Система складной крыши автомобиля и автомобиль с такой крышей

 

Настоящая полезная модель относится к системе складной крыши с тентом (12) верха и каркасом (14) верха, включающим по меньшей мере одну раму (20) крыши с передней зоной и по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент (31-34). Полезная модель отличается тем, что каркас (14) верха с тентом (12) верха или без такового может быть сложен или свернут так, что натяжной элемент (31-34) при складывании упруго деформируется.

(Фиг.2)

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Настоящая полезная модель относится к системе складной крыши с тентом верха и каркасом верха, включающим по меньшей мере одну раму крыши с передней зоной и по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Из выложенного описания к неакцептованной немецкой заявке DE 19916692 А1 известен автомобильный складной верх с рамой для стекла, в котором прилегающий к раме для стекла участок материала тента включает деформируемый натяжной элемент, идущий при закрытом верхе поперек продольной оси автомобиля и способный работать на растяжение. Этот деформируемый натяжной элемент предпочтительно выполняется в виде усиленной тканевой кромки, включающей канал, сквозь который может быть пропущен тяговый трос. Из описания французской патентной заявки FR 2778609 А1 известен автомобиль с верхом, натягиваемым с помощью гибких элементов. Из американского патента US 6811204 B2 известен гибкий защитный кожух, натягиваемый с помощью гибких стержней из стекловолокна.

РАСКРЫТИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Задача настоящей полезной модели заключается в предложении системы складной крыши с тентом верха и каркасом верха, включающим по меньшей мере одну раму крыши с передней частью и по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент, причем системы, имеющей простую конструкцию и позволяющей быстро ее складывать или сворачивать.

Эта задача создания системы складной крыши с тентом верха и каркасом верха, включающим по меньшей мере одну раму крыши с передней зоной и по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент, решается посредством того, что каркас верха с тентом верха или без такового может быть сложен или свернут так, что натяжной элемент при складывании или сворачивании упруго деформируется. Согласно одной существенной особенности настоящей полезной модели каркас верха не включает тяг, используемых в традиционных системах складных крыш. Одно из технических решений настоящей полезной модели заключается в замене традиционной тяги по меньшей мере одним натяжным элементом.

