Тренажёр для привития практических навыков по регулировке зазора между поверхностями носка коромысла и торца клапана

 

Полезная модель относится к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам для привития практических навыков.

Технический результат направлен на обеспечение возможности привития навыков регулировки зазора, между поверхностями носка коромысла и торца клапана клапанного механизма двигателя и электронного контроля величины выставляемого зазора путем применения электронного считывающего устройства и датчика поворота.

Технический результат достигается тем, что в тренажер для привития практических навыков по регулировке газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания, содержащий головку блока цилиндров с клапанами, коромысло и смонтированный под ней узел контроля, под головкой закреплен кулачковый вал с датчиком поворота, резистором и редуктором, дополнительно установлен шток, снабженный стопорной гайкой, с напрессованной шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней, воздействующей на резистор, позволяющий при правильном выполнении регулировки обеспечить нужное сопротивление для подачи сигнала на логическое устройство, которое в свою очередь получает информацию от резисторов и датчика поворота кулачкового вала о величине зазора и угле поворота кулачкового вала, и связано с двумя сигнальными табло, информирующими обучаемого и инструктора о правильности или неправильности выполнения регулировки.

Полезная модель относится к устройствам для привития профессиональных навыков и может быть использована в качестве тренажера для привития навыков по регулировке газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания.

Известен тренажер для формирования навыков выполнения регулировочных работ клапанного механизма [1], содержащий: стол, внутри которого в опорах вращения расположен основной вал, с торца к которому при креплена рукоятка привода основного вала, трещоточная головка, вращающийся наконечник которой крепится к столу, на основном валу крепится ведущая шестерня, в опорах вращения расположен распределительный вал с закрепленной ведомой шестерней. В верхней части стола в опорах вращения расположена опорная плита, к которой при помощи кронштейнов крепится головка блока цилиндров в сборе, в нижней части опорной плиты на кронштейнах в опорах вращения расположена ось толкателей, на которой расположен толкатель с пятой, в которую одним концом упирается штанга. На столе расположен фиксатор в виде подпружиненного пальца, взаимодействующего с отверстиями. При этом ось поворота опорной плиты, расположенной в парах вращения, смещена относительно оси толкателей. Принят за прототип.

Недостатком тренажера является то, что отсутствует контроль за точностью регулировки и большие размеры тренажера. Так же не выполняются несколько этапов регулировки, то есть не формируется последовательность ее выполнения.

Известен тренажер для привития навыков по регулировке зазора [2], содержащий: каркас, на котором закреплена опорная плита. На ней жестко закреплено Г-образное основание, являющееся опорой для прикрепленного к его верхней площадке кронштейна. На оси последнего с зазором посажено коромысло. В резьбовое отверстие короткого плеча коромысла ввернут первый шток со стопорной гайкой, вставленный в отверстие основания и опорной плиты. На нижнем конце первого штока посредством втулки фиксируется ось резистора, резистор установлен на скобе стопорной гайкой, резистор имеет выводы. Скоба закреплена на каркасе посредством болтов. Первый шток зафиксирован от осевого перемещения жестко прикрепленной к нему упорной тарелкой, опирающейся на основании.

Недостатком тренажера является то, что он не моделирует полностью работу на двигателе.

Технический результат направлен на обеспечение возможности привития навыков регулировки зазора между поверхностями носка коромысла и торца клапана клапанного механизма двигателя и электронного контроля величины выставляемого зазора путем применения электронного считывающего устройства и датчика поворота.

Технический результат достигается тем, что в тренажер для привития практических навыков по регулировке газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания, содержащий головку блока цилиндров с клапанами, коромысло и смонтированный под ней узел контроля, под головкой закреплен кулачковый вал с датчиком поворота, резистором и редуктором, дополнительно установлен шток, снабженный стопорной гайкой, с напрессованной шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней, воздействующей на резистор, позволяющий при правильном выполнении регулировки обеспечить нужное сопротивление для подачи сигнала на логическое устройство, которое в свою очередь получает информацию от резисторов и датчика поворота кулачкового вала о величине зазора и угле поворота кулачкового вала, и связано с двумя сигнальными табло, информирующими обучаемого и инструктора о правильности или неправильности выполнения регулировки.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в тренажер дополнительно установлен шток, снабженный стопорной гайкой, с напрессованной шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней, воздействующей на резистор, позволяющий при правильном выполнении регулировки обеспечить нужное сопротивление для подачи сигнала на логическое устройство, которое в свою очередь получает информацию от резисторов и датчика поворота кулачкового вала о величине зазора и угле поворота кулачкового вала, и связано с двумя сигнальными табло, информирующими обучаемого и инструктора о правильности или неправильности выполнения регулировки.

