Устройство для поверки и калибровки оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств

 

Полезная модель относится к контрольно-измерительной аппаратуре и предназначено для поверки и калибровки средств измерений, в частности датчиков и измерительных систем оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств. Технической задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является создание унифицированного устройства, обеспечивающего возможность проведения поверки и калибровки любого оборудования измерений углов в двух взаимно перпендикулярных координатах, с заданной точностью и в широком диапазоне измеряемых параметров. Поставленная техническая задача решается тем, что устройство для поверки и калибровки оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств, содержащее основание со средствами регулировки, на котором размещена вертикальная стойка с установленной на ней осью, согласно предложенной полезной модели, снабжено имитирующим диск колеса автотранспортного средства элементом, размещенным на оси, которая установлена на вертикальной стойке с возможностью вращения и фиксации под заданным углом. Ось снабжена фланцем для крепления элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, на оси по диаметру выполнена проточка для фиксации элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, при вращении оси. Элемент, имитирующий диск колеса автотранспортного средства, выполнен в виде круглого диска. Основание выполнено в виде поворотного стола. Устройство дополнительно снабжено средством для жесткого крепления вертикальной стойки к основанию. Вертикальная стойка снабжена втулкой для установки оси и фиксирующим средством для закрепления оси под заданным углом в направлении вращения элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, при вращении оси. Средства регулировки выполнены с возможностью наклона основания относительно вертикальной оси вертикальной стойки. Технический результат состоит в обеспечении возможности проведения поверки и калибровки оборудования измерений углов в двух взаимно перпендикулярных координатах, с заданной точностью и в широком диапазоне измеряемых параметров. Преимущества предложенного устройства по сравнению с известными аналогами состоят в том, устройство позволяет значительно расширить диапазон типов поверяемого оборудования с обеспечением заданной точности при минимальной трудоемкости и уменьшении временных затрат на выполнение работ по поверке и калибровке оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств;

Полезная модель относится к контрольно-измерительной аппаратуре и предназначено для поверки и калибровки средств измерений, в частности датчиков и измерительных систем оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств (далее по тексту - оборудование измерений углов).

Известно калибровочное приспособление состоящее из опорной площади, вертикальной стойки с установочным пузырьковым гидростатическим уровнем и посадочной оси для калибровки или поверки оборудования, позволяющего измерять параметры установки колес автомобилей. Для установки калибровочного устройства в вертикальной плоскости с помощью пузырькового гидростатического уровня служит регулировочный винт. (Оптоэлектронное приспособление для установки углов управляемых колес ОРТО - PLUS 204 Тип DS. Руководство для механика.)

Недостатком известного устройства является возможность проведения измерений только в отдельных фиксированных точках диапазонов измеряемых величин, в так называемых «нулевых» точках, так как используемый гидростатический уровень позволяет задавать с заданной точностью только нулевое значение угла в вертикальной плоскости, а в горизонтальной плоскости нулевые значения углов задаются с использованием специальных дополнительных градуировочных шкал. Кроме того, известное приспособление может использоваться только при поверке и калибровке стендов, выпускавшихся с посадочными размерами присоединительной втулки измерительных блоков - диаметром 16 мм в соответствии с диаметром оси калибровочного приспособления.

Наиболее близким по достигаемому результату к заявляемому техническому решению является устройство для калибровки и сертификации оборудования для проверки прямолинейности установки колес автотранспортных средств с помощью специального стапеля. (Патент США 7089776, МПК G01В 11/275, опубл. 15.08.2006 г.).

Стапель конструктивно выполнен в виде металлической разборной рамы прямоугольной формы с четырьмя посадочными местами для измерительных блоков оборудование измерений углов. Размещение измерительных блоков на посадочных местах выполняется с помощью переходных адаптеров, входящих в комплектацию оборудования измерений углов.

Недостатком известного устройства является возможность проведения измерений в узких диапазонах измеряемых параметров вблизи «нулевых» точек.

Технической задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является создание унифицированного устройства, обеспечивающего возможность проведения поверки и калибровки любого оборудования измерений углов в двух взаимно перпендикулярных координатах, с заданной точностью и в широком диапазоне измеряемых параметров.

