Устройство для аварийного перекрытия сливных трубопроводов, снабженных шаровым запорным краном

 

Устройство для аварийного перекрытия сливных трубопроводов, снабженных шаровым запорным краном, включающее съемную заглушку снабженную уплотнением, отличается тем, что заглушка выполнена в виде диска диаметром близким к диаметру проходного отверстия шарового крана, при этом диск закреплен на конце стержня, причем уплотнение выполнено в виде упругой втулки, выполненной цилиндрической из эластичного материала, предпочтительно, резины, свободно надетой на стержень, кроме того, стержень снабжен резьбой, а его свободный конец огранен, при этом, стержень размещен в полости упорной втулки снабженной внутренней резьбой, соответствующей резьбе стержня, один конец которой, уперт обращенный к нему торец упругой втулки, а другой снабжен ограненным участком.

Кроме того, внешняя поверхность упорной втулки снабжена резьбой, и пропущена через снабженное такой же резьбой отверстие изолирующего стакана, установленного соосно с упорной втулкой, с возможностью продольного перемещения вдоль нее и снабженного средствами закрепления на сливном трубопроводе, при этом свободный конец изолирующего стакана снабжен резьбой и уплотнительной гайкой с уплотнительным кольцом.

Кроме того, между торцами упругой втулки и упорной втулки размещена упорная шайба. Кроме того, поверхность стержня на его участке, размещаемом в полости упругой втулки снабжена антифрикционным покрытием, например, выполненным из фторопласта.

Использование полезной модели позволяет упростить конструкцию устройства, при исключении потерь хранимой жидкости из-за разлива в окружающую среду. При этом обеспечивается возможность оперативной герметизации сливных трубопроводов, повышаются технологичность его изготовления и эксплуатации, причем возможный максимальный объем слива жидкости (полностью контролируемого) не превышает 2 л и производится в емкость, подставленную под торец патрубка. 3 з.п.ф, 3 илл.

Полезная модель относится к эксплуатации средств раздачи жидких материалов из емкостей хранения, предпочтительно на нефтебазах и терминалах и может быть использовано для замены под давлением (без разгрузки этих емкостей) вышедших из строя элементов запорной арматуры (задвижек, шаровых кранов) сливных трубопроводов.

Известны устройства для устранения течи в запорном узле водоразборного крана содержащее металлорежущий узел и временный герметизатор (см. Чупраков Ю.И. Ремонт и модернизация водоразборной арматуры, Москва, Стройиздат, 1990, с.53-56; 66-85). При этом в процессе ремонта извлекают вентиль из посадочного резьбового гнезда корпуса крана, заменяют герметизирующую прокладку в запорном клапане, после чего производят одноразовое полное удаление - срезание путем сфрезерования кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие, до получения в перегородочной стенке плоской поверхности, контактирующей с герметизирующей прокладкой запорного клапана, ориентированной перпендикулярно оси цилиндрического корпуса водоразборного крана, модернизацию запорного клапана вентиля, последующее закрепление вентиля и прижатие герметизирующей прокладки другого, нового, замененного, модернизированного запорного клапана к вновь образованной плоской поверхности, опоясывающей водовпускное отверстие.

Существенным недостатком этих известных технических решений является то, что производится срезание не только дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика, но и здоровой, качественной остальной части металла кольцевого буртика при одноразовом полном сфрезеровании, а это влечет за собой утонение, уменьшение толщины перегородочной стенки корпуса водозаборного крана, приводящее к уменьшению срока службы действующих, эксплуатируемых водоразборных кранов на многие годы или даже к их порче из-за возможного профрезерования тонкой перегородочной стенки насквозь. Кроме того, использование такого устройства для замены шарового крана невозможно.

Известно также устройство для аварийного перекрытия сливных трубопроводов, снабженных шаровым запорным краном включающее съемную заглушку, снабженную уплотнением (SU 1756533, Е21В 33/03, 1990). Указанное устройство отличается конструктивной сложностью, поскольку предназначено для эксплуатации в условиях значительных напоров и потому не может быть эффективно использовано в процессе эксплуатации средств раздачи жидких материалов из емкостей хранения, при замене вышедших из строя элементов запорной арматуры (шаровых кранов) сливных трубопроводов.

Задача, на решение которой направлено заявленное решение является упрощение конструкции устройства, при исключении потерь хранимой жидкости из-за разлива в окружающую среду.