Один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент идет от передней зоны рамы крыши к задней зоне системы складной крыши. При закрытом положении системы складной крыши этот натяжной элемент может, например, располагаться вдоль продольной оси автомобиля или диагонально.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент идет от передней зоны рамы крыши к задней зоне системы складной крыши таким образом, что каркас верха с тентом верха или без такового может быть сложен или свернут так, что натяжной элемент при складывании упруго деформируется. Рама крыши - предпочтительно жесткая, в сравнении с упруго деформируемым натяжным элементом. Передняя зона рамы крыши, в особенности передняя часть рамы крыши, может фиксироваться верхним обтекателем. Для этого могут использоваться известные замки складного верха. В качестве опции с каждой стороны каркаса верха может быть предусмотрена боковая часть рамы крыши. Для натяжения тента верха системы складной крыши в закрытом положении предусмотрен по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент, предпочтительно выполненный в виде гибкого стержня. Согласно одной существенной особенности настоящей полезной модели по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент идет от задней зоны системы складной крыши, предпочтительно размещенной в задней зоне кузова автомобиля, к передней зоне рамы крыши. Упруго деформируемый натяжной элемент может - или несколько упруго деформируемых натяжных элементов могут, - по крайней мере частично, идти в продольном, диагональном или поперечном направлении автомобиля. Само собой разумеется, возможны также и комбинации указанных расположений.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент выполняет в каркасе верха функцию тяги. Традиционные каркасы верха могут выполняться в виде шарнирного четырехзвенника с передней частью рамы крыши, боковыми частями рамы крыши, коренной опорой и главной тягой. В каркасе верха согласно полезной модели необходимость в главной тяге отпадает. По меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент принимает на себя функцию главной тяги.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент выполняет в каркасе верха функцию дуги тента. Согласно еще одной существенной особенности настоящей полезной модели тент верха при закрытом положении системы складной крыши поддерживается натяжным элементом и/или натягивается им.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент выполняет в каркасе верха функцию пружины. Пружинный эффект достигается тем, что натяжной элемент деформирован, например, согнут или искривлен. При этом можно обойтись без дополнительной механической пружины или пневматического упругого элемента, применяемых в традиционных каркасах верха.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент предварительно напряжен. Упруго деформируемый натяжной элемент при закрытом положении системы складной крыши может быть предварительно напряжен относительно тента верха. Это обеспечивает стабильное натяжение тента верха.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент предварительно напряжен так, что развертывание каркаса верха поддерживается силой предварительного напряжения упруго деформируемого натяжного элемента. Тем самым поддерживается развертывание системы складной крыши. При этом натяжной элемент работает как упругая пружина, обеспечивающая компенсацию масс при переводе системы складной крыши в закрытое положение. Это облегчает перевод системы складной крыши в закрытое положение.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что к раме крыши крепятся несколько упруго деформируемых натяжных элементов. Каждый из упруго деформируемых натяжных элементов предпочтительно крепится к раме крыши одним концом. Другой конец каждого из упруго деформируемых натяжных элементов предпочтительно крепится к несущей конструкции в задней части автомобиля.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что по меньшей мере один из упруго деформируемых натяжных элементов, предпочтительно два упруго деформируемых натяжных элемента, по меньшей мере частично, идут в продольном направлении от передней зоны рамы крыши к задней зоне системы крыши. Вышеописанные варианты осуществления относятся предпочтительно к закрытому положению системы складной крыши. В сложенном положении натяжные элементы располагаются иначе, чем при закрытом положении системы складной крыши.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что по меньшей мере один из упруго деформируемых натяжных элементов, предпочтительно два упруго деформируемых натяжных элемента, по меньшей мере частично, идут диагонально от передней зоны рамы крыши к задней зоне системы крыши. Благодаря этому простым способом осуществляется стабильное натяжение тента верха в закрытом положении системы складной крыши.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент, или некоторые, или все упруго деформируемые натяжные элементы при сложенном или свернутом - и/или при несложенном или развернутом состоянии системы складной крыши изогнуты. В нормальном или ненапряженнном состоянии натяжные элементы предпочтительно прямые. Предпочтительно, чтобы как в сложенном, так и в несложенном состоянии натяжные элементы были более или менее сильно изогнуты так, чтобы они были предварительно напряжены. Сложенному или свернутому состоянию системы крыши соответствует откинутый верх. Несложенному или развернутому состоянию системы крыши соответствует закрытый верх. В сложенном состоянии натяжные элементы предпочтительно располагаются в иной плоскости или поверхности, чем в несложенном состоянии. Далее, в сложенном состоянии натяжные элементы предпочтительно изогнуты сильнее, чем в несложенном состоянии, для экономии места, занимаемого ими при откинутом верхе.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что рама крыши включает переднюю часть рамы крыши, к которой крепятся несколько упруго деформируемых натяжных элементов. Передняя часть рамы крыши, называемая также передней рамой крыши, при закрытом положении системы складной крыши предпочтительно фиксируется верхним обтекателем автомобиля с помощью известных замков складного верха. Передняя часть рамы крыши предпочтительно выполняется жесткой.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что несколько упруго деформируемых натяжных элементов крепятся к разным местам передней части рамы крыши. Предпочтительно два упруго деформируемых натяжных элемента крепятся к боковым концевым зонам передней части рамы крыши. Еще по меньшей мере один дополнительный натяжной элемент, предпочтительно по меньшей мере два дополнительных натяжных элемента, при закрытом положении системы складной крыши идет или идут между двумя другими натяжными элементами от передней части рамы крыши к задней зоне системы складной крыши. Натяжные элементы могут также располагаться с частичным перекрытием.