На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого тренажера, на фиг.2 - вид сбоку и пульт управления тренажера.

Тренажер состоит из: головки блока цилиндров 3 с клапанами 8 осью коромысла 7, коромыслом 6 (фиг.2) Под ней закреплен кулачковый вал 1 на кронштейнах 12 (фиг.1), вместо штанги в головке блока цилиндров установлен шток 4. На кронштейне 9 под головой блока цилиндров 3 закреплен резистор 10. Для передачи усилия на шток 4 напрессована шестерня 2, которая находится в зацеплении с другой шестерней 11 передающей усилие на резистор 10. Контроль правильности проворачивания кулачкового вала осуществляет датчик поворота 13. Тренажер приводится в действие рукояткой 16, закрепленной на маховике 15, причем один поворот маховика 15 соответствует двум поворотам кулачкового вала 1. Это возможно благодаря установленному на валу редуктору 14.

Тренажер работает следующим образом: уяснив задачу, обучаемый совмещает метки на маховике 15 и корпусе редуктора (что соответствует нахождению поршня в верхней мертвой точке). Далее обучаемый нажимает на пульте кнопку «1» (фиг.2), что соответствует первому цилиндру. Проверяет пластинчатым щупом зазор между носками коромысел и торцами стержней клапанов. Если они не верны, выполняет все в следующей последовательности: ослабляет гайку 5, вставляет в зазор щуп нужной толщины и, вращая шток 4 отверткой, устанавливает нужный зазор. Придерживая шток 4 отверткой, затягивает гайку 5 и проверяет величину зазора. Щуп толщиной 0,15 мм для впускного клапана и 0,20 мм для выпускного должен входить свободно, а толщиной 0,20 мм для впускного и 0,25 мм для выпускного - с небольшим усилием. Следующим шагом он нажимает кнопку «5» (фиг.2), которая соответствует следующему цилиндру, при этом информация о предыдущей регулировке через резистор сохраняется в логическом устройстве. Далее обучаемый проворачивает рукоятку на 90° в соответствии с условиями регулировки, при этом кулачковый вал устанавливается в одно из трех положений: первое - зазор между носком коромысла и торцом клапана минимальный; второе - соответствует 0,15-0,25 мм; третье - соответствует 0,25-0,30 мм. Профиль кулачка позволяет перемещаться клапану на 0,4 мм. Тем самым происходит разрегулирование предыдущей регулировки. После окончания последней регулировки, если обучаемый правильно выставил зазор и проворачивал рукоятку, загорится табло «Регулировка выполнена правильно» или «Регулировка выполнена неправильно».

Тренажер так же можно использовать для обучения выполнения регулировки клапанного механизма и четырех цилиндрового двигателя, для этого в логическом устройстве предусмотрено переключение на восприятие зазоров клапанных механизмов этих двигателей.

Источник информации:

1. патент 2293301 мпк G09B 9/00 от 20.06.2006 г. Бюль. 4

2. патент 2316823 мпк G09B 9/00 от 10.02.2008 г. Бюль. 4

Тренажёр для привития практических навыков по регулировке газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания, содержащий головку блока цилиндров с клапанами, коромысло и смонтированный под ней узел контроля, причем под головкой закреплен кулачковый вал с датчиком поворота, резистором и редуктором, отличающийся тем, что в тренажёр дополнительно установлен шток, снабженный стопорной гайкой, с напрессованной шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней, воздействующей на резистор, позволяющий при правильном выполнении регулировки обеспечить нужное сопротивление для подачи сигнала на логическое устройство, которое в свою очередь получает информацию от резисторов и датчика поворота кулачкового вала о величине зазора и угле поворота кулачкового вала, и связано с двумя сигнальными табло, информирующими обучаемого и инструктора о правильности или неправильности выполнения регулировки.



 

Наверх