Соединитель рельсовый стыковой пружинный

 

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам рельсовых цепей, и предназначено для пропуска по рельсам сигнального и тягового токов на участках железных дорог с электрической тягой. Соединитель рельсовой стыковой пружинный, содержащий токопроводящую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку, при этом токопроводящая пластина имеет коробчатую форму, снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины, пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельсов, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке, в центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине, на стенках которой выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины, электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала и в токопроводящей пластине выполнено углубление для перемычки, а перемычку соединяют с токопроводящей пластиной в месте углубления, например, пайкой, при этом, на токопроводящей пластине, на расстоянии 60 мм друг от друга, отформованы сферические элементы, обращенные выпуклой стороной к шейке рельса, с радиусом сферы 40-50 мм, сферические элементы имеют сегментообразный разрывы и конусообразные углубления на 4,0-4,5 мм, с диаметром у основания конуса 15-20 мм углом конуса 90-150° в которые установлены электроконтактные элементы с выступом над основанием конуса на высоту 0,8-0,9 мм, при этом каждый электроконтактный элемент имеет посадочную часть в форме усеченного конуса высотой 3,0-4,0 мм и контактную часть в форме сферы радиуса 40-50 мм, соединенную плоскостью с большим основанием конуса и входит своей конусной частью в конусную часть, сферического элемента и находится в контакте с токопроводящей перемычкой, а сферическая часть электроконтактного элемента и сферическая часть отформованного элемента образуют единую сферу одного радиуса 40-50 мм, конусность электроконтактного элемента равна конусности углубления выполненного в сферическом элементе, а композиционный сплав электроконтактного элементов содержит по маc. кобальт и/или никель 4-20%,медь 20-60%, остальное карбид вольфрама, и покрыт смазкой содержащей олово, медь, графит и микродобавки фуллерено-содержащих материалов, соединитель дополнительно снабжен кольцами для удержания смазки, в центре которых располагаются контактные площадки, кольца выполнены из эластичного материала имеющего закрытую пористость, кольца закрыты пленкой имеющей отверстие в центре кольца диаметром 5-7 мм или токопроводящей фольгой заправленной во внутреннюю полость кольца.

Полезная модель относится к устройствам рельсовых цепей, на участках железных дорог с электрической тягой.

Известен соединитель рельсовый, содержащий токопроводную пластину, закладываемую между шейками стыкуемых рельсов и рельсовой накладки, на концах которой выполнены базирующиеся отверстия под болты стыка, пластина снабжена пружинным элементом со стороны, обращенной к рельсовой накладке, и контактными элементами со стороны, обращенной к рельсам, для взаимодействия с шейками стыкуемых рельсов, контактные элементы выполнены из токопроводного износостойкого высокопрочного материала, могут быть снабжены шабрирующими гранями, а пружинный элемент может быть выполнен в виде плоской, витой или тарельчатой пружины и/или в виде втулок, одеваемых на болты стыка между рельсовой накладкой и пластиной соединителя, выполненных из упруго деформируемого материала (Патент RU 2270283).

Недостатком данного устройства является нестабильное по времени и высокое по значению электрическое сопротивление, что приводит к потере тока, и ненадежной работе.

Известен соединитель рельсовый стыковой пружинный содержащий токопроводную пластину с шаберами в виде выступов сферической формы, выполненные из материала токопроводной пластины, и пружину, при этом на контактную поверхность шаберов нанесено не сплошное композиционное покрытие, обладающее повышенной износостойкостью, коррозионной стойкостью и электропроводностью, дополнительно нанесена смазка. (Патент на полезную модель 75665)

Недостатком известного устройства является высокая интенсивность выработки на шейке рельса в месте контакта соединителя и рельса, а также возможность загрязнение смазки путем попадания грязи, масла, твердых частиц и других элементов, ухудшающих ее свойства, в процессе хранения, транспортировки, монтажа и эксплуатации соединителя.

Наиболее близким решением является устройство соединителя рельсовой цепи, содержащее токопроводяшую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку, токопроводящая пластина имеет коробчатую форму, снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины, пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельс, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке, в центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине, на стенках которой выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины, электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала, в токопроводящей пластине выполнено углубление для перемычки, которую соединяют с токопроводящей пластиной в месте углубления, например, пайкой (Патент RU 2330912).

Недостатком известного устройства является высокая интенсивность выработки на шейке рельса в месте контакта соединителя и рельса, а также неустойчивость композиционной вставки при нагреве места контакта при прохождении тяговых токов через соединитель.

Для устранения указанных недостатков предлагается соединитель рельсовый стыковой пружинный, совокупность существенных признаков которого направлена на повышение его надежности.

