Автомобиль-самосвал (варианты)

 

Группа полезных моделей относится к самосвальным транспортным средствам, в частности к автомобилям-самосвалам с кузовом с откидными бортами, откидывающимися на нижних шарнирах. Технический результат предлагаемой полезной модели - обеспечение сочетания высокого полезного объема кузова (за счет увеличения высоты его бортов) и повышенного угла его опрокидывания при уменьшенной высоте центра тяжести кузова. Складная конструкция боковых откидных бортов 3 предлагаемого автомобиля-самосвала, например по второму варианту, позволяет при боковом опрокидывании на правую или левую сторону при помощи подъемно-гидравлического механизма 5 обеспечить оптимальное сочетание грузоподъемности кузова 2, максимального угла его наклона и минимальной высоты его центра тяжести за счет уменьшения высоты откинутого бокового борта 3 в результате фиксации его в сложенном состоянии с помощью защелкивающегося штыревого узла 9. При этом оснащение кузова 2 пружиной 12 улучшает его эксплуатационные характеристики, в частности смягчает откидывание бортового борта 3 в сложенном состоянии и облегчает его подъем при закрывании бокового борта 3.

Группа полезных моделей относится к самосвальным транспортным средствам, в частности к автомобилям-самосвалам с кузовом с откидными бортами, откидывающимися на нижних шарнирах.

К основным характеристикам эксплуатационной эффективности автомобилей-самосвалов относятся полезный объем и угол опрокидывания их кузова. Причем увеличение полезного объема кузова можно получить за счет увеличения высоты его бортов, приводящего, одновременно, к уменьшению угла опрокидывания кузова, обусловленного ограничением высоты центра тяжести кузова для обеспечения устойчивости конструкции автомобиля-самосвала.

Так в известном автомобиле-самосвале с двухсторонним боковым опрокидыванием (см. авторское свидетельство СССР, 572391, В60Р 1/28, В60Р 1/06, 1977) уменьшение высоты центра тяжести кузова с откидными бортами достигается в результате введения в конструкцию кузова люков в его днище, размещенных непосредственно над задними колесами автомобиля-самосвала, по длине перекрывающими их диаметр и установленными с возможностью поворота при опрокидывании кузова. В данном аналоге уменьшение высоты центра тяжести кузова при обеспечении требуемого его полезного объема приводит к ухудшению условий выгрузки в связи с ограничением угла его опрокидывания из-за того, что при включении подъемного механизма платформа поворачивается до определенного угла наклона, при котором люки опираются на задние колеса и поворачиваются на шарнирах.

В качестве прототипа заявляемых вариантов автомобиля-самосвала выбран автомобиль-самосвал ГА3-САЗ-53Б, созданный на базе автомобиля ГА3-53А и представляющий собой шасси с установленным на нем опрокидывающимся назад, на левую и правую стороны посредством подъемно-гидравлического механизма металлическим кузовом с откидными бортами, откидывающимися на нижних шарнирах (Михайловский Е.В. и др. Автомобили. М., «Машиностроение», 1974, с.319-320, рис.275, а).

Прототип также характеризуется значительным резервом оптимизации конструкции автомобиля-самосвала с точки зрения его эксплуатационно-технических характеристик.

Технический результат предлагаемой полезной модели - обеспечение сочетания высокого полезного объема кузова (за счет увеличения высоты его бортов) и повышенного угла его опрокидывания при уменьшенной высоте центра тяжести кузова в результате складывания борта со стороны опрокидывания кузова и уменьшения высоты откинутого сложенного борта.

Для достижения указанного технического результата предлагаются следующие варианты автомобиля-самосвала.

В автомобиле-самосвале по первому варианту, представляющем собой шасси с установленным на нем опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма кузовом с откидными бортами, откидывающимися на нижних шарнирах, в бортовом кузове с односторонним боковым опрокидыванием смонтирован со стороны опрокидывания один складной боковой откидной борт, выполненный для уменьшения высоты откинутого бокового борта при опрокидывании кузова с возможностью его складывания в плоскости борта.

При этом в частном исполнении заявляемого автомобиля-самосвала по первому варианту бортовой кузов выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция бокового откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части борта на нижней откидной продольной части борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и складной боковой откидной борт снабжен защелкивающимся штыревым узлом фиксации верхней и нижней откидных продольных частей бокового борта в сложенном положении и отдельными запором верхней откидной продольной части бокового борта и запором нижней откидной продольной части бокового борта для закрытия последнего.

Причем складной боковой откидной борт может быть снабжен для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта пружиной, соединяющей нижнюю откидную продольную часть бокового борта с передним бортом с расположением указанной пружины в плоскости, параллельной переднему борту, снаружи бортового кузова.