Технический результат, получаемый при использовании устройства выражается в обеспечении возможности оперативной герметизации сливных трубопроводов. При этом упрощается конструкция устройства, повышаются технологичность его изготовления и эксплуатации, причем возможный максимальный объем слива жидкости (полностью контролируемого) не превышает 2 л и производится в емкость, подставленную под торец патрубка.

Для решения поставленной задачи, устройство для аварийного перекрытия сливных трубопроводов, снабженных шаровым запорным краном, включающее съемную заглушку снабженную уплотнением, отличается тем, что заглушка выполнена в виде диска диаметром близким к диаметру проходного отверстия шарового крана, при этом диск закреплен на конце стержня, причем уплотнение выполнено в виде упругой втулки, выполненной цилиндрической из эластичного материала, предпочтительно, резины, свободно надетой на стержень, кроме того, стержень снабжен резьбой, а его свободный конец огранен, при этом, стержень размещен в полости упорной втулки снабженной внутренней резьбой, соответствующей резьбе стержня, один конец которой, уперт обращенный к нему торец упругой втулки, а другой снабжен ограненным участком. Кроме того, внешняя поверхность упорной втулки снабжена резьбой, и пропущена через снабженное такой же резьбой отверстие изолирующего стакана, установленного соосно с упорной втулкой, с возможностью продольного перемещения вдоль нее и снабженного средствами закрепления на сливном трубопроводе, при этом свободный конец изолирующего стакана снабжен резьбой и уплотнительной гайкой с уплотнительным кольцом. Кроме того, между торцами упругой втулки и упорной втулки размещена упорная шайба. Кроме того, поверхность стержня на его участке, размещаемом в полости упругой втулки снабжена антифрикционным покрытием, например, выполненным из фторопласта.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».

Совокупность признаков полезной модели обеспечивает решение технической задачи - упрощение конструкции устройства, при исключении потерь хранимой жидкости из-за разлива в окружающую среду.

На фиг.1 изображен продольный разрез устройства, на фиг.2. - его вид А-А; на фиг.3 показано размещение устройства в сливном патрубке.

На чертежах показаны заглушка 1, стержень 2, упругая втулка 3, резьба 4 стержня, ограненный участок 5 свободного конца стержня, полость 6, упорной втулки 7, снабженный внутренней резьбой 8 участок упорной втулки 7, конец 9 упорной втулки 7 упертый в обращенный к нему торец 10 упругой втулки 3, ограненный участок 11 выполненный на свободном конце упорной втулки 7 внешняя поверхность 12 упорной втулки 7 снабженная резьбой 13, резьба 14 отверстия 15 изолирующего стакана 16. Кроме того показано средство закрепления устройства на сливном патрубке (трубопроводе) выполненное в виде соответствующих друг другу резьбовых участков 17 и 18, соответственно, на внешней поверхности изолирующего стакана 16 и на внутренней поверхности сливного патрубка 19. Кроме того, показан снабженный резьбой 20 свободный конец 21 изолирующего стакана 16, уплотнительная гайка 22 (с резьбой соответствующей резьбе 20), уплотнительное кольцо 23, упорная шайба 24, антифрикционное покрытие 25. Кроме того, показан шаровой кран 26 с отверстием 27.

Заглушка выполнена в виде диска диаметром близким к диаметру проходного отверстия 27 шарового крана 26, при этом диск жестко, например сваркой, закреплен на конце стержня 2. Упругая втулка 3 выполнена цилиндрической формы из эластичного материала, предпочтительно, резины и свободно надета на стержень 2.

Кроме того, стержень снабжен резьбой, а его свободный конец огранен, при этом, стержень размещен в полости упорной втулки снабженной внутренней резьбой, соответствующей резьбе стержня, один конец которой, уперт обращенный к нему торец упругой втулки, а другой снабжен ограненным участком. Упорная втулка 3 пропущена через отверстие 15 изолирующего стакана 16, установленного соосно с упорной втулкой, с возможностью продольного перемещения вдоль нее (при этом названное отверстие 15 снабжено резьбой 14 соответствующей резьбе 13 выполненной на внешней поверхности 12 упорной втулки 7. Антифрикционное покрытие 25 может быть выполнено из фторопласта.

Смена неисправного шарового крана 26 производится следующим образом. Осуществляют предварительную сборку устройства для чего на стержень 2 надевают упругую втулку 3, упорную шайбу 24, после чего известным образом накручивают на резьбу 4 стержня, упорную втулку 7, до поджатия ее торца к поверхности шайбы 24, контактирующей с упругой втулкой 3. Далее на внешнюю поверхность 12 упорной втулки 7 снабженную резьбой 13, накручивают изолирующий стакан 16 (используя резьбу 14 его отверстия 15). Далее перед свободным концом изолирующего стакана 16 надевают уплотнительное кольцо 23 и накручивают уплотнительную гайку 22.