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что несколько упруго деформируемых натяжных элементов шарнирно крепятся к разным местам передней части рамы крыши. Шарнирное крепление предпочтительно осуществляется так, чтобы шарнирно закрепленные концы натяжных элементов могли совершать качания вокруг некоторой оси. В альтернативном варианте шарнирное крепление натяжных элементов может осуществляться также в виде шарового шарнира.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что рама крыши включает две боковых части рамы крыши, каждая из которых одним своим концом крепится к передней части рамы крыши. Боковые части рамы крыши, называемые также боковыми рамами крыши, могут шарнирно крепиться к передней части рамы крыши, причем каждая из них является рамой бокового окна.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что другой конец каждой боковой части рамы крыши крепится к несущей конструкции автомобиля. Этот другой конец боковой части рамы крыши может крепиться к несущей конструкции шарнирно. Соответственно, такая боковая часть рамы крыши может также называться средней стойкой.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что каждая боковая часть рамы крыши включает по меньшей мере два участка боковой части рамы крыши, шарнирно соединенных друг с другом. Шарнирное крепление предпочтительно осуществляется так, чтобы оба участка боковой части рамы крыши могли совершать качания вокруг некоторой оси. Один из участков боковой части рамы крыши предпочтительно жестко соединен с передней частью рамы крыши. Второй участок боковой части рамы крыши может быть шарнирно соединен с несущей конструкцией.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что с каждой боковой частью рамы крыши шарнирно соединен по меньшей мере один упруго деформируемый натяжной элемент. Упруго деформируемый натяжной элемент шарнирно соединен предпочтительно с передней зоной боковой части рамы крыши.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент или упруго деформируемые натяжные элементы шарнирно соединен/соединены с рамой крыши. Шарнирное соединение осуществляется предпочтительно с передней зоной рамы крыши.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что тент верха крепится к каркасу верха с возможностью отделения. В данном контексте под «возможностью отделения» подразумевается предпочтительно многократное отделение без разрушения.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что тент верха несет упруго деформируемый натяжной элемент или тент верха несет жесткие части каркаса верха. Упруго деформируемый натяжной элемент может также быть встроен в тент верха. Тент верха может вместе с этим натяжным элементом отделяться от каркаса верха. Упруго деформируемый натяжной элемент может также оставаться на каркасе верха при снятии тента верха.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент выполнен в виде упругого стержня, работающего на изгиб. Согласно полезной модели, упругие стержни, работающие на изгиб, используются как дуги тента и служат для поддержки или натяжения тента верха при закрытом положении системы складной крыши. Кроме того, упругие стержни, работающие на изгиб, выполняют функцию синхронизации складывания частей рамы крыши, в особенности боковых частей рамы крыши. Согласно одной существенной особенности настоящей полезной модели вместо традиционных тяг используются упругие стержни, работающие на изгиб. Упругие стержни, работающие на изгиб, предпочтительно изготавливаются из материала, который может упруго деформироваться и - предпочтительно - может быть предварительно напряжен. При складывании или свертывании системы складной крыши согласно полезной модели передняя зона рамы крыши, в особенности передняя часть рамы крыши, движется к задней части, предпочтительно в направлении задней части автомобиля. При этом упругие стержни, работающие на изгиб, сильно изгибаются или деформируются и напрягаются. В этом сильно изогнутом и напряженном или деформированном состоянии упругие стержни, работающие на изгиб, занимают меньше места и могут быть уложены в приемный карман ограниченного объема в задней части автомобиля.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что упругий стержень, работающий на изгиб, предпочтительно выполняется в виде армированного волокном стержня из полимерного материала. Для армирования в матрицу полимерного материала могут вводиться, например, стекловолокна или углеродные волокна.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, снабжается защитным устройством. Это защитное устройство предотвращает, например, травмирование пассажиров стержнем, работающим на изгиб, в случае его разрушения, например, вследствие перегрузки или дефекта материала.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, снабжается оболочкой. Эта оболочка может выполняться в виде отдельной гибкой трубки.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, помещается в карман тента верха. Благодаря этому стержень, работающий на изгиб, незаметен в интерьере салона автомобиля.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, размещается между обивкой крыши и тентом верха. При необходимости обивка крыши может выполняться в виде чехла или включать чехол.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, включает сердечник. Этот сердечник может быть выполнен, например, в виде проволочного троса или из материала с высоким относительным удлинением при разрыве.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, включает по меньшей мере два компонента из различных материалов. Эти компоненты предпочтительно располагаются вдоль продольной оси стержня параллельно друг другу или коаксиально.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, включает по меньшей мере два слоя из различных материалов. Эти слои предпочтительно располагаются вдоль продольной оси стержня.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, включает по меньшей мере один полимерный материал и по меньшей мере один металлический материал. Металлический материал может располагаться в сердцевине стержня, работающего на изгиб, и окружаться полимерным материалом.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, включает различные полимерные материалы. При этом первый полимерный материал может быть армирован волокном, а второй полимерный материал - не иметь волоконного усиления. Так как неармированный полимерный материал менее склонен к разрушению или растрескиванию, предпочтительно, чтобы этот материал был обращен в сторону интерьера салона.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления системы складной крыши отличается тем, что стержень, работающий на изгиб, целиком или по меньшей мере частично выполнен из пружинной стали. Пружинная сталь обладает достаточным относительным удлинением при разрыве для того, чтобы в случае аварии надежно предотвратить нежелательное разрушение стержня, работающего на изгиб.