Поставленная техническая задача решается тем, что устройство для поверки и калибровки оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств, содержащее основание со средствами регулировки, на котором размещена вертикальная стойка с установленной на ней осью, согласно предложенной полезной модели, снабжено имитирующим диск колеса автотранспортного средства элементом, размещенным на оси, которая установлена на вертикальной стойке с возможностью вращения и фиксации под заданным углом.

Кроме того, ось снабжена фланцем для крепления элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства.

Кроме того, на оси по диаметру выполнена проточка для фиксации элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, при вращении оси.

Кроме того, элемент, имитирующий диск колеса автотранспортного средства, выполнен в виде круглого диска.

Кроме того, основание выполнено в виде поворотного стола.

Кроме того, устройство дополнительно снабжено средством для жесткого крепления вертикальной стойки к основанию.

Кроме того, вертикальная стойка снабжена втулкой для установки оси и фиксирующим средством для закрепления оси под заданным углом в направлении вращения элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, при вращении оси.

Кроме того, средства регулировки выполнены с возможностью наклона основания относительно вертикальной оси вертикальной стойки.

Технический результат, достижение которого обеспечивается всей заявляемой совокупностью признаков, состоит в обеспечении возможности проведения поверки и калибровки оборудования измерений углов в двух взаимно перпендикулярных координатах, с заданной точностью и в широком диапазоне измеряемых параметров.

Сущность полезной модели поясняется рисунками, где

на фиг.1 представлен внешний вид заявляемого устройства;

на фиг.2 представлен внешний вид имитирующего диск колеса автотранспортного средства элемента в виде круглого металлическое диска;

на фиг.3 представлен внешний вид оси для установки;

на фиг.4 представлен внешний вид вертикальной стойки с втулкой и фиксирующим средством (в частности, винтом) для закрепления оси под заданным углом;

на фиг.5 представлен пример выполнения средства для жесткого крепления вертикальной стойки на основании в виде планшайбы;

на фиг.6 представлен внешний вид устройства в рабочем состоянии с закрепленным для поверки измерительным блоком оборудования измерений углов;

на фиг 7 представлен пример выполнения средства регулировки в виде нижней стойки поворотного стола с резьбовой подачей;

на фиг.8 приведен пример установки измерительного блока поверяемого (калибруемого) оборудования.

Устройство для поверки и калибровки оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств (фиг.1) содержит основание 1, вертикальную стойку 2. На вертикальной стойке 2 установлена с возможностью вращения и фиксации под заданным углом ось 3. Устройство включает элемент 4, имитирующий диск колеса автотранспортного, установленный на оси 3 с возможностью вращения и фиксации под заданным углом.

Элемент 4, имитирующий диск колеса автотранспортного средства, выполняется в виде круглого диска, например, из металла или композитного материала. В частности, элемент 4 может быть выполнен в виде металлической планшайбы (фиг.2).

Для установки и крепления элемента 4, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, ось 3 снабжена фланцем 5. Для фиксации элемента 4 на оси 3 при ее вращении по диаметру оси выполнена проточка 6 (фиг.3).

Вертикальная стойка 2 снабжена втулкой 7 для установки оси и фиксирующим средством 8 для закрепления оси под заданным углом в направлении вращения элемента 4, имитирующего диск колеса автотранспортного средства. В качестве втулки 7 может быть использован подшипник скольжения, обеспечивающий возможность вращения оси 3. В качестве фиксирующего средства 8 может быть использован, например, винт. Винт, кроме фиксации оси 3 под необходимым углом в направлении вращения элемента 4, выполняет функцию направляющего штифта и препятствует сдвигу оси 3 в поперечном направлении при вращении элемента 4.

В устройстве вертикальная стойка 2 установлено на средстве 9 для жесткого крепления вертикальной стойки к основанию 1, закрепленном на основании 1 посредством фиксирующих винтов 10 (фиг.1, фиг 5). Средство 9 для жесткого крепления вертикальной стойки к основанию может быть выполнено в виде планшайбы, как показано на фиг.4. Средство 9 выполняет функцию основания (опорного элемента) для вертикальной стойки 2 и вместе с тем служит элементом крепления конструкции в сборе к основанию 1 устройства.

