Тягово-сцепное устройство для автопоезда

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю. Технический результат реализуется в тягово-сцепном устройстве для автопоезда, содержащем установленный на одном звене автопоезда сцепной шар, а на другом корпус, в котором расположены вкладыши, кулачок, размещенный на установленном в корпусе валу, на одном из концов которого закреплен рычаг с механизмом фиксации, отличающемся тем, что сцепной шар жестко размещен на дышле прицепа, а на транспортном средстве установлен корпус сцепного замка, в котором подвижный вкладыш выполнен с возможностью взаимодействия с кулачком, вкладыш с возможностью охвата части сцепного шара подпружинен относительно корпуса, при этом между вкладышами установлены пружины, а поверх корпуса надет защитный кожух, выполненный с возможностью передвижения вдоль корпуса, в исходном положении частично перекрывающий сцепное отверстие. Технический результат исключение возможности случайного расцепления автопоезда и снижение износа агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля-тягача при трогании.

Полезная модель относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю.

Известно тягово-сцепное устройство для автопоезда содержащее шаровую опору и корпус. В корпусе расположен подвижный вкладыш, который подпружинен относительно стакана, посредством резинового упругого элемента. Стакан взаимодействует с кулачком, который установлен на вертикально расположенном в корпусе валу. На конце вала расположен горизонтальный рычаг, на одном конце которого установлена рукоятка. Рычаг фиксируется относительно корпуса шариковым фиксатором [FR 1548623, МПК B60D 1/06, 1968].

К недостаткам конструкции аналога можно отнести отсутствие защиты от случайного расцепления, а так же повышенные нагрузки на агрегаты трансмиссии и ходовую часть автомобиля-тягача при трогании.

Так же известно тягово-сцепное устройство для автопоезда содержащее шаровую опору и корпус. Корпус выполнен с возможностью охвата части сцепного шара. В корпусе расположен один подвижный вкладыш, подпружиненный относительно корпуса, его перемещение обеспечивается толкателем, связанным с рычагом [US 8342559, МПК B60D 1/06, 2013].

К недостаткам конструкции аналога можно отнести отсутствие защиты от случайного расцепления, а так же повышенные нагрузки на агрегаты трансмиссии и ходовую часть автомобиля-тягача при трогании.

Наиболее близким аналогом является тягово-сцепное устройство для автопоезда содержащее шаровую опору и корпус. В корпусе расположен подвижный вкладыш, который подпружинен относительно стакана. Стакан взаимодействует с кулачком, который установлен на валу. На конце вала расположен двуплечий рычаг, на одном конце которого установлена рукоятка, а на другом выступ для ограничения поворота. В корпусе и на двуплечем рычаге расположен фиксатор двуплечего рычага [RU 2067933, МПК B60D 1/06, 1996].

К недостаткам конструкции прототипа можно отнести отсутствие защиты от случайного расцепления, а так же повышенные нагрузки на агрегаты трансмиссии и ходовую часть автомобиля-тягача при трогании.

Цель данной полезной модели повышение надежности сцепки и снижение нагрузок на агрегаты трансмиссии и ходовой части автомобиля-тягача при трогании.

Технический результат исключение возможности случайного расцепления автопоезда и снижение износа агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля-тягача при трогании.

Технический результат реализуется в тягово-сцепном устройстве для автопоезда, содержащем установленный на одном звене автопоезда сцепной шар, а на другом корпус, в котором расположены подвижный вкладыш, выполненный с возможностью перемещения вдоль корпуса, вкладыш с возможностью охвата части сцепного шара, кулачок, размещенный на установленном в корпусе валу, на одном из концов которого закреплен рычаг с механизмом фиксации, отличающемся тем, что сцепной шар жестко размещен на дышле прицепа, а на транспортном средстве установлен корпус сцепного замка, в котором подвижный вкладыш выполнен с возможностью взаимодействия с кулачком, вкладыш с возможностью охвата части сцепного шара подпружинен относительно корпуса, при этом между вкладышами установлены пружины, а поверх корпуса надет защитный кожух, выполненный с возможностью передвижения вдоль корпуса, в исходном положении частично перекрывающий сцепное отверстие.

Сущность полезной модели заключается:

- В применении защитного кожуха, выполненного с возможностью перемещения вдоль корпуса сцепного устройства, в исходном положении частично перекрывающего сцепное отверстие, препятствующего тем самым выходу сцепного шара из сцепного замка, что исключает возможность случайного расцепления автопоезда;

- В подпружинивании вкладыша с возможностью охвата части сцепного шара, условно названного полуподвижным, относительно корпуса, позволяющее, без снижения надежности сцепки, получить свободный ход, в пределах деформации упругого элемента, достаточный для снижения нагрузок на агрегаты трансмиссии и ходовой части тягача при трогании автопоезда;

- В размещении корпуса сцепного замка на автомобиле-тягаче, а сцепного шара на дышле прицепа, что позволяет повысить надежность и универсальность сцепки.

