Транспортная лестничная шина

 

Патентуемая полезная модель относится к области медицины, а более конкретно - к приспособлениям, применяемым службами скорой и экстренной медицинской помощи для фиксации верхних и нижних конечностей пострадавших людей. Разработанная транспортная шина найдет эффективное применения в травматологии службами скорой медицинской помощи, медицины катастроф, ГО и ЧС, военной и экстремальной медицины, а также для иммобилизации поврежденных конечностей в различных травмпунктах, медпунктах и здравпунктах предприятий. Патентуемая транспортная лестничная шина содержит ложемент для иммобилизации поврежденной конечности, выполненный в виде плоской прямоугольной вытянутой рамки 1 из проволоки с поперечными проволочными стяжками, которая размещена в эластичной обойме 2, выполненной из вспененного полиэтилена, и наружный защитный чехол 3, выполненный из тентового материала поливинилхлорида. Найденная новая комбинация конструктивных материалов для изготовления патентуемой транспортной шины в виде трехслойной конструкции, обеспечивает сочетание таких свойств разработанной шины как: высокая прочность, эластичность, надежная фиксация изогнутой формы шины при ее наложении на пораженный участок, легкость и удобство многократной дезинфекции. Эластичная обойма 2 в комбинации с прочным чехлом 3 закрывает конструктивные пустоты рамки 1, что дополнительно повышает надежность и безболезненность фиксации отдельных частей и участков сломанной конечности при наложении патентуемой конструкции лестничной шины. 1 н.п.ф., 4 ил.

Патентуемая полезная модель относится к области медицины, а более конкретно - к приспособлениям, применяемым службами скорой и экстренной медицинской помощи для фиксации верхних и нижних конечностей пострадавших людей. Разработанная транспортная шина найдет эффективное применения в травматологии службами скорой медицинской помощи, медицины катастроф, ГО и ЧС, военной и экстремальной медицины, а также для иммобилизации поврежденных конечностей в различных травмпунктах, медпунктах и здравпунктах предприятий.

Известны различные конструкции медицинских транспортных шин, предназначенных для транспортной иммобилизации поврежденных конечностей пострадавшего человека.

Известна транспортная шина, применяемая при переломах костей нижних конечностей (SU, авт.св. N 127788, А61F 5/04, 1960).

Основным недостатком указанной выше шины является ее узкая специализация, в силу которой данная шина применяется только при переломе определенного вида конкретной конечности. Вследствие этого возникает необходимость возить в машинах скорой помощи самые разнообразные виды шин на все случаи переломов. Соответствующие шины описаны в Малой медицинской энциклопедии под ред. В.X. Василенко, М. "Советская энциклопедия", 1989, том II, стр.473-477, 479.

Известна конструктивная серия транспортных иммобилизационных шин одноразового применения (см. патенты РФ 27479, 41974 на полезную модель; патенты РФ 2223724, 2278639 на изобретения), изготовленных на основе прессованного картона. Существенными недостатками подобных транспортных шин являются резкое ухудшение прочностных характеристик шин при контакте с водой (дождь, сырость полевых условий, осенняя непогода, снег и т.п.), а также отсутствие эластичного слоя в конструкции таких шин, что является причиной дополнительного травмирования и боли пострадавшему.

Известна также универсальная транспортная шина Крамера, которая является наиболее близким техническим решением к патентуемой полезной модели и которая выбрана в качестве прототипа (см. Малая медицинская энциклопедия под ред. В.X.Василенко, М. "Советская энциклопедия", 1989, том II, стр.475-477).

Шина Крамера для иммобилизации верхних конечностей представляет собой ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде прямоугольной вытянутой рамки из стальной мягкой проволоки с поперечными проволочными стяжками, обмотанную мягкой тканью и упакованную в клеенчатый чехол. Шина Крамера содержит фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде, например, эластичного бинта, наматываемого на поврежденную конечность и ложемент.

Для накладывания шины Крамера берут лестничный сегмент требуемой длины, в зависимости от места перелома изгибают его в необходимых местах для придания формы, соответствующей форме сломанной конечности, прикладывают шину к конечности и приматывают бинтами.

Транспортная шина Крамера в своей традиционной конструктивной реализации, хотя и позволяет решать в экстремальных и полевых условиях задачу по оказанию экстренной помощи людям с переломанными конечностями, обладает рядом существенных эксплуатационных недостатков, которые значительно ограничивают область ее применения.

К существенным недостаткам шины Крамера следует отнести ее недолговечность, ненадежность и невысокую гигиеничность. От периодических сгибаний практически в одних и тех же местах проволочная шина теряет свою механическую прочность и вскоре ломается.

При этом, металлический лестничный каркас шины Крамера, обмотанный мягкой тканью, не способен в должной мере обеспечить надежную и безболезненную фиксацию сломанной конечности, поскольку при наложении лестничной шины отдельные части и участки сломанной конечности будет находиться в зонах конструктивных пустот металлической рамки, которая является доминирующим элементом транспортной шины.