Основание 1 может быть выполнено в виде поворотного стола. Поворотный стол представляет собой известное стандартное устройство измерений горизонтальных углов, в частности положения оси 3 и элемента 4, имитирующего диск колеса автотранспортного средства. Например, может быть использован поворотный стол типа СТ-9, ±360°; ПГ ±40", ГОСТ 16935-93

Измерительный блок 11 оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств закрепляется на элемента 4, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, с использованием стандартных адаптеров 12 как показано на рис.6.

Ось 3, на которой крепится элемент 4, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, может быть также использована для установки измерителя вертикальных углов положения оси и элемента 4 в пространстве, а именно оптического квадранта 13 (как показано на фиг.1 и 6), в качестве которого может быть использован, например, оптический квадрант КО-30 М, ±180°; ПГ ±30", ТУ3.-3.1387-76.

Устройство включает средства 14 предназначенные для регулировки наклона основания 1 относительно вертикальной оси вертикальной стойки 2 и дополнительно выполняют функцию опор. Средства 14 могут быть выполнены в виде нижних стоек поворотного стола с резьбовой подачей как показано на фиг.7

Заявляемое устройство работает следующим образом.

Устройство размещается в зоне действия оборудования измерений углов на твердом плоском основании, например на полу или рабочем столе. В зависимости от типа поверяемого (калибруемого) оборудования через адаптер 12, входящий в комплектацию поверяемого (калибруемого) оборудования на устройстве размещается измерительный блок поверяемого (калибруемого) оборудования. На фиг.6 приведен пример установки измерительного блока 11 поверяемого (калибруемого) оборудования.

На ось 3 устанавливается оптический квадрант 13 и по его измерительной шкале с помощью средств регулировки поворотного стола, выполненных, например, в виде нижних стоек 14 с резьбовой подачей, устанавливаются требуемые, в соответствии с техническими характеристиками на поверяемое (калибруемое) оборудование, углы в вертикальной плоскости. Углы в горизонтальной плоскости в соответствии с техническими характеристиками на поверяемое (калибруемое) оборудование задаются по измерительной шкале поворотного стола.

При необходимости осуществления процедуры компенсации биения диска колеса или требовании при поверке (калибровке) может быть задан угол в направлении вращения диска колеса, для этого используется оптический квадрант 13 и фиксирующий винт 6 как показано на фиг.8.

Преимущества предложенного устройства по сравнению с известными аналогами состоят в том, устройство позволяет:

- значительно расширить диапазон типов поверяемого оборудования с обеспечением заданной точности при минимальной трудоемкости и уменьшении временных затрат на выполнение работ по поверке и калибровке оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств;

- проводить поверку (калибровку) оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств в широком диапазоне измеряемых параметров с высокой точностью;

- при поверке (калибровке) оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств передавать единицу измеряемых величин поверяемому (калибруемому) оборудованию посредством стандартных измерительных приборов, внесенных в Государственный Реестр средств измерений.

1. Устройство для поверки и калибровки оборудования измерений углов установки колес автотранспортных средств, содержащее основание со средствами регулировки, на котором размещена вертикальная стойка с установленной на ней осью, отличающееся тем, что снабжено имитирующим диск колеса автотранспортного средства элементом, размещенным на оси, которая установлена на вертикальной стойке с возможностью вращения и фиксации под заданным углом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ось снабжена фланцем для крепления элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на оси по диаметру выполнена проточка для фиксации элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, при вращении оси.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что основание выполнено в виде поворотного стола.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дополнительно снабжено средством для жесткого крепления вертикальной стойки к основанию.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вертикальная стойка снабжена втулкой для установки оси и фиксирующим средством для закрепления оси под заданным углом в направлении вращения элемента, имитирующего диск колеса автотранспортного средства, при вращении оси.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элемент, имитирующий диск колеса автотранспортного средства, выполнен в виде круглого диска.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что средства регулировки выполнены с возможностью наклона основания относительно вертикальной оси вертикальной стойки.



 

Наверх