Сущность полезной модели поясняется чертежами: Фиг. 1, Фиг. 2, Фиг. 3

На Фиг. 1 изображен фронтальный разрез тягово-сцепного устройства.

На Фиг. 2 изображен горизонтальный разрез тягово-сцепного устройства.

На Фиг. 3 изображен вид сверху тягово-сцепного устройства.

Устройство состоит из корпуса 1 укрепленного на автомобиле-тягаче, в котором установлены подвижный вкладыш 2, выполненный с возможностью перемещения вдоль корпуса и возможностью взаимодействия с кулачком 3 размещенным на валу 4, установленном в корпусе горизонтально, на одном из концов которого закреплен рычаг 5 с фиксатором 6. Полуподвижный вкладыш 7 с возможностью охвата части сцепного шара 8, жестко размещенного на дышле прицепа 9, подпружинен относительно корпуса 1 пружиной 10. Между подвижным вкладышем 2 и полуподвижным вкладышем 7 установлены пружины 11 и 12. Поверх корпуса 1 сцепного устройства, посредством шпилек 13, подвижно закреплен защитный кожух 14, подпружиненный относительно корпуса 1 пружинами 15, в исходном положении частично перекрывающий сцепное отверстие 16.

Тягово-сцепное устройство работает следующим образом.

При сцеплении защитный кожух 14 перемещается вдоль корпуса 1, освобождая сцепное отверстие 16 от частичного перекрытия. Далее открывается фиксатор 6, препятствующий перемещению рычага 5, который необходимо привести в вертикальное положение. Рычаг 5, посредством вала 4, приводит кулачек 3 в вертикальное положение, освобождая подвижный вкладыш 2, который под действием пружин 11 и 12 перемещается в крайнее положение, отпирая тем самым сцепное устройство. После этого сцепной шар 8, жестко размещенный на дышле прицепа 9, вводится через сцепное отверстие 16 в пространство между вкладышами 2 и 7. Рычаг 5 возвращается в исходное горизонтальное положение, кулачок 3 вала 4 перемещает подвижный вкладыш 2 по направлению к полуподвижному вкладышу 7, запирая сцепной шар 8 в корпусе 1 сцепного устройства. Далее закрывается фиксатор 6, препятствующий случайному перемещению рычага 5. После чего защитный кожух 14 возвращается в исходное положение, частично перекрывая сцепное отверстие 16, обеспечивая тем самым защиту от случайного расцепления.

При расцеплении защитный кожух 14 перемещается вдоль корпуса 1, освобождая сцепное отверстие 16 от частичного перекрытия. Далее открывается фиксатор 6, препятствующий перемещению рычага 5, который необходимо привести в вертикальное положение. Рычаг 5, посредством вала 4, приводит кулачок 3 в вертикальное положение, освобождая подвижный вкладыш 2, который под действием пружин 11 и 12 перемещается в крайнее положение, отпирая тем самым сцепное устройство. После этого сцепной 1 шар 8, жестко размещенный на дышле прицепа 9, выводится через сцепное отверстие 16 из пространства между вкладышами 2 и 7.

Таким образом, предлагаемое тягово-сцепное устройство для автопоезда исключает случайное расцепление автопоезда и снижает износ агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля-тягача при трогании.

Тягово-сцепное устройство для автопоезда, содержащее установленный на одном звене автопоезда сцепной шар, а на другом корпус, в котором расположены подвижный вкладыш, выполненный с возможностью перемещения вдоль корпуса, вкладыш с возможностью охвата части сцепного шара, кулачок, размещенный на установленном в корпусе валу, на одном из концов которого закреплен рычаг с механизмом фиксации, отличающееся тем, что сцепной шар жестко размещен на дышле прицепа, а на транспортном средстве установлен корпус сцепного замка, в котором подвижный вкладыш выполнен с возможностью взаимодействия с кулачком, вкладыш с возможностью охвата части сцепного шара подпружинен относительно корпуса, при этом между вкладышами установлены пружины, а поверх корпуса надет защитный кожух, выполненный с возможностью передвижения вдоль корпуса, в исходном положении частично перекрывающий сцепное отверстие.



 

Похожие патенты:

Тягово-сцепное устройство (тсу) переменной длины для прицепа грузовых и легковых автомобилей относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например тракторов или автомобилей с прицепами
Наверх