Соединитель рельсовый стыковой пружинный

 

Полезная модель относится к железнодорожной отрасли, в частности к элементам электрических рельсовых цепей и обратной тяговой сети. Решение направлено на снижение стоимости и повышения надежности работы за счет уменьшения переходного электросопротивления токопроводного элемента. Результат достигается тем, что соединитель рельсовый стыковой пружинный, состоит из токопроводного элемента при этом, токопроводным элементом является пружина, выполненная из упругого металла в виде прутка или ленты (полосы), изогнутая таким образом, что имеет, как минимум, два выпуклых участка, обращенных выпуклой стороной к шейкам рельсов и, как минимум, один изогнутый участок, обращенный выпуклой стороной к накладкам рельсовых стыковых, пружина выполнена с возможностью механического сжатия в направлении выпуклых участков, а выпуклые участки, обращенные выпуклой стороной к шейкам рельсов, являются электрическими контактами для замыкания смежных рельсов и имеют твердость выше твердости материала шейки рельсов, повышенная твердость участков достигается путем термической обработки и нанесением покрытия.

Полезная модель относится к железнодорожной отрасли, в частности к элементам электрических рельсовых цепей и может быть использована при установке в качестве основного и дублирующего соединителей в составе конструкции сборочного токопроводного стыка инвентарных рельсов железнодорожного пути.

Уровень развития техники известен из патента РФ 32124, где рельсовый соединитель состоит из тоководной пластины и пружины, на тоководной пластине закреплены контактные элементы, выполняющие роль шаберов при работе соединителя, причем шаберы выполнены из материала, превосходящего материал тоководной пластины по прочности и износостойкости. Недостатком решения является низкая надежность работы устройства из-за высокого электросопротивления между шаберами и тоководной пластиной.

Известно решение по патенту РФ 33126, в котором соединитель рельсовый шаберно-пружинный содержит тоководную пластину и пружину, на тоководной пластине установлены шаберы, контактирующие с концами рельсов в рельсовом стыке, материал шаберов содержит медь, между шаберами размещена медесодержащая пластина, обладающая пониженным электрическим сопротивлением. Недостатком решения является сложность устройства и, соответственно, высокая сложность и стоимость его изготовления.

Наиболее близким к заявляемому объекту является решение по патенту РФ 72483 состоящее из тоководной пластины с шаберами и пружины, при этом шаберы выполнены в виде выступов материала токопроводной пластины. Недостатком решения является высокая стоимость и повышенное сопротивление соединителя из-за малого числа замыкающих контактных элементов.

Техническим результатом предлагаемого решения является упрощение устройства с целью снижения его стоимости и повышения надежности работы за счет уменьшения переходного электросопротивления токопроводного элемента.

Технический результат достигается тем, что в соединителе рельсовом стыковом пружинном, состоящем из токопроводного элемента при этом, токопроводным элементом является пружина, выполненная из упругого металла в виде прутка или ленты (полосы), изогнутая таким образом, что имеет, как минимум, два выпуклых участка, обращенных выпуклой стороной к шейкам рельсов и, как минимум, один изогнутый участок, обращенный выпуклой стороной к накладке рельсовой стыковой, пружина выполнена с возможностью механического сжатия в направлении выпуклых участков, а выпуклые участки, обращенные выпуклой стороной к шейкам рельсов, являются электрическими контактами для замыкания смежных рельсов и имеют твердость выше твердости материала шейки рельсов, повышенная твердость участков достигается путем термической обработки и нанесением покрытия.

Число деталей устройства уменьшено до одной, контактные элементы выполнены непосредственно из токопроводной пружины и имеют, как минимум, два выпуклых участка служащих электрическими контактами для замыкания смежных рельсов рельсового стыка. Как показали исследования, максимальное электрическое сопротивление в соединителях рельсовых стыковых пружинных возникает в месте контакта соединителя и шейки рельса, чтобы уменьшить сопротивление соединения нужно увеличить число ветвей замыкающих смежные рельсы. Это достигается, если соединитель выполнить в виде пружины из прутка или ленты с двумя и более замыкающими ветвями. Изготовление соединителя из прутка или ленты с одной замыкающей ветвью возможно, но не целесообразно по нескольким причинам. Это высокое сопротивление соединителя, всего по одному контакту на шейку рельса, и неустойчивое состояние пружины в процессе эксплуатации. Целесообразно пружину гнуть таким образом, чтобы было две и более соединительных ветви, тогда будет по два и боле контактов на шейке рельса. Такое исполнение приведет к уменьшению контактного электрического сопротивления, устойчивому положению соединителя в процессе эксплуатации и снизит его стоимость.

На фиг.1 представлена схема устройства, на фиг.2 - схема устройства, вид сверху. Соединитель рельсовый стыковой пружинный содержит токопроводную пружину 1 изготовленную методом штамповки или иным методом, на которой на некотором расстоянии L друг от друга имеются выпуклости 2, некоторой высоты Н. Во время работы устройства выпуклости ветвей 3 и 4 зачищают от ржавчины и других образований контактные поверхности рельсов в рельсовом стыке. Контактов, как минимум, два, может быть больше. Для обеспечения устойчивой работы соединителя повышают твердость и износостойкость контактных поверхностей путем термообработки и нанесения покрытий.

Работает устройство следующим образом. Устройство устанавливается в рельсовый стык под рельсовую накладку. При затяжке гаек рельсовых болтов пружина 1 сжимается, ее выпуклости 2 взаимодействуют с шейками смежных рельсов железнодорожного пути. Шейка рельса обычно ржавая, но в процессе сжатия, контактные выпуклости удаляют ее, обеспечивая тем самым значительное уменьшение переходного электрического сопротивлению в месте контакта. Прохождение подвижного состава приводит к перемещению рельсов относительно выпуклостей, при этом вновь происходит зачистка контактных поверхностей от ржавчины и других образований, обеспечивая минимальное переходное сопротивление.

1. Соединитель рельсовый стыковой пружинный, содержащий токопровод, отличающийся тем, что токопроводом является пружина, выполненная из упругого токопроводного металла в виде прутка или ленты (полосы), изогнутая таким образом, что имеет как минимум два выпуклых участка, обращенных выпуклой стороной к шейкам рельсов, и как минимум один изогнутый участок, обращенный выпуклой стороной к накладкам рельсовых стыковых, при этом пружина выполнена с возможностью механического сжатия в направлении выпуклых участков, а выпуклые участки, обращенные выпуклой стороной к шейкам рельсов, имеют твердость выше твердости материала шейки рельсов, при этом повышенная твердость участков достигается путем термической обработки и нанесения покрытия.

2. Соединитель по п.1, отличающийся тем, что выпуклые участки, обращенные выпуклой стороной к шейкам рельсов, являются электрическими контактами для замыкания смежных рельсов.



 

Наверх