В автомобиле-самосвале по второму варианту, представляющем собой шасси с установленным на нем кузовом с откидными бортами, опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма, в бортовом кузове с двухсторонним боковым опрокидыванием смонтированы со стороны опрокидывания два складных боковых откидных борта, выполненных для уменьшения высоты откинутого бокового борта при опрокидывании кузова с возможностью их складывания в плоскости борта.

При этом в частном исполнении заявляемого автомобиля-самосвала по второму варианту каждый бортовой кузов выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция бокового откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части борта на нижней откидной продольной части борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и складной боковой откидной борт снабжен защелкивающимся штыревым узлом фиксации верхней и нижней откидных продольных частей бокового борта в сложенном положении и отдельными запором верхней откидной продольной части бокового борта и запором нижней откидной продольной части бокового борта для закрытия последнего.

Причем каждый складной боковой откидной борт может быть снабжен для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта пружиной, соединяющей нижнюю откидную продольную часть бокового борта с передним бортом с расположением указанной пружины в плоскости, параллельной переднему борту, снаружи бортового кузова.

В автомобиле-самосвале по третьему варианту, представляющем собой шасси с установленным на нем кузовом с откидными бортами, опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма, в бортовом кузове с задним опрокидыванием смонтирован задний откидной борт, выполненный для уменьшения его высоты в откинутом положении при опрокидывании кузова с возможностью его складывания в плоскости борта.

При этом в частном исполнении заявляемого автомобиля-самосвала по третьему варианту бортовой кузов выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция заднего откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части борта на нижней откидной продольной части борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и складной задний откидной борт снабжен защелкивающимся штыревым узлом фиксации верхней и нижней откидных продольных частей заднего борта в сложенном положении и отдельными запором верхней откидной продольной части заднего борта и запором нижней откидной продольной части заднего борта для закрытия последнего.

На фиг.1 показаны общий вид закрытого кузова заявляемого автомобиля-самосвала по второму варианту без пружины для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта (1а) и используемый в этом кузове тип защелкивающегося штыревого узла фиксации верхней и нижней откидных продольных частей бокового борта в сложенном положении (1б); на фиг.2 - общий вид заявляемого автомобиля-самосвала по второму варианту (на базе шасси ISUZU) с опрокинутым на правую сторону кузовом без пружины для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта; на фиг.3 - общий вид закрытого кузова заявляемого автомобиля-самосвала по второму варианту (на базе шасси ISUZU) с пружиной для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта (3а) и укрупненный вид части закрытого кузова этого автомобиля-самосвала с указанной пружиной (3б); на фиг.4 - заявляемый автомобиль-самосвал по второму варианту (на базе шасси ISUZU) с откинутой верхней продольной частью бокового борта (в сложенном состоянии), вид сзади (4а) и спереди (4б); на фиг.5 - заявляемый автомобиль-самосвал по второму варианту (на базе шасси ISUZU) с откинутым боковым бортом (в сложенном состоянии), вид спереди (5а) и вид сзади с опрокинутым на правую сторону кузовом (5б).

В качестве примера предлагается описание устройства заявляемого автомобиля-самосвала по второму варианту.

Предлагаемый автомобиль-самосвал (второй вариант) (см. фиг.1-3) содержит шасси 1 (базовое шасси ISUZU-NQR75P) с установленным на нем кузовом 2 с откидными боковыми 3 и задним 4 бортами. Кузов 2 выполнен опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма 5 (см. фиг.5б).

В бортовом кузове 2 с двухсторонним боковым опрокидыванием смонтированы со стороны опрокидывания два складных боковых откидных борта (правый и левый) 3, выполненные для уменьшения высоты откинутого бокового борта 3 при опрокидывании кузова 2 с возможностью их складывания в плоскости борта 3.

Причем бортовой кузов 2 (см. фиг.1а) выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция бокового откидного борта 3 предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части 6 борта 3 на нижней откидной продольной части 7 борта 3, шарнирно закрепленной на днище 8 кузова 2 (см. фиг.2).

При этом складной боковой откидной борт 3 снабжен защелкивающимся штыревым узлом 9 фиксации верхней и нижней откидных продольных частей 6 и 7 бокового борта 3 в сложенном положении (см. фиг.1б - узел 9 в разомкнутом состоянии и 4б - внешний вид типового защелкнутого штыревого фиксатора, используемого качестве узла 9 для оснащения складного бокового борта 3).

А для закрытия складного бокового откидного борта 3 в разложенном состоянии последний оснащен отдельными запором 10 верхней откидной продольной части 6 бокового борта 3 и запором 11 нижней откидной продольной части 7 бокового борта 3 (см. фиг.1а).

Для смягчения откидывания бокового борта 3 в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта 3, последний снабжен пружиной 12 (см. фиг.3а), соединяющей нижнюю откидную продольную часть 7 бокового борта 3 с передним бортом 13 с расположением пружины 12 в плоскости, параллельной переднему борту 13, снаружи бортового кузова 2 (см. фиг.3б). При этом пружина 12 крепится на опорных стойках 14, размещенных на наружной стенке переднего борта 13.