Кроме того, использование в качестве наружного защитного чехла клеенчатого материала не позволяет обеспечить эффективную гигиеническую обработку транспортной шины в силу низкой механической прочности и недостаточной химической стойкости клеенчатого материала защитного чехла к применяемым для гигиенической обработки химическим реагентам.

Патентуемая полезная модель решает задачу:

- повышения надежности фиксации сломанной конечности и уменьшения боли пострадавшего при наложении транспортной шины;

- обеспечения долговечности и гигиеничности конструкции медицинской транспортной мобилизационной шины;

- обеспечения экономичной цены патентуемой конструкции транспортной шины.

Указанная задача решается следующим образом.

В транспортной лестничной шине, аналогичной конструкции, описанной в «Малой медицинской энциклопедии» под ред. В.X.Василенко, М. "Советская энциклопедия", 1989, том II, стр.475-477), и содержащей размещенный в наружном защитном чехле ложемент для иммобилизации поврежденной конечности, выполненный в виде плоской прямоугольной вытянутой рамки из проволоки с поперечными проволочными стяжками, согласно патентуемой полезной модели, ложемент в виде прямоугольной рамки из проволоки размещен в эластичной обойме, которая выполнена из вспененного полиэтилена, а наружный защитный чехол выполнен из полихлорвинила.

Предусмотрено, что для изготовления эластичной обоймы используют вспененный полиэтилен марки полирекс НПЭ, при этом толщина эластичной обоймы из вспененного полиэтилена составляет от 4 до 12 мм, а для изготовления наружного защитного чехла используют прочный тентовый материал марки ПВХ 420 Д.

Технический результат патентуемой полезной модели заключается в том, что разработанная универсальная транспортная шина, благодаря оригинальному сочетанию материалов используемых для изготовления шины и трехслойной конструкции шины (рамка-вспененный полиэтилен-прочный чехол из ПВХ) обеспечивает:

- плотное прилегание шины к травмируемой конечности и надежную фиксацию пораженного участка без причинения дополнительного травмирования и боли пострадавшему;

- удобство и эффективность дезинфекции использованной шины;

- повышение долговечности и срока службы транспортной шины.

При этом конструкция патентуемой шины реализуется на стандартном технологическом оборудовании, не содержит дефицитных и дорогостоящих компонентов, что обуславливает высокую экономичность и низкую себестоимость производства настоящих транспортных шин.

Сущность полезной модели поясняется описанием патентуемой транспортной шины и графическими материалами, на которых представлены:

Фиг.1 - патентуемая транспортная шина (вид в разрезе);

Фиг.2 - ложемент шины в виде прямоугольной рамки (фрагмент);

Фиг.3 - примеры конструктивных размеров шины;

Фиг.4 - чехол для размещения транспортной шины.

Патентуемая транспортная лестничная шина содержит ложемент для иммобилизации поврежденной конечности, выполненный в виде плоской прямоугольной вытянутой рамки 1 из проволоки с поперечными проволочными стяжками, которая размещена в эластичной обойме 2, выполненной из вспененного полиэтилена, и наружный защитный чехол 3, выполненный из тентового материала поливинилхлорида. Плоская прямоугольная рамка 1 может быть выполнена из стальной, медной, алюминиевой и т.п. проволоки.

Патентуемая транспортная шина отличается повышенной надежностью фиксации области перелома конечности, благодаря плотному прилеганию шины к травмированной конечности, что достигается физиологичным сочетанием материалов, используемых для изготовления шины, в частности, применением вспененного полиэтилена для эластичной обоймы 2 и трехслойной конструкцией шины, которая включает рамку 1 - эластичную обойму 2 и прочный чехол 3 из ПВХ. Найденная новая комбинация конструктивных материалов, которые использованы для изготовления патентуемой транспортной шины в виде трехслойной конструкции, обеспечивает сочетание таких свойств разработанной шины как: высокая прочность, эластичность, надежная фиксация изогнутой формы шины при ее наложении на пораженный участок, легкость и удобство многократной дезинфекции.

Необходимо также отметить, что эластичная обойма 2 в комбинации с прочным чехлом 3 закрывает конструктивные пустоты рамки 1, что дополнительно повышает надежность и безболезненность фиксации отдельных частей и участков сломанной конечности при наложении патентуемой конструкции лестничной шины.

Вспененный полиэтилен, применяемый в конструкции патентуемой транспортной шины, обладает уникальными эксплуатационными свойствами.

В частности, он обладает высокими теплоизоляционными свойствами, за счет закрытой ячеистой структуры обладает крайне низкой гигроскопичностью, т.е. практически не впитывает влагу. Материал не гниет, не выделяет вредных веществ, экологически чист и долговечен, что позволяет его эффективно использовать в качестве эластичной обоймы 2 при изготовлении транспортных шин. При изготовлении транспортных шин возможно использование различных марок вспененного полиэтилена, например, марки Полирекс НПЭ.

Полирекс НПЭ - обладает всеми качествами присущими вспененному полиэтилену, и при этом имеет низкий коэффициент теплопроводности (л=0,48 Вт/мк), обладает высокой эластичностью, повышенным ресурсом износоустойчивости, имеет широкий температурный диапазон применения (-45+90С), не впитывает влагу (водопоглащение 0,9%).

