренажера.



 

Похожие патенты:
Наверх