Далее, полезная модель относится к автомобилю, в особенности к легковому автомобилю с описанной выше системой складной крыши, которая разъемным или неразъемным соединением крепится к несущей конструкции автомобиля. При разъемном креплении система складной крыши, предпочтительно при закрытом верхе, отсоединяется от несущей конструкции, а затем отдельно складывается и грузится в автомобиль. При неразъемном креплении система складной крыши, складывается, переходя из состояния с закрытым верхом в сложенное состояние, и укладывается в специальный приемный карман предпочтительно в задней части автомобиля.

Один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент разъемно или неразъемно крепится к несущей конструкции автомобиля. В данном контексте под «разъемным прикреплением» подразумевается возможность предпочтительно многократного отсоединения без разрушения. Деформируемый натяжной элемент может непосредственно или с включением дополнительных промежуточных крепежных элементов разъемным или неразъемным соединением крепиться к несущей конструкции автомобиля. Кроме того, несколько натяжных элементов могут крепиться к одному общему крепежному элементу, который, в свою очередь, крепится к несущей конструкции автомобиля.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент разъемно или неразъемно крепится шарнирно к несущей конструкции автомобиля. Натяжной элемент шарнирно крепится к несущей конструкции предпочтительно одним концом с возможностью качания вокруг некоторой оси. В альтернативном варианте шарнирное крепление может осуществляться в виде шарового шарнира.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что по меньшей мере два упруго деформируемых натяжных элемента крепятся в одном общем месте к несущей конструкции автомобиля. Это позволяет простым способом синхронизировать движения натяжных элементов в зоне места соединения. Натяжные элементы крепятся к несущей конструкции предпочтительно своим задним концом, т.е. концом, обращенным к задней части автомобиля.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что по меньшей мере по два упруго деформируемых натяжных элемента крепятся в общих, разнесенных друг от друга в поперечном относительно автомобиля направлении, местах к несущей конструкции автомобиля. Это позволяет простым способом создать сравнительно большую поверхность натяжения тента верха.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что каркас верха с тентом верха может быть сложен или свернут из состояния с закрытым верхом в состояние со сложенным верхом и развернут обратно. В состоянии с закрытым верхом тент верха под действием натяжного элемента, предпочтительно под действием нескольких натяжных элементов, натянут между задней частью автомобиля и верхним обтекателем ветрового стекла. В сложенном состоянии каркас верха с тентом верха сложены или свернуты, причем натяжные элементы предпочтительно не складываются, а сравнительно сильно изгибаются.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент или несколько упруго деформируемых натяжных элементов в состоянии с закрытым верхом и/или в сложенном состоянии изогнут или изогнуты. В состоянии с закрытым верхом натяжные элементы предпочтительно расположены в изогнутой поверхности, идущей от верхнего обтекателя к задней части автомобиля. Но возможно также и прямое расположение натяжных элементов в состоянии с закрытым верхом. В сложенном состоянии системы складной крыши натяжные элементы могут располагаться по существу в одной плоскости или укладываться, предпочтительно сравнительно сильно изогнутыми, в сравнительно малый приемный карман.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент или несколько упруго деформируемых натяжных элементов в состоянии с закрытым верхом изогнут или изогнуты иначе, чем в сложенном состоянии. Изгиб или, по крайней мере частично, прямое расположение натяжных элементов в состоянии с закрытым верхом определяется выбором желаемой формы крыши. Изгиб натяжных элементов в сложенном состоянии предпочтительно выбирается так, чтобы минимизировать объем, занимаемый системой складной крыши в сложенном состоянии.

Еще один из предпочтительных вариантов осуществления такого автомобиля отличается тем, что упруго деформируемый натяжной элемент или несколько упруго деформируемых натяжных элементов в состоянии с закрытым верхом и/или в сложенном состоянии напряжен или напряжены. Благодаря напряжению или предварительному напряжению натяжных элементов в состоянии с закрытым верхом натягивается тент верха. Благодаря напряжению или предварительному напряжению натяжных элементов в сложенном состоянии можно простым способом создать силу, поддерживающую закрытие или развертывание системы складной крыши из сложенного состояния.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Дальнейшие преимущества, особенности и детали настоящей полезной модели вытекают из нижеследующего описания, в котором со ссылкой на чертежи подробно описаны различные примеры осуществления полезной модели. На фигурах представлены:

Фиг.1: аксонометрическая проекция (при взгляде под углом сзади) легкового автомобиля с системой складной крыши в закрытом состоянии,

Фиг.2: изображение, аналогичное фиг.1; тент верха снят, чтобы показать располагающийся под ним каркас верха,

Фиг.3: изображение, аналогичное фиг.2 при складывании или сворачивании каркасе верха,

Фиг.4: изображение, аналогичное фиг.2 и 3 при каркасе верха в сложенном или аналогичном сложенному состоянии, и

Фиг.5-8: изображения поперечных сечений различных стержней, работающих на изгиб.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

На фиг.1-4 в различных видах и состояниях представлена часть легкового автомобиля 1 с кузовом 2, который также называется несущей конструкцией, и задней частью 3. На фиг.1 и 2 видна передняя стойка 4, являющаяся частью рамы 5 ветрового стекла, включающей верхний обтекатель 6 ветрового стекла. Кузовом легкового автомобиля 1 может быть, например, кабриолет, или купе открытого спортивного автомобиля, или родстер.

