Регулирующая задвижка
Регулирующая задвижка относится к области арматуростроения и может быть использован для отсечения трубопроводов. Повышение ресурса работы задвижки достигается благодаря тому, что на внутренней поверхности гайки 6 и шпинделе 7 выполнены профилированные винтовые канавки 8, заполненные калиброванными шариками 9. (1 п. ф-лы, 2 илл.)
Полезная модель относится к области арматуростроения и может быть использована для отсечения трубопроводов.
Известны управляемые задвижки, содержащие корпус с подводящими и отводящими каналами, подпружиненный затвор и систему регулирования усилия, перемещающего затвор (см., например, патент РФ 2314449 по кл. F16К 15/18 за 2005 год).
К недостаткам известных задвижек следует отнести наличие пружинного механизма перемещения затвора, что позволяет использовать задвижки только на трубопроводах небольшого диаметра.
Наиболее близким к предложенному техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту является задвижка, содержащая корпус с входным и выходным каналами, седла и затвор, связанный с механизмом перемещения последнего, включающим шпиндель и гайку с трапецеидальной резьбой (см., например, патент РФ 2142592 по кл. F16К 7/00 за 1998 год).
К недостаткам описанной конструкции следует отнести невысокий ресурс, обусловленный износом механизма перемещения затвора, возникающим из-за усилий в паре «шпиндель-гайка.
Задачей полезной модели является устранение указанного недостатка и повышение ресурса работы задвижки.
Поставленная задача решается благодаря тому, что в известной задвижке, содержащей корпус с входным и выходным каналами, седла и затвор, связанный с механизмом перемещения последнего, включающим шпиндель и гайку, по предложенной полезной модели на шпинделе и внутренней поверхности гайки выполнены профилированные винтовые канавки, заполненные калиброванными шариками.
Такое выполнение задвижки позволяет минимизировать трение в паре «шпиндель-гайка», что уменьшает износ механизма перемещения и увеличивает ресурс работы задвижки.
На чертежах схематично представлено предложенное устройство, где на фиг.1 изображен разрез задвижки, а на фиг.2 - соединение «шпиндель-гайка».
Задвижка содержит корпус 1 с седлами 2, затвор 3, связанный с механизмом перемещения, включающим привод 4, установленную в упорных подшипниках 5 гайку 6 и шпиндель 7. На внутренней поверхности гайки 6 и в верхней части шпинделя 7 выполнены профилированные винтовые канавки 8, заполненные калиброванными шариками 9.
Задвижка работает следующим образом.
При включении привода 4 начинается вращение гайки 6 в подшипниках 5, при этом благодаря наличию винтовых калиброванных канавок 8 усилие от вращения гайки 6 через калиброванные шарики 9 передается шпинделю 7, который перемещается в осевом направлении, фиксируя затвор 3 в крайних положениях «открыто-закрыто» в зависимости от направления вращения привода 4.
Наличие в механизме перемещения шарико-винтовой пары позволяет снизить удельные нагрузки контактирующих деталей и повысить ресурс работы задвижки.
Регулирующая задвижка, содержащая корпус с входным и выходным каналами, седла и затвор, связанный с механизмом перемещения последнего, включающим шпиндель и гайку, отличающаяся тем, что на шпинделе и внутренней поверхности гайки выполнены профилированные винтовые канавки, заполненные калиброванными шариками.