Верхний багажник для автомобилей

 

Полезная модель относится к вспомогательным устройствам автомобильной техники, а именно к багажникам, устанавливаемым на кузове автомобилей. Багажник состоит из несущих балок, расположенных поперечно над крышей автомобиля, концы которых закреплены на опорах с обеспечением возможности их установки на водостоки кузова автомобиля, при этом в верхней зоне каждая опора охватывает несущую балку по периметру с возможностью ее фиксации в необходимом линейном положении. В отличие от прототипа каждая опора багажника выполнена из двух частей - нижней, конструктивно расширяющейся в области контакта с водостоком кузова, и верхней части, размещенной внутри нижней части соосно с ней с возможностью вертикального перемещения. При этом верхняя и нижняя части опоры снабжены расположенными на боковых поверхностях и находящимися на одной оси отверстиями с возможностью пошаговой фиксации верхней части опоры относительно нижней с помощью болтовых разъемных соединений. Технический результат от использования предлагаемой модели заключается в возможности регулирования багажника по высоте, что позволяет изменять расстояние между поперечной несущей балкой багажника и крышей автомобиля и таким образом обеспечивать оптимальные для практического применения зазоры и аэродинамические характеристики автомобиля. 1 н.п.ф., 3 з.п.ф. 3 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к области автомобильных аксессуаров, а именно к багажникам, устанавливаемым на кузове автомобилей. Заявленная модель предназначена для использования в грузовых, пассажирских и грузопассажирских автомобилях, в т.ч. в микроавтобусах и фургонах марки «Соболь», «Газель», «УАЗ» и др., а также в универсалах повышенной вместимости отечественного и зарубежного производства. Конструктивной особенностью указанных марок является наличие высоких крыш с разбросом по высоте в зависимости от назначения автомобиля. Это соответствующим образом сказывается на параметрах багажников, устанавливаемых на автомобилях, в частности на их высоте, величина которой выбирается исходя из расстояния от места крепления багажников (от водостоков) до несущей части (до верхней поверхности крыши).

Известные багажники, устанавливаемые на кузове автомобилей, (см. пат. РФ 2094257 от 28.07.1992 г., МПК В60R 9/00; пат. РФ 29885 от 04.02.2003 г., МПК В60R 9/058 и др.), в основном, предназначены для пассажирских автомобилей, но с определенными доработками могут быть установлены и на грузопассажирских машинах. Общим недостатком этих багажников, а также других моделей, представленных на отечественном рынке, является их ограниченный выбор при большом количестве вариантов кузовов, вызванный невозможностью регулирования багажников по высоте, что не позволяет оптимизировать зазор между крышей автомобиля и несущей конструкцией багажника и, следовательно, снижает практичность его применения.

Из приведенных устройств наиболее близким по назначению и технической сущности к заявляемой полезной модели является багажник по пат. РФ 29885 от 04.02.2003 г., МПК В60R 9/058. Известный багажник включает несущие балки, расположенные поперечно над крышей автомобиля, концы которых закреплены на опорах с обеспечением возможности их установки на водостоки (ложементы) кузова автомобиля.

Недостатком устройства является невозможность регулирования его по высоте.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, заключается в возможности регулирования багажника по высоте, что позволяет изменять расстояние между поперечной несущей балкой багажника и крышей автомобиля и тем самым обеспечивать оптимальные для практического применения зазоры и аэродинамические характеристики автомобиля.

Для решения поставленной задачи в верхнем багажнике для автомобилей, (состоящем так же, как и прототип, из несущих балок, расположенных поперечно над крышей автомобиля, концы которых закреплены на опорах с обеспечением возможности их установки на водостоки кузова автомобиля, при этом в верхней зоне каждая опора охватывает несущую балку по периметру с возможностью ее фиксации в необходимом линейном положении), в отличие от прототипа каждая опора выполнена из двух основных частей - нижней, конструктивно расширяющейся в области контакта с водостоком кузова, и верхней части, размещенной внутри нижней части соосно с ней с возможностью вертикального перемещения, при этом верхняя и нижняя части опоры снабжены расположенными на боковых поверхностях и находящимися на одной оси отверстиями с возможностью пошаговой фиксации верхней части опоры относительно нижней с помощью болтовых разъемных соединений. С учетом того, что опоры багажника состоят из двух отдельных основных частей, расширение и таким образом усиление конструкции нижних частей опор в месте их крепления к кузову автомобиля увеличивает жесткость и прочность багажника, обеспечивая при этом надежность изделия в целом.

В предлагаемом багажнике нижняя часть опоры крепится на водостоки профилированной зажимной колодкой, покрытой полиуретановым компаундом, при помощи болтового соединения.

В свою очередь верхняя часть опоры в зоне охвата поперечной балки крепится к балке с помощью болтового соединения и клиновидного сухаря-зажима с возможностью линейного перемещения последнего в горизонтальной плоскости.

Для обеспечения достаточной прочности изделия, нижняя и верхняя части каждой опоры выполнены из алюминиевых сплавов методами литья под давлением.

Сопоставление предлагаемой конструкции и прототипа, а также анализ выявленной информации в области автомобилестроения показал, что поставленная задача - обеспечение возможности регулирования багажника по высоте, решается в результате новой совокупности признаков и позволяет сделать вывод о соответствии устройства, предлагаемого в качестве полезной модели, критерию «новизна».

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где

на фиг.1 - приведена конструкция опоры с поперечной балкой,

на фиг.2 - изображен багажник в собранном виде,

на фиг.3 - вид багажника, установленного на кузове.