Далее устройство фиксируют на конце сливного патрубка 19 (трубопровода). Для этого, снабженный резьбой 17 конец изолирующего стакана 16, вворачивают в резьбовой участок 18 внутренней поверхности сливного патрубка 19.

Далее устанавливают шаровой кран 26 в положение открыто, а затем, вращая стержень 2 за ограненный участок 5 добиваются прохода заглушки через отверстие 27 шарового крана 26 за участок резьбового соединения шарового крана со сливным патрубком 19 (трубопроводом). Далее удерживая заглушку 2 от вращения (удерживая за ограненный участок 5), вворачивают в отверстие 15 изолирующего стакана 16 (в таком же направлении) упорную втулку 7 (используя ее ограненный участок 11). Это вращение упругой втулки 3 при удерживаемом неподвижно стержне 2 с заглушкой 1 приводит к тому, что упругая втулка 3 начинает сжиматься в продольном направлении и, соответственно, расширяться в поперечном. Этот процесс продолжается до полного распирания втулки 3 в полости патрубка 19 и надежного его перекрытия (об этом можно судить по величине взаимного расположения торцов стержня и упорной втулки 7). Далее известным образом прикладывают вращающее усилие к шаровому крану 26, откручивая его от участка патрубка 19 непосредственно закрепленного на емкости с жидкостью. При этом, изолирующий стакан 16 свободно скручивается с поверхности упорной втулки 7 (по ее внешней резьбе 12). Целесообразно под участок стыка шарового крана с остающимся торцом сливного патрубка 19 разместить емкость для приема в нее жидкости, скопившейся в скручиваемом участке патрубка 19.

Далее открученный участок сливного патрубка, включающий шаровой кран 26 удаляют (на месте остается сборка включающая заглушку 1 с упорной втулкой 7).

После замены шарового крана на новый и скрепления с ним выпускного участка сливного патрубка 19. Далее, в обратном порядке повторяют операцию вышеописанную при скручивании (отделении) шарового крана 26. После установки шарового крана 26 на его штатное место, приступают к разгерметизации патрубка, для чего, из изолирующего стакана 16 вывинчивают упорную втулку (в обратном порядке, описанном при распоре упругой втулки 3. При этом, увеличение продольной длины втулки 3 сопровождается уменьшением ее поперечных размеров и она свободно выходит через отверстие 27 шарового крана 26. После этого шаровой кран устанавливают в положение закрыто и удаляют устройство со сливного патрубка 19 (для этого, снабженный резьбой 17 конец изолирующего стакана 16, выворачивают из резьбового участка 18 внутренней поверхности сливного патрубка 19). Под выпускное отверстие сливного патрубка 19 размещают емкость для приема в нее жидкости, скопившейся в патрубке 19 (после его разгерметизации, до перекрытия шарового крана 26).

1. Устройство для аварийного перекрытия сливных трубопроводов, снабженных шаровым запорным краном, включающее съемную заглушку, снабженную уплотнением, отличающееся тем, что заглушка выполнена в виде диска диаметром близким к диаметру проходного отверстия шарового крана, при этом диск закреплен на конце стержня, причем уплотнение выполнено в виде упругой втулки, выполненной цилиндрической из эластичного материала, предпочтительно резины, свободно надетой на стержень, кроме того, стержень снабжен резьбой, а его свободный конец огранен, при этом стержень размещен в полости упорной втулки, снабженной внутренней резьбой, соответствующей резьбе стержня, один конец которой уперт в обращенный к нему торец упругой втулки, а другой снабжен ограненным участком.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что внешняя поверхность упорной втулки снабжена резьбой и пропущена через снабженное такой же резьбой отверстие изолирующего стакана, установленного соосно с упорной втулкой, с возможностью продольного перемещения вдоль нее и снабженного средствами закрепления на сливном трубопроводе, при этом свободный конец изолирующего стакана снабжен резьбой и уплотнительной гайкой с уплотнительным кольцом.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между торцами упругой втулки и упорной втулки размещена упорная шайба.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что поверхность стержня на его участке, размещаемом в полости упругой втулки, снабжена антифрикционным покрытием, например, выполненным из фторопласта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в качестве запорной и регулирующей арматуры на трубопроводах

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шаровым кранам для газовых магистральных и технологических трубопроводов
Наверх