Тягово-сцепное устройство

 

Полезная моль относится к области безрельсовых транспортные средств и может быть использовано в конструкциях тягово-сцепных устройств, предназначенных для буксировки транспортным средством легких прицепов. Требуемый технический результат, заключающийся в упрощении устройства и расширении функциональных возможностей, достигается в устройстве, содержащем шаровую головку, закрепленную о задней части тягового средства, и дышло, закрепленное в передней части буксируемого средства, и на переднем конце которого выполнена ответная часть шаровой головки, причем, дышло содержит переднюю горизонтальную часть, на которой закреплена ответная часть шаровой головки, заднюю горизонтальную часть и среднюю выгнутую вверх часть, выполненную с возможностью превышения задних колес тягового средства.

Полезная модель относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях тягово-сцепных устройств, предназначенных для буксировки транспортным средством легких прицепов, преимущественно двухколесных прицепных устройств типа бричек к конным экипажам.

Известно устройство, содержащее продольную балку, жестко присоединенную к днищу автомобиля, снабженную сцепным шаром, взаимодействующим с замковым, установленного на дышле прицепа [А.С.Мелик-Саркисьянц и Ю.М.Винокуров. Прицепы для легковых автомобилей. - М.: Транспорт. 1979, стр.52, 64].

Недостатком устройства является относительно высокая сложность.

Известно также тягово-сцепное устройство, включающее буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками для соединения с буксируемым средством, при этом, буксирное дышло, выполнено в виде плоской форменной конструкции треугольной формы, силовые элементы которой изготовлены из труб с квадратным поперечным сечением, а сцепные вилки выполнены с возможностью перемещения вдоль стороны дышла, примыкающей к буксируемому средству, для регулирования расстояния между ними, причем, буксирное дышло оснащено откидной опорной подставкой, оснащенной опорным роликом, размещенной в транспортном положении в горизонтальной плоскости фермы и снабженной фиксаторами транспортного и рабочего положения, а сцепная петля дышла оснащена съемной втулкой повышенной твердости и износостойкости [RU 2263032, C1 B60D 1/00, 2005 10.27].

Недостатком этого является его сложность.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является тягово-сцепное устройство, содержащее шаровую головку, состоящую из двух частей - нижней и верхней, сопрягаемых между собой круговыми выступом и впадиной и соединенных пальцем, причем, нижняя часть шаровой головки размещена в корпусе дышла буксируемого средства, верхняя часть шаровой головки выполнена за одно целое с кронштейном тягового средства, на внутренней вертикальной поверхности круговой впадины верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором, в сцепленном состоянии тягового средства и буксируемого средства, размещена пара тел качения шарообразной формы, также расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки, и взаимодействующих через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца, размещенного в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки [RU 2314936, C1, B60D 1/06, 2008.01.20].

Недостатком устройства является его относительно высокая сложность и относительно узкие функциональные возможности. Последнее вызвано тем, что оно может быть использовано при ограниченных углах размещения буксируемого средства относительно тягового средства, поскольку при углах, близких к прямым и более дышло буксируемого средства будет задевать, по крайней мере, за колеса тягового средства, что не позволит осуществлять буксировку.

Требуемый технический результат заключается в упрощении устройства и расширении его функциональных возможностей.

Требуемый технический результат достигается тем, что, в устройство, содержащее шаровую головку, закрепленную в задней части тягового средства, и дышло, закрепленное в передней части буксируемого средства, на переднем конце дышла выполнена ответная часть шаровой головки, а дышло содержит переднюю горизонтальную часть, на которой закреплена ответная часть шаровой головки, заднюю горизонтальную часть и среднюю выгнутую вверх часть, выполненную с возможностью превышения задних колес тягового средства.

Кроме того, требуемый технический результат достигается тем, что, ответная часть шаровой головки выполнена в виде металлического бруски, со стороны нижней части которого выполнена выемка по форме шаровой головки.

На чертеже показано тягово-сцепное устройство с элементами тягового и буксируемого средств для случая, когда буксируемое средство ориентировано относительно тягового средства под прямым углом.

Тягово-сцепное устройство содержит содержащее шаровую головку 1, закрепленную в задней части тягового средства, например, в центре оси 2 задних колес 3 конного экипажа.

Кроме того, тягово-сцепное устройство содержит дышло 4, закрепленное в передней части буксируемого средства 5, например, на оси колес прицепной брички.

На переднем конце дышла 4 выполнена ответная часть 6 шаровой головки.

Дышло 4 содержит переднюю горизонтальную часть 7, на которой закреплена ответная часть шаровой головки 6, заднюю горизонтальную часть 8 и среднюю выгнутую вверх часть 9, выполненную с возможностью превышения задних колес 3 тягового средства. Последнее обеспечивается тем, что радиус выгиба дышла в средней части на несколько процентов превышает радиус задних колес тягового средства.

Ответная часть 6 шаровой головки в частном случае может быть выполнена в виде металлического бруска 10, со стороны нижней части которого выполнена выемка 11 по форме шаровой головки 1.

Работает тягово-сцепное устройство следующим образом.

С помощью выемки 11 в ответной части 6 шаровой головки дышло, закрепленной на буксируемом средстве, 4 вводится в сцепление с шаровой головкой 1, закрепленной на тяговом средстве.

Это позволяет производить буксировку.

Благодаря тому, что, дышло 4 помимо передней горизонтальной част 7, на которой закреплена ответная часть шаровой головки 6, и задней горизонтальной части 8 содержит среднюю выгнутую вверх часть 9, выполненную с возможностью превышения задних колес 3 тягового средства, обеспечивается безопасный поворот буксируемого средства относительно тягового средства даже на углы, превышающие прямые. Это существенно расширяет функциональные возможности устройства.

Кроме того, предложенная конструкция шаровой головки и ее ответной части существенно проще по своей конструкции наиболее близкого технического решения. Этим самым достигается и упрощение устройства, которое может быть использовано, например, для буксировки конными экипажами простейших прицепных двухколесных устройств типа бричек.

1. Тягово-сцепное устройство, содержащее шаровую головку, закрепленную в задней части тягового средства, и дышло, закрепленное в передней части буксируемого средства, отличающееся тем, что на переднем конце дышла выполнена ответная часть шаровой головки, а дышло содержит переднюю горизонтальную часть, на которой закреплена ответная часть шаровой головки, заднюю горизонтальную часть и среднюю выгнутую вверх часть, выполненную с возможностью превышения задних колес тягового средства.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ответная часть шаровой головки выполнена в виде металлического бруска, со стороны нижней части которого выполнена выемка по форме шаровой головки.



 

Похожие патенты:

Тягово-сцепное устройство (тсу) переменной длины для прицепа грузовых и легковых автомобилей относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например тракторов или автомобилей с прицепами

Полезная модель относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю
Наверх