Система 10 складной крыши располагается от задней части 3 легкового автомобиля 1 до обтекателя 6 рамы 5 ветрового стекла. Система 10 складной крыши включает тент 12 верха, натянутый на каркас 14 верха. Тент 12 верха может быть выполнен сплошным или, как изображено, составным, включающим главный тент 15 и дополнительный тент 16. Дополнительный тент 16 включает заднее окно 18 и может прочно соединяться с главным тентом 15, например, посредством шва.

Каркас 14 верха включает раму 20 крыши с передней частью 22 рамы крыши и две боковые части 24, 25 рамы крыши. Передняя часть 22 рамы крыши может, например с помощью обычного замка, крепиться к верхнему обтекателю 6. Боковые части 24, 25 рамы крыши ограничивают отверстие для бокового стекла (не показано). Изогнутые лини 26, 27, 28, 29 указывают положение ребер, образованных натяжными элементами 31, 32, 33, 34, развернутыми под тентом 12 верха.

На фиг.2 изображен каркас 14 верха в развернутом состоянии, без тента верха. Это развернутое состояние каркаса называется также закрытым положением системы 10 складной крыши. На фиг.2 видно, что боковая часть 24 рамы крыши, равно как и боковая часть 25 рамы крыши, включает два участка 41, 42 рамы крыши, которые образуют продолжение передней стойки 4 и в разной степени изогнуты. Как видно из фиг.3, в месте 43 соединения передний конец участка 41 рамы крыши жестко соединяется с передней частью 22 рамы крыши.

Еще в одном месте 44 соединения оба участка 41, 42 рамы крыши шарнирно соединяются друг с другом. Это шарнирное соединение в месте 44 соединения выполнено так, что оба участка 41, 42 рамы крыши имеют свободу качания вокруг некоторой оси, обозначенной крестиком и идущей существенно в поперечном относительно автомобиля направлении.

Еще в одном месте 45 соединения участок 42 рамы крыши шарнирно соединяется с боковой несущей конструкцией легкового автомобиля 1. Место 45 соединения выполнено так, чтобы участок 42 рамы крыши имел свободу качания вокруг некоторой оси, обозначенной крестиком и идущей существенно в поперечном относительно автомобиля направлении.

Передние концы натяжных элементов 31-34 шарнирно крепятся к передней части 22 рамы крыши в местах 51, 52, 53, 54 соединения. Эти места 51-54 соединения разнесены друг от друга в поперечном относительно автомобиля направлении и допускают поворот шарнирно закрепленных концов натяжных элементов 31-34 вокруг осей 55, 56, 57, 58 поворота, идущих существенно в направлении оси Z легкового автомобиля 1. Если продольное относительно автомобиля направление обозначить как направление оси X, а поперечное относительно автомобиля направление обозначить как направление оси Y, то ось Z это направление, перпендикулярное оси Х и оси Y. Оси 55-58 поворота предпочтительно располагаются под небольшим углом к оси Z.

Задние концы натяжных элементов 31, 32 шарнирно крепятся к общему месту 63 соединения, расположенному сзади слева на несущей конструкции 2 в задней части 3 автомобиля. Аналогично, натяжные элементы 33 и 34 шарнирно крепятся к общему месту 62 соединения, расположенному сзади справа на несущей конструкции 2 в задней части 3 автомобиля. Места 61, 62 соединения выполнены так, чтобы шарнирно соединяемые концы натяжных элементов имели свободу качания вокруг осей 63, 64 поворота. Оси 63, 64 поворота располагаются под небольшим углом к оси Z легкового автомобиля 1.

Между боковыми частями 24, 25 рамы крыши проходит угловая дуга 70 тента, которую при закрытом положении системы 10 складной крыши подпирают снизу, т.е. со стороны внутреннего пространства автомобиля, натяжные элементы 31-34. Угловая дуга 70 тента шарнирно соединяется с боковыми частями 24, 25 рамы крыши в местах 71, 72 соединения. Соответствующие оси поворота обозначены крестиками и идут предпочтительно в поперечном относительно автомобиля направлении. Угловая дуга 70 тента включает поперечную дугу 74 тента, которая может быть выполнена жесткой или упруго деформируемой.

