Немоторная колесная пара высокоскоростного железнодорожного транспортного средства
Полезная модель относится к рельсовому транспорту и может быть использована в ходовой части железнодорожного подвижного состава, особенно скоростного пассажирского транспорта. Немоторная колесная пара содержит ось, установленный на оси основной тормозной диск и два напрессованных на ось колеса. Новым является то, что предусмотрены два дополнительных тормозных диска, установленных по обе стороны от основного тормозного диска на равных расстояниях от него, при этом ступицы всех тормозных дисков напрессованы на ось, рабочая часть каждого тормозного диска съемно крепится к ступице при помощи крепежных элементов и в рабочей части каждого тормозного диска предусмотрены вентиляционные каналы, образованные ребрами охлаждения. Технический результат - повышение скоростного режима железнодорожного транспортного средства за счет повышения эффективности торможения. 1 ил.
Полезная модель относится к рельсовому транспорту и может быть использована в ходовой части железнодорожного подвижного состава, особенно скоростного пассажирского транспорта.
Немоторная колесная пара устанавливается в ходовой части высокоскоростного железнодорожного транспортного средства. Она несет и направляет вагон по рельсу, передает статические и динамические усилия зоны контакта «колесо-рельс» между вагоном и рельсом, преобразует и передает усилия тормозной системы в зону контакта «колесо-рельс». Колесная пара обеспечивает также электрическую связь между ходовой частью и рельсами.
В настоящее время, в связи со значительно возросшими скоростями движения рельсового транспорта, к немоторным колесным парам предъявляются повышенные требования, поскольку на них располагается тормозное оборудование и именно немоторные колесные пары воспринимают тормозные усилия, которые должны обеспечить эффективное замедление при возросших скоростях передвижения рельсового транспорта.
Из уровня техники известны немоторные колесные пары рельсовых транспортных средств (БИРЮКОВ И.В. и др. Механическая часть тягового подвижного состава. - М.: Транспорт, 1992, с.352-364), устанавливаемые на подвижных единицах рельсовых транспортных средств, в том числе, пассажирских.
Недостатком известных технических решений является несоответствие их технических характеристик новым требованиям, предъявляемым современным железнодорожным транспортом к узлам и деталям подвижного состава.
Наиболее близким техническим решением можно считать Колесную пару с тормозными дисками, раскрытую в SU 574135 А от 04.08.1977, в которой два прилегающих друг к другу тормозных диска со ступицами жестко закреплены на оси. Ступицы закреплены на оси жестко одним концом, а другой их конец расположен с радиальным зазором относительно оси и на нем жестко закреплен диск с помощью зажимных втулок с поперечными штифтами, радиально проходящих через ступицы, причем последние расположены, контактируя друг с другом, зеркально.
К недостаткам прототипа можно отнести недостаточную эффективность торможения, особенно на высоких скоростях и при длительных торможениях, а также недостаточную вентиляцию тормозных дисков и, как следствие, перегрев деталей тормозной системы.
Задачей настоящей полезной модели является создание немоторной колесной пары, позволяющей использовать ее на высокоскоростных пассажирских железнодорожных транспортных средствах.
Технический результат, достигаемый при реализации настоящей полезной модели, заключается в повышении эффективности торможения.
Указанный технический результат достигается за счет того, что немоторная колесная пара содержит ось, установленный на оси основной тормозной диск и два напрессованных на ось колеса. Новым, согласно предлагаемой полезной модели, является то, что предусмотрены два дополнительных тормозных диска, установленных по обе стороны от основного тормозного диска на равных расстояниях от него, при этом ступицы всех тормозных дисков напрессованы на ось, рабочая часть каждого тормозного диска съемно крепится к ступице при помощи крепежных элементов и в рабочей части каждого тормозного диска предусмотрены вентиляционные каналы, образованные ребрами охлаждения.
Оснащение немоторной колесной пары высокоскоростного железнодорожного транспортного средства тремя вентилируемыми тормозными дисками, расположенными на равном расстоянии друг от друга, позволяет оптимизировать тормозные процессы, повысить эффективность торможения и улучить охлаждение деталей тормозного механизма.
Выполнение рабочей части тормозных дисков отдельно от ступиц, напрессовываемых на ось, позволяет более равномерно отводить тепло от рабочей части тормозного механизма, а также повышает ремонтопригодность предлагаемой колесной пары.
Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых изображена принципиальная схема компоновки основных узлов и деталей предлагаемой немоторной колесной пары.
Немоторная колесная пара высокоскоростного железнодорожного транспортного средства состоит из оси 1, двух колес 2, основного тормозного диска 3 и двух дополнительных тормозных дисков 4 и 5.
Дополнительные тормозные диски 4 и 5 установлены по обе стороны от основного тормозного диска 3 на равных расстояниях "а" от него.
Ступицы всех тормозных дисков напрессованы на ось. Рабочая часть каждого тормозного диска съемно крепится к ступице при помощи крепежных элементов. Рабочая часть каждого тормозного диска имеет две тормозные плоскости, отвод тепла от которых эффективно осуществляется по вентиляционным каналам, образованным ребрами охлаждения.
Вынос тормозных дисков в пространство между колесами 2 и расположение их на равном расстоянии друг от друга позволяет снизить динамические и температурные нагрузки на колеса 2 и элементы тормозной системы и более эффективно распределять и использовать тормозные силы, значительно уменьшая тормозной путь рельсового транспортного средства.
Колеса 2 напрессовываются на ось 1 посредством холодной прессовой посадки. Перед запрессовкой колес 2 и тормозных дисков поверхности посадочных отверстий и посадочные места оси 1 покрываются ровным слоем смазочного средства, обеспечивающего электропроводность посадки и не снижающего усталостную прочность оси 1.
Открытая поверхность оси 1 и колес 2 покрывается грунтовочным лаком, а затем кроющим лаком. Это покрытие защищает поверхности от коррозии.
Таким образом, предлагаемые конструкция и компоновка заявляемой немоторной колесной пары позволяют использовать ее на высокоскоростных пассажирских железнодорожных транспортных средствах за счет повышения эффективности торможения.
Немоторная колесная пара высокоскоростного железнодорожного транспортного средства, содержащая ось, установленный на оси основной тормозной диск и два напрессованных на ось колеса, отличающаяся тем, что предусмотрены два дополнительных тормозных диска, установленных по обе стороны от основного тормозного диска на равных расстояниях от него, при этом ступицы всех тормозных дисков напрессованы на ось, рабочая часть каждого тормозного диска съемно крепится к ступице при помощи крепежных элементов и в рабочей части каждого тормозного диска предусмотрены вентиляционные каналы, образованные ребрами охлаждения.