Указанный технический результат достигается в заявляемом соединителе рельсовом стыковом пружинном содержащим токопроводяшую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку, при этом токопроводящая пластина имеет коробчатую форму, снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины, пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельсов, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке, в центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине, на стенках которой выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины, и электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала, а в токопроводящей пластине выполнено углубление для перемычки, перемычку соединяют с токопроводящей пластиной в месте углубления, например, пайкой тем, что на токопроводящей пластине, на расстоянии 60 мм друг от друга, отформованы сферические элементы, обращенные выпуклой стороной к шейке рельса, с радиусом сферы 40-50 мм, сферические элементы имеют сегментообразный разрывы и конусообразные углубления на 4,0-4,5 мм, с диаметром у основания конуса 15-20 мм и углом конуса 90-150° в которые установлены электроконтактные элементы с выступом над основанием конуса на высоту 0,8- 0,9 мм, при этом каждый электроконтактный элемент имеет посадочную часть в форме усеченного конуса высотой 3,0-4,0 мм и контактную часть в форме сферы радиуса 40-50 мм, соединенную плоскостью с большим основанием конуса и входит своей конусной частью в конусообразное углубление сферического элемента и находится в контакте с токопроводящей перемычкой, а сферическая часть электроконтактного элемента и сферическая часть отформованного элемента образуют единую сферу одного радиуса 40-5О мм, конусность электроконтактного элемента равна конусности углубления выполненного в сферическом элементе, а композиционный сплав электроконтактного элементов содержит по мас. кобальт и/или никель 4-20%, медь 20-60%, остальное карбид вольфрама, и покрыт смазкой содержащей олово, медь, графит и микродобавки фуллерено-содержащих материалов, при этом соединитель дополнительно снабжен кольцами для удержания смазки, в центре которых располагаются контактные площадки, кольца выполнены из эластичного материала имеющего закрытую пористость, кольца закрыты пленкой имеющей отверстие в центре кольца диаметром 5-7 мм или токопроводящей фольгой заправленной во внутреннюю полость кольца.

Выполнение электроконтактных элементов, выполненных из композиционного материала, содержащего кобальт и/или никель, медь, остальное карбид вольфрама, и покрытых смазкой содержащей олово, медь, графит и микродобавки фуллерено-содержащих материалов за счет высокой твердости очищают шейку рельса от продуктов коррозии, смазка обеспечивает плотный и надежный контакт в процессе эксплуатации соединителя при возникновении вибрации в стыке, а защитные кольца и микродобавки фуллерено-содержащих материалов защищают смазку от термической окислительной деструкции и загрязнения, позволяя сохранять ее свойство долгое время, а конусообразная посадка электроконтактных элементов в конусообразные углубления сферического элемента токопроводной пластины и выполнение контактной площадки имеющей ограниченный выступ не позволяют с одной стороны производить выработку на шейке рельса больше нормативной, а с другой, за счет лучшего теплоотвода и улучшения свойств композиционного материала по токопроводности выдерживать более высокие тяговые токи при сохранении своих эксплуатационных свойств.

На фиг.1, 2, 3 показано принципиальное устройство соединителя и электроконтактного элемента. На фиг.1 показано расположение контактных элементов на токопроводной пластине. На фиг.2 показан вид на токопроводную пластину со стороны шейки рельса. На фиг.3 показана конструкция электроконтактного элемента.

Соединитель рельсовый стыковой пружинный состоит из токопроводящей пластины. Пластина со стороны стыкуемых шеек снабжена электроконтактными элементами, соединенными между собой перемычкой. Контактные элементы расположены так, чтобы обеспечивают контакт с обеими шейками стыкуемых рельсов. Перемычка присоединена (например, пайкой) к пластине в углублении между контактными элементами.

Работает соединитель рельсовый следующим образом. При установке соединителя в стык, контактные элементы вступают во взаимодействие с шейками рельсов и замыкают рельсовую цепь. При прохождении поезда ток проходит по рельсам. В месте стыка рельсов, где расположен соединитель, ток проходит через контактные элементы и перемычку.

Предлагаемый соединитель рельсовый конструктивно прост и надежен в эксплуатации.

1. Соединитель рельсовой стыковой пружинный, содержащий токопроводящую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку, при этом токопроводящая пластина имеет коробчатую форму, снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины, пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельсов, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке, в центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине, на стенках которой выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины, электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала и в токопроводящей пластине выполнено углубление для перемычки, а перемычку соединяют с токопроводящей пластиной в месте углубления, например, пайкой, отличающийся тем, что на токопроводящей пластине на расстоянии 60 мм друг от друга отформованы сферические элементы, обращенные выпуклой стороной к шейке рельса, с радиусом сферы 40-50 мм, сферические элементы имеют сегментообразный разрывы и конусообразные углубления на 4,0-4,5 мм, с диаметром у основания конуса 15-20 мм, углом конуса 90-150°, в которые установлены электроконтактные элементы с выступом над основанием конуса на высоту 0,8-0,9 мм, при этом каждый электроконтактный элемент имеет посадочную часть в форме усеченного конуса высотой 3,0-4,0 мм и контактную часть в форме сферы радиуса 40-50 мм, соединенную плоскостью с большим основанием конуса и входит своей конусной частью в конусообразное углубление сферического элемента и находится в контакте с токопроводящей перемычкой, а сферическая часть электроконтактного элемента и сферическая часть отформованного элемента образуют единую сферу одного радиуса 40-50 мм, конусность электроконтактного элемента равна конусности углубления выполненного в сферическом элементе, а композиционный сплав электроконтактного элементов содержит, мас.%: кобальт и/или никель 4-20, медь 20-60, остальное карбид вольфрама, и покрыт смазкой содержащей олово, медь, графит и микродобавки фуллерено-содержащих материалов.

2. Соединитель по п.1, отличающийся тем, что дополнительно снабжен кольцами для удержания смазки, в центре которых располагаются контактные площадки, кольца выполнены из эластичного материала, имеющего закрытую пористость, кольца закрыты пленкой, имеющей отверстие в центре кольца диаметром 5-7 мм, или токопроводящей фольгой, заправленной во внутреннюю полость кольца.



 

Наверх