От концов поперечной дуги 74 тента отходят по две крепежных связи 75, 76, идущих к соответствующей боковой части 24,25 рамы крыши. Свободный конец крепежной связи 75 шарнирно соединяется в месте 71 соединения с участком 42 боковой части 24 рамы крыши. Свободный конец крепежной связи 76 в районе места 44 соединения или в месте 44 соединения крепится, например шарнирным и/или разъемным соединением, к боковой части 24 рамы крыши. Согласно еще одной существенной особенности настоящей полезной модели крепежная связь 76 выполняется в виде гибкого пояса, который при закрытом положении системы 10 складной крыши работает только на растяжение. В сложенном положении системы 10 складной крыши эта крепежная лента может просто складываться или сворачиваться.

На фиг.3 и 4 показано, как каркас 14 верха из закрытого положения системы складной крыши, изображенного на фиг.2, сворачивается или складывается в положение системы с открытым верхом, изображенное на фиг.4. При сворачивании или складывании рама 20 крыши складывается вокруг оси поворота в месте 44 соединения. Сложенная рама 20 крыши поворачивается при этом вокруг оси поворота в боковом месте 45 соединения. При сворачивании натяжные элементы 31-34 изгибаются сильнее. В сложенном положении сильно изогнутые натяжные элементы 31-34 частично перекрываются и располагаются по существу в одной плоскости.

Согласно одной существенной особенности настоящей полезной модели все натяжные элементы 33 и 34 выполняются в виде упругих стержней, работающих на изгиб, и при закрытом положении системы 10 складной крыши играют роль дуг тента. Система 10 складной крыши может быть выполнена в виде съемной крыши, которая в снятом состоянии складывается и грузится в автомобиль. Но система 10 складной крыши может быть выполнена и в виде неотделяемого от автомобиля откидного тента, который при откидывании укладывается в соответствующий приемный карман.

Для этой цели натяжные элементы 31-34 могут посредством разъемного или неразъемного соединения крепиться к несущей конструкции 2 легкового автомобиля 1. При свертывании, откидывании или складывании системы 10 складной крыши натяжные элементы 31-34 выполняют функцию поводка, которая в традиционных системах складной крыши обеспечивается специальной дополнительной тягой.

Согласно еще одной существенной особенности настоящей полезной модели натяжные элементы 31-34 также синхронизируют движение складывания частей 20 рамы крыши, в особенности боковых частей 24, 25 рамы крыши. Тент 12 верха может быть съемным и держаться на каркасе 14 верха. Однако предпочтительно, чтобы натяжные элементы 31-34 держались на тенте 12 верха и при необходимости могли сниматься вместе с ним. В альтернативном варианте натяжные элементы 31-34 могут также держаться на каркасе 14 верха, а тент 12 верха сниматься отдельно от них.

На фиг.5-8 представлены поперечные сечения различных стержней 81, 91, 101, 111, работающих на изгиб. Стержни 81, 91, 101, 111, работающие на изгиб, могут выполняться в виде армированных волокном стержней из полимерного материала. Для защиты пассажиров стержни 81, 91, 101, 111, работающие на изгиб, могут снабжаться защитным устройством. Это защитное устройство предотвращает травмирование пассажиров в случае разрушения стержня, работающего на изгиб.

Работающий на изгиб стержень 81, показанный на фиг.5, снабжен оболочкой 82. Эта оболочка 82 может быть выполнена в виде отдельной гибкой трубки или изготавливаться вместе со стержнем в процессе совместной экструзии. В альтернативном варианте стержни, работающие на изгиб, могут по отдельности или все вместе помещаться в индивидуальные или в один специально для этого предусмотренный карман тента верха. В дополнение к этому или в качестве альтернативного варианта тент верха может быть снабжен обивкой крыши со стороны салона. В этом случае стержни, работающие на изгиб, могут размещаться между тентом верха и обивкой крыши. Обивка крыши может выполняться в виде чехла, либо включать чехол или несколько чехлов для приема стержней, работающих на изгиб.

Работающий на изгиб стержень 91, показанный на фиг.6, имеет так же, как и стержень 81, прямоугольное поперечное сечение, но не имеет оболочки. Работающий на изгиб стержень 91 может быть выполнен из пружинной стали и для защиты пассажиров может быть помещен в описанный выше чехол. Преимущество использования пружинной стали, помимо прочего, еще и в том, что пружинная сталь обладает достаточно большим относительным удлинением при разрыве. Благодаря этому можно быть уверенным, что в случае аварии стержень 91 лишь изогнется, но не разрушится.