Комплект изделия включает в себя две опоры 1 и 2 и одну поперечную балку 3. Каждая опора состоит из двух основных частей - нижней 4 и размещенной соосно внутри нее - верхней части 5. Нижняя часть 4 в области контакта с водостоком 6 имеет конструктивное расширение, например, в виде 2-х ребер и крепится к водостоку 6 с помощью болтового соединения профилированной зажимной колодкой 7. Верхние части 5 опор охватывают по периметру поперечную балку 3, обеспечивая фиксацию балки в нужном положении с помощью болтового соединения 8 и клиновидного сухаря-зажима 9 с возможностью линейного перемещения последнего в горизонтальной плоскости. Верхняя 5 и нижняя 4 части опоры снабжены расположенными на боковых поверхностях и находящимися на одной оси отверстиями, обеспечивающими вместе с болтовыми разъемными соединениями 10 пошаговую фиксацию одной части опоры относительно другой.

С учетом выполнения опор багажника из двух отдельных частей к конструкции изделия предъявляются более жесткие требования по прочностным характеристикам. В отличие от прототипа, изготовленного из листового материала методом штамповки, основные элементы опоры выполнены из алюминиевых сплавов методами литья под давлением в закрытую форму или в кокиль. Применение данных методов изготовления позволяет получить оптимальную конструкцию, как с точки зрения технологичности и точности изготовления, так и с целью получения за один цикл изготовления всех необходимых конструктивных элементов, в т.ч. отверстий, направляющих пазов, выступающих ребер жесткости, а также для оптимизации других конструктивных и технологических характеристик, включая необходимую коррозионную стойкость и элементы дизайна. На производстве опоры могут быть изготовлены из алюминиевых сплавов типа АК или других подобных марок. Они могут иметь декоративно-антикоррозионное покрытие, например, электрохимическое анодирование или оксидирование, лакокрасочное покрытие, в том числе, полимерно-порошковое и покрытие полиуретановыми компаундами.

Сборка и крепление к автомобилю багажника осуществляется следующим образом.

Перед началом процесса производится определение оптимальной высоты установки несущей части багажника, исходя из расстояния от места крепления багажников (от водостоков) до несущей части (до верхней поверхности крыши), и с учетом этой величины осуществляется фиксация верхних частей 5 опор в нижних частях 4 с помощью болтовых разъемных соединений 10. Далее производится совмещение верхней части опор 5 с балкой 3 без жесткой их фиксации механизмом зажима 8, 9 и установка конструкции на несущие ложементы (водостоки) кузова. Затем находится оптимальное линейное положение концов балки с учетом реальной ширины крыши в месте установки и симметричности балки относительно оси автомобиля, после чего производится затягивание болтов механизма крепления балки штатным болтом с наружной стороны и затягивание болтов крепления 7 профилированной колодки к ложементам (водостокам) кузова автомобиля.

Предлагаемая конструкция универсальна, технологична, компактна, имеет малый собственный вес в сочетании с высокой грузоподъемностью, отличается простотой установки, высокой коррозионной стойкостью и дизайном.

Дополнительным эффектом от использования предлагаемой модели является возможность сокращения расходов на ее приобретение. В отличие от известных багажников, состоящих, как правило, из двух пар опор и двух поперечных балок, комплект предлагаемого изделия включает в себя одну пару опор и одну поперечную балку. Последнее обстоятельство было вызвано тем, что линейные размеры крыши автомобилей, для которых в основном предназначен предлагаемый багажник, достаточно велики, поэтому для перевозки длинномерных и тяжелых грузов требуется большее, иногда нечетное количество балок и пар опор. Таким образом, приобретение необходимого, например, нечетного количества комплектов, позволит потребителю рационально решить проблему с перевозкой длинномерного груза, избавив его от покупки лишней пары комплектующих.

Предлагаемая полезная модель была реализована в опытном образце багажника. Установка образца на кузов автомобиля «Газель» и испытание его в натурных условиях показали готовность изделия к промышленному применению.

1. Верхний багажник для автомобилей, состоящий из несущих балок, расположенных поперечно над крышей автомобиля, концы которых закреплены на опорах с обеспечением возможности их установки и крепления на водостоки кузова автомобиля, при этом в верхней зоне каждая опора охватывает несущую балку по периметру с возможностью ее фиксации в необходимом линейном положении, отличающийся тем, что в нем каждая опора выполнена из двух отдельных частей - нижней части, конструктивно расширяющейся в области контакта с водостоком кузова, и верхней части, размещенной внутри нижней части соосно с ней с возможностью вертикального перемещения, при этом верхняя и нижняя части опоры снабжены расположенными на боковых поверхностях и находящимися на одной оси отверстиями с возможностью пошаговой фиксации верхней части опоры относительно нижней с помощью болтовых разъемных соединений.

2. Верхний багажник по п.1, отличающийся тем, что в нем нижняя часть каждой опоры крепится на водостоках профилированной зажимной металлической колодкой, покрытой полиуретановым компаундом, при помощи болтового соединения.

3. Верхний багажник по п.1, отличающийся тем, что в нем верхняя часть каждой опоры в зоне охвата поперечной балки крепится к балке с помощью болтового соединения и клиновидного сухаря-зажима с возможностью линейного перемещения последнего в горизонтальной плоскости.

4. Верхний багажник по п.1, отличающийся тем, что в нем нижняя и верхняя части каждой опоры выполнены из алюминиевых сплавов методами литья под давлением или в кокиль.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к информационно-измерительной технике и может быть использована при проведении атомно-эмиссионного спектрального анализа металлов и сплавов в спектрометрах с электрическими детекторами излучения

Правило // 73369
Наверх