Амфибийное судно на воздушной подушке

 

Изобретение относится к производству летательных аппаратов, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП). Колесо-диск (1) закреплено на силовой подвижной раме (2). Корпус судна (3) имеет гибкое ограждение (4), на которое опирается судно на стоянке. Рама (5) направляющего устройства соединена с гидроприводом (6). При помощи шарниров (7) рама закреплена на днище (8) СВП на силовом шпангоуте (9). Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении устойчивости движения СВП при определенных природных условиях работы, а точнее, при условиях сильного бокового ветра. 1 з.п.ф. 5 ил.

Изобретение относится к производству летательных аппаратов, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП) и может быть использовано для СВП любого назначения: военных СВП, транспортных СВП, спортивных судов и т.д.

Известно «Судно на воздушной подушке» (патент России 2182089 М. кл. B60V 3/06) содержащее нагнетательную установку с рулевым устройством, ограждение области воздушной подушки с носовым и кормовыми элементами и бортовыми скегами, снабженными гибкими ограждениями, прикрепленными к их нижней части. На наружных поверхностях гибких ограждений под углом 30-60° к вертикальной плоскости размещены полосы из эластичного материала, имеющие клиновидную форму.

Недостатком конструкции являются высокие затраты энергии на преодоление сопротивления несущей поверхности.

Известно также «Судно на воздушной подушке» (патент России 2167775 М. кл. В60V 1/16) содержащее надувное ограждение воздушной подушки, корпус, нагнетательную установку с рулевым устройством, ограждение области воздушной подушки с носовым и кормовым элементами и бортовыми скегами. Судно также содержит элемент, разделяющий область воздушной подушки на левую и правую камеры. Этот элемент выполнен в виде гибкого воздуховода с продольным гребнем в нижней части. Гибкий воздуховод разделен внутри продольной диафрагмой на левую и правую секции. Левая и правая секции соединены с нагнетательной установкой. В стенках гибкого воздуховода, смежных с камерами воздушной подушки, выполнены отверстия. Эти отверстия сообщают каждую секцию гибкого воздуховода с соответствующей камерой воздушной подушки.

Известно, что при высокой скорости и интенсивности бокового ветра траектория движения СВП может сильно отклониться от заданного маршрута. Не лишена этого недостатка и отмеченная конструкция. Это влечет за собой увеличение дальности пути и перерасход топлива.

Задачей заявляемого изобретения является увеличение устойчивости и управляемости СВП при высоких скоростях бокового ветра, повышение экономичности судна.

Поставленная задача достигается тем, что амфибийное судно на воздушной подушке, содержащее надувное ограждение воздушной подушки, корпус, нагнетательную установку с рулевым устройством, ограждение области воздушной подушки с носовым и кормовым элементами, согласно заявляемому техническому решению, снабжено выдвижным направляющим устройством, состоящим из силовой рамы, шарнирно закрепленной на силовом шпангоуте днища судна, гидропривода и дискового колеса, подвижно закрепленного на силовой раме вдоль продольной оси судна, причем в крайне выдвинутом положении ось дискового колеса расположена в боковой плоскости центра давления судна.

Диск-колесо может быть выполнено с заостренными кромками.

Изобретение поясняется графически. На фиг.1 представлена схема судна на воздушной подушке, вид сбоку; на фиг.2. вид спереди; на фиг.3. показана схема расположения направляющего устройства по отношению к боковой плоскости центра давления судна. На фиг.4. изображена рама направляющего устройства и дисковое колесо в рабочем положении и на стоянке (изображено пунктиром), вид сбоку; на фиг.5. та же рама, но вид снизу.

Колесо-диск 1 закреплено на силовой подвижной раме 2. Корпус судна 3 имеет гибкое ограждение 4, на которое опирается судно на стоянке. Рама 5 направляющего устройства соединена с гидроприводом 6. При помощи шарниров 7 рама закреплена на днище 8 СВП на силовом шпангоуте 9.

Колесо-диск 1 при его выполнении с заостренными кромками обеспечивает меньшее сопротивление несущей поверхности движению СВП.

Эксплуатируется СВП следующим образом (фиг.4. и 5.).

Во время движения СВП в случае сильного бокового ветра рама 5 при помощи гидропривода 6 выдвигается из-под днища судна 8 до соприкосновения дискового колеса 1 с несущей поверхностью, повышая при этом устойчивость судна по курсу. При движении направляющее устройство амортизирует на неровностях почвы с помощью гидропривода 6. Чтобы уменьшить сопротивление судна при движении над земной или водной поверхностью, кромки диска-колеса 1 выполнены заостренными.

В случае движения над водной поверхностью направляющее устройство максимально выходит из-под гибкого ограждения 4 и диск-колесо 1 выступает в роли киля. В этом случае ось диска-колеса 1 расположена в боковой плоскости центра давления судна. Боковая плоскость центра давления СВП проходит через центр давления перпендикулярно продольной оси судна. Центр давления представляет собой точку приложения равнодействующей всех аэродинамических сил, действующих на летательный аппарат.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении устойчивости движения СВП при определенных природных условиях работы, а точнее, при условиях сильного бокового ветра.

Технико-экономический эффект от реализации данного изобретения заключается в удешевлении грузоперевозок, повышении рентабельности СВП как транспортного средства, уменьшении дальности и времени пути, престижности и комфортности пассажирских амфибийных судов на воздушной подушке.

1. Амфибийное судно на воздушной подушке, содержащее надувное ограждение воздушной подушки, корпус, нагнетательную установку с рулевым устройством, ограждение области воздушной подушки с носовым и кормовым элементами, отличающееся тем, что судно снабжено выдвижным направляющим устройством, состоящим из силовой рамы, шарнирно закрепленной на силовом шпангоуте днища судна, гидропривода и дискового колеса, подвижно закрепленного на силовой раме вдоль продольной оси судна, причем в крайне выдвинутом положении ось дискового колеса расположена в боковой плоскости центра давления судна.

2. Амфибийное судно по п.1, отличающееся тем, что диск-колесо выполнено с заостренными кромками.



 

Наверх