Работающий на изгиб стержень 101, показанный на фиг.7, также имеет прямоугольное поперечное сечение. В альтернативных вариантах выполнения работающий на изгиб стержень 101, так же, как и вышеописанные стержни, может иметь круглое, овальное или любое иное поперечное сечение. Во внутреннюю часть работающего на изгиб стержня 101 введен сердечник 94. Этот сердечник 94 имеет многоугольное поперечное сечение, но может иметь и круглое сечение. Согласно одному из вариантов осуществления сердечник 94 может быть выполнен в виде проволочного троса, который особенно хорошо подходит для работы при высоких растягивающих нагрузках.

Работающий на изгиб стержень 111, показанный на фиг.8, согласно еще одному из вариантов осуществления может быть выполнен в виде двухкомпонентной детали, включающей два компонента: 114 и 115. Эти два компонента 114, 115 выполнены из различных материалов и соединены в слоевую структуру. Эти компоненты 114, 115 могут быть выполнены из различных полимерных материалов или из полимерного материала и металла. По меньшей мере один из компонентов 114, 115 может быть армирован волокном. По соображениям безопасности предпочтительно, чтобы компонент, обращенный в сторону интерьера салона, не имел волоконного усиления.

1. Система складной крыши с тентом (12) верха и каркасом (14) верха, включающим по меньшей мере одну раму (20) крыши с передней зоной и по меньшей мере один упругодеформируемый натяжной элемент (31-34), отличающаяся тем, что каркас (14) верха с тентом (12) верха или без такового выполнен с возможностью его складывания или сворачивания так, что натяжной элемент (31-34) при складывании или сворачивании упруго деформируется.

2. Система складной крыши по п.1, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) проходит от передней зоны рамы (20) крыши к задней части системы (10) складной крыши.

3. Система складной крыши по п.1, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) проходит от передней зоны рамы (20) крыши к задней зоне системы (10) складной крыши таким образом, что каркас (14) верха с тентом (12) верха или без такового выполнен с возможностью его складывания или сворачивания так, что натяжной элемент (31-34) при складывании или сворачивании упруго деформируется.

4. Система складной крыши по одному из пп.1-3, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) выполняет в каркасе (14) верха функцию тяги.

5. Система складной крыши по одному из пп.1-3, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) выполняет в каркасе (14) верха функцию дуги тента.

6. Система складной крыши по одному из пп.1-3, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) выполняет в каркасе (14) верха функцию пружины.

7. Система складной крыши по одному из пп.1-3, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) предварительно напряжен.

8. Система складной крыши по п.7, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) предварительно напряжен так, что развертывание каркаса (14) верха поддерживается силой предварительного напряжения упруго деформируемого натяжного элемента (31-34).

9. Система складной крыши по п.1, отличающаяся тем, что к раме (20) крыши прикреплены несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34)

10. Система складной крыши по п.9, отличающаяся тем, что по меньшей мере один из упругодеформируемых натяжных элементов (31-34), предпочтительно два упругодеформируемых натяжных элемента (31-34), по меньшей мере частично, проходят от передней зоны рамы (20) крыши к задней зоне системы (10) крыши.

11. Система складной крыши по п.9 или 10, отличающаяся тем, что по меньшей мере один из упругодеформируемых натяжных элементов (31-34), предпочтительно два упругодеформируемых натяжных элемента (31-34), по меньшей мере частично, проходят диагонально от передней зоны рамы (20) крыши к задней зоне системы (10) крыши.

12. Система складной крыши по одному из пп.1-3, 8-10, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34), или некоторые, или все упругодеформируемые натяжные элементы (31-34) при сложенном и/или при несложенном состоянии системы (10) складной крыши изогнуты.

13. Система складной крыши по п.1, отличающаяся тем, что рама (20) крыши включает переднюю часть (22) рамы крыши, к которой прикреплены несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34).

14. Система складной крыши по п.13, отличающаяся тем, что несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34) прикреплены к разным местам (51-54) передней части (22) рамы крыши.

15. Система складной крыши по п.13, отличающаяся тем, что несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34) шарнирно прикреплены к разным местам (51-54) передней части (22) рамы крыши.

16. Система складной крыши по одному из пп.13-15, отличающаяся тем, что рама (20) крыши включает две боковых части (24, 25) рамы крыши, каждая из которых одним своим концом прикреплена к передней части (22) рамы крыши.

17. Система складной крыши по п.16, отличающаяся тем, что другой конец каждой боковой части (24, 25) рамы крыши прикреплен к несущей конструкции автомобиля.