Аналогично устроен заявляемый автомобиль-самосвал (третий вариант) с задним опрокидыванием бортового кузова, в котором складная конструкция, соответственно заднего откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части этого борта на нижней откидной продольной части этого же борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и их фиксацию в сложенном положении с помощью защелкивающегося штыревого узла (на фигурах не показано). Оснащение кузова пружиной для смягчения откидывания заднего борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании заднего борта не обязательно в связи с меньшей массой заднего борта.

Устройство заявляемого автомобиля-самосвала по первому варианту с односторонним боковым опрокидыванием бортового кузова такое же как по второму варианту с очевидным уменьшением количества складных боковых бортов до одного.

Складная конструкция боковых откидных бортов 3 предлагаемого автомобиля-самосвала позволяет при боковом опрокидывании на правую или левую сторону при помощи подъемно-гидравлического механизма 5 (см. фиг.5б) обеспечить оптимальное сочетание грузоподъемности кузова 2, максимального угла его наклона и минимальной высоты его центра тяжести за счет уменьшения высоты откинутого бокового борта 3 в результате фиксации его в сложенном состоянии с помощью защелкивающегося штыревого узла 9 (см. фиг.1, 4б и 5а).

При этом оснащение кузова 2 пружиной 12 (см. фиг.3 и 5а) улучшает его эксплуатационные характеристики, в частности смягчает откидывание бортового борта 3 в сложенном состоянии и облегчает его подъем при закрывании бокового борта 3.

1. Автомобиль-самосвал, представляющий собой шасси с установленным на нем опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма кузовом с откидными бортами, откидывающимися на нижних шарнирах, отличающийся тем, что в бортовом кузове с односторонним боковым опрокидыванием смонтирован со стороны опрокидывания один складной боковой откидной борт, выполненный для уменьшения высоты откинутого бокового борта при опрокидывании кузова с возможностью его складывания в плоскости борта.

2. Автомобиль-самосвал по п.1, отличающийся тем, что бортовой кузов выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция бокового откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части борта на нижней откидной продольной части борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и складной боковой откидной борт снабжен защелкивающимся штыревым узлом фиксации верхней и нижней откидных продольных частей бокового борта в сложенном положении и отдельными запором верхней откидной продольной части бокового борта и запором нижней откидной продольной части бокового борта для закрытия последнего.

3. Автомобиль-самосвал по п.2, отличающийся тем, что складной боковой откидной борт снабжен для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта пружиной, соединяющей нижнюю откидную продольную часть бокового борта с передним бортом с расположением указанной пружины в плоскости, параллельной переднему борту, снаружи бортового кузова.

4. Автомобиль-самосвал, представляющий собой шасси с установленным на нем кузовом с откидными бортами, опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма, отличающийся тем, что в бортовом кузове с двухсторонним боковым опрокидыванием смонтированы со стороны опрокидывания два складных боковых откидных борта, выполненных для уменьшения высоты откинутого бокового борта при опрокидывании кузова с возможностью их складывания в плоскости борта.

5. Автомобиль-самосвал по п.4, отличающийся тем, что каждый бортовой кузов выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция бокового откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части борта на нижней откидной продольной части борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и складной боковой откидной борт снабжен защелкивающимся штыревым узлом фиксации верхней и нижней откидных продольных частей бокового борта в сложенном положении и отдельными запором верхней откидной продольной части бокового борта и запором нижней откидной продольной части бокового борта для закрытия последнего.

6. Автомобиль-самосвал по п.5, отличающийся тем, что каждый складной боковой откидной борт снабжен для смягчения откидывания бокового борта в сложенном состоянии и облегчения его подъема при закрывании бокового борта пружиной, соединяющей нижнюю откидную продольную часть бокового борта с передним бортом с расположением указанной пружины в плоскости, параллельной переднему борту, снаружи бортового кузова.

7. Автомобиль-самосвал, представляющий собой шасси с установленным на нем кузовом с откидными бортами, опрокидывающимся посредством подъемно-гидравлического механизма, отличающийся тем, что в бортовом кузове с задним опрокидыванием смонтирован задний откидной борт, выполненный для уменьшения его высоты в откинутом положении при опрокидывании кузова с возможностью его складывания в плоскости борта.

8. Автомобиль-самосвал по п.7, отличающийся тем, что бортовой кузов выполнен с двойным бортовым откидыванием, при котором складная конструкция заднего откидного борта предусматривает шарнирное крепление верхней откидной продольной части борта на нижней откидной продольной части борта, шарнирно закрепленной на днище кузова, и складной задний откидной борт снабжен защелкивающимся штыревым узлом фиксации верхней и нижней откидных продольных частей заднего борта в сложенном положении и отдельными запором верхней откидной продольной части заднего борта и запором нижней откидной продольной части заднего борта для закрытия последнего.



 

Наверх