Проведенные тестовые испытания образцов транспортной шины свидетельствуют, что:

- оптимальная толщина эластичной обоймы 2 из вспененного полиэтилена составляет от 4 до 12 мм;

- для иммобилизации нижних конечностей шину изготавливают длиной 1200-1300 мм и шириной 145-160 мм, а для верхних конечностей - длиной 800-900 мм, и шириной 110-130 мм.

Для изготовления наружного защитного чехла используют прочный тентовый материал марки ПВХ 420 Д, который помимо своих высоких прочностных характеристик, выдерживает неоднократную дезинфекцию традиционными моющими средствами.

Патентуемую транспортную лестничную шину используют следующим образом.

При выполнении транспортной иммобилизации необходимо обеспечить полноценную фиксацию и вытяжение поврежденного сегмента конечности. Фиксация заключается в создании неподвижности участка конечности с обязательным выключением движений минимум в 2 суставах, прилегающих к поврежденной области, что достигается соответствующим изгибом (деформацией) металлической рамки 1. При наложении транспортной шины необходимо соблюдать определенные правила:

- перед наложением иммобилизирующей шины пострадавшему вводят подкожно или внутримышечно обезболивающее средство (морфин, промедол, пантопон и т.п. препараты);

- длина транспортной шины должна соответствовать поврежденному участку. Обязательна фиксация не менее 2 суставов, выше и ниже места повреждения, а при переломе плеча и бедра - не менее 3 суставов;

- шина должна обладать достаточной прочностью и эластичностью, по возможности быть легкой и удобной при наложении.

Шину накладывают поверх одежды. Рамку 1, исходя из характера повреждения конечности, изгибают таким образом, чтобы обеспечить надежную временную иммобилизацию (т.е. обездвижение) поврежденной конечности. Наличие в конструкции шины эластичной обоймы 2 на месте соприкосновения с костными выступами исключает чрезмерное сдавливание кожи. Шину накладывают в функционально выгодном положении конечности (рука - отведение в плечевом суставе и сгибание в локтевом суставе под углом 90°; нога - отведение в тазобедренном суставе, легкое сгибание в коленном суставе).

Оказание первой медицинской помощи при открытых переломах начинают с остановки кровотечения различными способами в зависимости от вида кровотечения (наиболее частый способ - наложение давящей повязки, реже - резинового жгута или жгута-закрутки), закрытия раны с помощью индивидуального перевязочного пакета или другого стерильного перевязочного материала. При фиксации шины нельзя закрывать место наложения жгута, чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут или переложить его. Замок жгута должен быть легко доступен. Наличие у раненого жгута на конечности должно быть четко и ярко обозначено с указанием времени его наложения в минутах.

Прибинтовывание шины осуществляют мягкими бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру, осторожно, чтобы не причинить дополнительных болей.

После наложения шины и ее фиксации пострадавшего укрывают, чтобы устранить возможность переохлаждения.

Использованные в медицинской практике транспортные шины подлежат дезинфекции, которую осуществляют, например, 3%-ным раствором перекиси водорода по ГОСТ 177 с добавлением 0,5%-ного раствора моющего средства типа "Лотос" по ГОСТ 25644.

Опытная апробация патентуемой конструкции транспортной лестничной шины подтверждает высокую надежность фиксации пораженного участка конечности без причинения дополнительного травмирования и боли пострадавшему, повышенную долговечность и срок службы разработанной шины, удобство и эффективность ее дезинфекции, а также высокую экономичность разработанной конструкции.

1. Транспортная лестничная шина, содержащая размещенный в наружном защитном чехле ложемент для иммобилизации поврежденной конечности, выполненный в виде плоской прямоугольной вытянутой рамки из проволоки с поперечными проволочными стяжками, отличающаяся тем, что плоская прямоугольная рамка из проволоки размещена в эластичной обойме, выполненной из вспененного полиэтилена, а наружный защитный чехол выполнен из тентового материала поливинилхлорида.

2. Транспортная лестничная шина по п.1, отличающаяся тем, что для изготовления эластичной обоймы используют вспененный полиэтилен марки полирекс НПЭ.

3. Транспортная лестничная шина по п.1, отличающаяся тем, что толщина эластичной обоймы из вспененного полиэтилена составляет от 4 до 12 мм.

4. Транспортная лестничная шина по п.1, отличающаяся тем, что для изготовления наружного защитного чехла используют тентовый материал марки ПВХ 420 Д.

5. Транспортная лестничная шина по п.1, отличающаяся тем, что для иммобилизации нижних конечностей шину изготавливают длиной 1200-1300 мм и шириной 145-160 мм, а для верхних конечностей - длиной 800-900 мм и шириной 110-130 мм.

6. Транспортная лестничная шина по п.1, отличающаяся тем, что плоская прямоугольная рамка выполнена из стальной, или медной, или алюминиевой проволоки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно, к перевязочным материалам, и может быть использовано для лечения ожогов и ран
Наверх