18. Система складной крыши по п.17, отличающаяся тем, что каждая боковая часть (24, 25) рамы крыши включает в себя по меньшей мере два участка (41, 42) боковой части рамы крыши, шарнирно соединенных друг с другом.

19. Система складной крыши по одному из пп.3, 8-10, 13-15, 17, 18, отличающаяся тем, что с каждой боковой частью (24, 25) рамы крыши шарнирно соединен по меньшей мере один упругодеформируемый натяжной элемент (31-34).

20. Система складной крыши по одному из пп.1-3, 8-10, 13-15, 17, 18, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) или упругодеформируемые натяжные элементы (31-34) шарнирно соединен или соединены с рамой (20) крыши.

21. Система складной крыши по одному из пп.1-3, 8-10, 13-15, 17, 18, отличающаяся тем, что тент (12) верха прикреплен к каркасу (14) верха с возможностью отделения.

22. Система складной крыши по одному из пп.1-3, 8-10, 13-15, 17, 18, отличающаяся тем, что тент (12) верха несет упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) или тент (12) верха несет жесткие части каркаса верха.

23. Система складной крыши по одному из пп.1-3, 8-10, 13-15, 17, 18, отличающаяся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) выполнен в виде стержня, работающего на изгиб.

24. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (81, 91, 101, 111), работающий на изгиб, предпочтительно выполнен в виде армированного волокном стержня из полимерного материала.

25. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (81), работающий на изгиб, снабжается защитным устройством.

26. Система складной крыши по п.25, отличающаяся тем, что упругий стержень (81), работающий на изгиб, снабжен оболочкой (82).

27. Система складной крыши по п.25, отличающаяся тем, что упругий стержень (81, 91, 101, 111), работающий на изгиб, помещен в карман тента верха.

28. Система складной крыши по п.25, отличающаяся тем, что упругий стержень (81, 91, 101, 111), работающий на изгиб, размещен между обивкой крыши и тентом верха.

29. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (101), работающий на изгиб, содержит сердечник (94).

30. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (111), работающий на изгиб, включает по меньшей мере два компонента (114, 115) из различных материалов.

31. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (111), работающий на изгиб, включает по меньшей мере два слоя (114, 115) из различных материалов.

32. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (81, 101, 111), работающий на изгиб, включает по меньшей мере один полимерный материал и по меньшей мере один металлический материал.

33. Система складной крыши по п.23, отличающаяся тем, что упругий стержень (81, 101, 111), работающий на изгиб, включает различные полимерные материалы.

34. Система складной крыши по пп.24-33, отличающаяся тем, что упругий стержень (81, 101, 111), работающий на изгиб, по меньшей мере частично выполнен из пружинной стали.

35. Автомобиль с системой (10) складной крыши, заявленной в любом из предшествующих пунктов, которая разъемно или неразъемно прикреплена к несущей конструкции (2) автомобиля.

36. Автомобиль по п.35, отличающийся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) разъемно или неразъемно прикреплен к несущей конструкции (2) автомобиля.

37. Автомобиль по п.35, отличающийся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) разъемно или неразъемно шарнирно прикреплен к несущей конструкции (2) автомобиля.

38. Автомобиль по одному из пп.35-37, отличающийся тем, что по меньшей мере два упругодеформируемых натяжных элемента (31, 32, 33, 34) прикреплены в одном общем месте (61, 62) несущей конструкции (2) автомобиля.

39. Автомобиль по одному из пп.35-37, отличающийся тем, что по меньшей мере по два упругодеформируемых натяжных элемента (31, 32, 33, 34) прикреплены в общих, разнесенных друг от друга в поперечном относительно автомобиля направлении местах (61, 62) к несущей конструкции (2) автомобиля.

40. Автомобиль по одному из пп.35-37, отличающийся тем, что каркас (14) верха с тентом (12) верха выполнен с возможностью его складывания или сворачивания из состояния с закрытым верхом в состояние со сложенным верхом и развернут обратно.

41. Автомобиль по одному из пп.35-37, отличающийся тем, что упруго деформируемый натяжной элемент (31-34) или несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34) в состоянии с закрытым верхом и/или в сложенном состоянии изогнут или изогнуты.

42. Автомобиль по одному из пп.35-37, отличающийся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) или несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34) в состоянии с закрытым верхом изогнут или изогнуты иначе, чем в сложенном состоянии.

43. Автомобиль по одному из пп.35-37, отличающийся тем, что упругодеформируемый натяжной элемент (31-34) или несколько упругодеформируемых натяжных элементов (31-34) в состоянии с закрытым верхом и/или в сложенном состоянии напряжен или напряжены.



 

Наверх